Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

+375 (17) 308-25-01

+375 (17) 215-06-00

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

Актуально

  28438 6 декабря 2022  75 1 декабря 2022  1127
О назначении судебного разбирательства по уголовному делу по обвинению Сазанович Я.С., Навоши Д.А., Занемонской В.И., Высоцкой О.В., Богдановича Д.А. в совершении преступлений, предусмотренных ч.3 ст.130, ч.3 ст.203-1 УК Республики Беларусь
21 ноября 2022  1581 14 ноября 2022  873 11 ноября 2022  1204

Решение Верховного Суда Республики Беларусь от 12.11.2020 по делу № 2-4/2020

20 ноября 2020  2466

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

12.11.2020

Дело № 2-4/2020

г.Минск

Верховный   Суд   Республики   Беларусь   в   составе  судьи  Кривицкой А.А. при секретаре судебного заседания – помощнике судьи Голуб Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ТУТ БАЙ МЕДИА» к Министерству информации Республики Беларусь о признании недействительными ненормативных правовых актов государственного органа,

с участием представителей:

  от заявителя: адвоката Зикрацкого С.А. (доверенность от 07.10.2020), генерального директора Чекиной Л.Ю. (приказ от 01.03.2017);

от заинтересованного лица: адвоката Шпилевской Т.Э. (доверенность от 11.11.2020)

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «ТУТ БАЙ МЕДИА» обратилось в суд с заявлениями о признании недействительными ненормативных правовых актов – письменных предупреждений Министерства информации Республики Беларусь о нарушении требований статьи 4 и подпункта 1.2 пункта 1 статьи 49 Закона Республики Беларусь «О средствах массовой информации» № 4 от 07.09.2020, № 5 от 09.09.2020 и № 6 от 15.09.2020, которые были объединены в одно производство.

В обоснование своих требований о неправомерности обжалуемых ненормативных правовых актов заявителем указано, что опубликованные сетевым изданием tut.by статьи под названием «Комитет госконтроля сможет выплатить крупные премии работникам, которые проявят себя в резонансных делах», «К редактору tut.by пришли силовики. На ее дочь завели уголовное дело о массовых беспорядках», «Белорусская таможня просила подтвердить, что в «Гарри Поттере» нет призывов к свержению власти» не содержат недостоверной информации. Также заявитель считает, что информация, указанная в предупреждениях как недостоверная и распространенная в вышеназванных статьях, не может нанести вред государственным или общественным интересам, а указание на массовое дезинформирование граждан не доказано.

Оспаривая законность и обоснованность предупреждения № 4 от 07.09.2020, вынесенного Министерством информации Республики Беларусь в связи с опубликованием 25.08.2020 по адресу https://finance.tut.by/news697993.html статьи под названием «Комитет госконтроля сможет выплатить крупные премии работникам, которые проявят себя в резонансных делах», заявитель ссылается на то, что в целом в статье шла речь о наделении Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь правом осуществлять работникам выплату премии за активное участие в выявлении, изобличении, обезвреживании и задержании лиц, совершивших наиболее опасные, имеющие большой общественный резонанс преступления, при этом допущенные  в данном материале неточности относительно размеров таких выплат были им устранены с опубликованием извинений.

Заявитель полагает, что статья содержит лишь сведения о допустимом пределе денежного вознаграждения, которое может быть сколь угодно меньшим, в ней нет информации о фактически осуществленных выплатах в каком-либо размере, тем более общеизвестно, что выделяемые бюджетные средства имеют целевой характер, и государственный орган не вправе выйти за пределы выделенных под выплату таких поощрений денежных средств. Также в связи с отнесением сведений о размере базового оклада работников Комитета государственного контроля Республики Беларусь к служебной информации ограниченного распространения самостоятельное выяснение читателями конкретного размера таких премий невозможно. 

Таким образом, по мнению заявителя, отсутствуют основания утверждать о причинении вреда государственным и общественным интересам, поскольку имеющаяся в статье информация о конкретном размере денежного вознаграждения не может повлиять на уровень доверия граждан к государственным органам, вызвать негативное восприятие обществом использования государственными органами бюджетных средств, а указание на значительное завышение размеров премий является оценочным суждением Министерства информации Республики Беларусь и ничем не подтверждено.

Что касается предупреждения № 5 от 09.09.2020, вынесенного Министерством информации Республики Беларусь в связи с опубликованием 08.09.2020 по адресу https://news.tut.by/society/699649.html статьи под названием «К редактору tut.by пришли силовики. На ее дочь завели уголовное дело о массовых беспорядках», то заявитель указывает на соответствие в целом изложенной в ней информации действительности, так как в квартире Галины Уласик действительно был проведен обыск в рамках уголовного дела, возбужденного по статье 293 Уголовного кодекса Республики Беларусь по фактам массовых беспорядков, в отношении ее дочери Валерии Уласик; информация о том, что ее дочь является по нему подозреваемой была сообщена Галине Уласик устно проводившими обыск сотрудниками при начале производства обыска; при производстве обыска изымалась только техника, принадлежавшая Валерии Уласик; после задержания Валерии Уласик адвокат не был допущен к ней в день ее задержания для оказания правовой помощи; изначально в материалах дела об административном правонарушении в отношении Валерии Уласик отсутствовал протокол ее административного задержания. Информацию об основаниях задержания Валерии Уласик Министерство внутренних дел Республики Беларусь, Следственный комитет Республики Беларусь, Генеральная прокуратура Республики Беларусь на основании обращения журналистов tut.by не представили, как только было получено подтверждение об отсутствии у Валерии Уласик процессуального статуса подозреваемой, публикация была оперативно дополнена новыми данными, заголовок изменен на «К редактору tut.by пришли силовики. Ее дочь задержана».

Заявитель считает, что неточность, допущенная в публикации «К редактору tut.by пришли силовики. На ее дочь завели уголовное дело о массовых беспорядках», была не критичной и вызвана обстоятельствами задержания Валерии Уласик, а также отсутствием возможности получить комментарии должностных лиц правоохранительных органов и прокуратуры, в связи с чем не может причинить вред государственным и общественным интересам. Как указывает заявитель, данная статья является информационным материалом о произошедшем событии, в ней описаны действия представителей правоохранительных органов, входящие в их компетенцию, какая-либо оценка данным действиям не дается, в связи с чем отсутствуют основания вести речь о снижении доверия к государственным органам, внушении читателям сомнения в защищенности от преступных посягательств, росте социальной напряженности вследствие опубликования этой статьи.

Не согласен заявитель также с предупреждением № 6 от 15.09.2020, вынесенным Министерством информации Республики Беларусь в связи с опубликованием 15.09.2020 в сетевом издании tut.by по адресу https://news.tut.by/culture/700540.html статьи под названием «Белорусская таможня попросила подтвердить, что в «Гарри Поттере» нет призывов к свержению власти», поскольку указание в статье на то, что соответствующая информация была предоставлена издательством «Янушкевич», свидетельствует об отсутствии распространения недостоверной информации, при этом уточнение сведений было произведено уже через час после публикации.

Заявитель полагает, что изложенные в статье сведения относительно направления таможенным органом требования о подтверждении того, что в книге «Гарри Поттер» нет призывов к свержению действующей власти, не могут причинить вред государственным и общественным интересам, так как запрос подобной информации  возможен при реализации этим органом допустимых законодательством профилактических мер в рамках выполнения возложенных на него функций по противодействию экстремизму, а сама статья описывает процедурные вопросы во взаимоотношениях между государственным органом и субъектом хозяйствования без изложения каких-либо мнений и суждений журналистов издания, и, соответственно, не может вызвать негативное восприятие обществом решений таможенных органов, служить инструментом к снижению доверия граждан к государственным органам, дискредитировать эти органы, вызывать рост социальной напряженности.

Заинтересованное лицо в представленном в суд отзыве указало, что вынесенные им письменные предупреждения № 4 от 07.09.2020, № 5 от 09.09.2020 и № 6 от 15.09.2020 приняты в пределах компетенции данного государственного органа и с соблюдением требований законодательства.

Как указывает заинтересованное лицо, вынесение в адрес заявителя предупреждения № 4 от 07.09.2020 осуществлено на основании обращения Комитета государственного контроля Республики Беларусь, согласно информации которого приведенные в опубликованной в сетевом издании tut.by статье «Комитет госконтроля сможет выплатить крупные премии работникам, которые проявят себя в резонансных делах» размеры премий, которые могут выплачиваться работникам государственных органов и гражданам за активное участие в выявлении, изобличении, обезвреживании и задержании лиц, совершивших наиболее опасные, имеющие большой общественный резонанс преступления, являются недостоверными, так как учитывая содержание статьи, складывается мнение, что размеры премий могут составлять до 7 400 рублей, а в исключительных случаях – до 14 800 рублей, что не соответствует постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 21.12.1998 г. № 1959 «О поощрении работников некоторых государственных органов и граждан за активное участие в борьбе с преступностью» (в редакции постановления от 30.07.2015 № 646).

Заинтересованное лицо далее указывает, что искажение заявителем сведений о размерах выплат сотрудникам Комитета государственного контроля Республики Беларусь и органов финансовых расследований является значительным и способно вызвать негативное восприятие обществом использования бюджетных средств, привести к снижению доверия граждан к государственным органам, массово дезинформирует население и тем самым может нанести вред государственным интересам.

В обоснование правомерности письменного предупреждения № 5 от 09.09.2020 заинтересованное лицо ссылается на то, что согласно информации управления Следственного комитета Республики Беларусь по г.Минску (далее – УСК по г.Минску) в заголовке и тексте опубликованной заявителем статьи «К редактору tut.by пришли силовики. На ее дочь завели уголовное дело о массовых беспорядках» имеются недостоверные сведения о задержании Валерии Уласик в качестве подозреваемой, признании ее в качестве подозреваемой по уголовному делу, а также о возбуждении в отношении Валерии Уласик уголовного дела «о массовых беспорядках».

Министерство информации Республики Беларусь пришло к выводу о том, что вышеуказанная не соответствующая действительности информация являлась непроверенной, однако была подана редакцией как бесспорно установленный факт, она массово дезинформирует население о порядке возбуждения уголовных дел и ходе проведения следственных действий, создает у читателей искаженное восприятие ситуации в стране, направлена на негативное восприятие обществом  решений органа уголовного преследования и в целом внушает сомнение в защищенности от преступных посягательств, способна вызвать рост социальной напряженности, является инструментом к снижению доверия граждан к государственным органам, в связи с чем может нанести вред государственным интересам.

Обжалуемое по настоящему делу письменное предупреждение № 6 от 15.09.2020 вынесенное в связи с размещением статьи «Белорусская таможня попросила подтвердить, что в «Гарри Поттере» нет призывов к свержению власти», заинтересованное лицо также находит законным и обоснованным, поскольку в указанном материале заголовок и сведения о том, что «по требованию таможни издательство подготовит информацию о том, что в книге нет призывов к свержению действующей власти» не соответствуют действительности, а также могут нанести вред государственным интересам.

Министерством информации Республики Беларусь из Государственного таможенного комитета Республики Беларусь было получено письмо с опровержением вышеуказанных распространенных сведений и указанием на то, что электронная предварительная информация в отношении партии названной в статье книжной продукции, планируемой ко ввозу в Республику Беларусь в адрес издательства «Янушкевич», на момент размещения информации в сетевом издании в таможенные органы вообще не поступала.

Заинтересованное лицо посчитало, что размещенная заявителем вышеуказанная информация относительно требований таможенных органов является выдуманной, однако подается редакцией как бесспорно установленный факт, массово дезинформирует население, направлена на негативное восприятие обществом решений таможенных органов, вызывает рост социальной напряженности, является инструментом к снижению доверия граждан к государственным органам и тем самым способна нанести вред государственным интересам.

В судебном заседании представители заявителя свои требования поддержали по основаниям, указанным в заявлениях и дополнении к ним.

Представитель заинтересованного лица требования общества с ограниченной ответственностью «ТУТ БАЙ МЕДИА» не признала, заявила ходатайство о взыскании с заявителя расходов на оказание юридической помощи в сумме 600 рублей с приложением подтверждающих данные расходы документов, которое было принято судом к рассмотрению.

Опрошенная в качестве свидетеля Рыбчинская А.А., суду пояснила, что работает журналистом в обществе с ограниченной ответственностью «ТУТ БАЙ МЕДИА» и является автором заметки «Комитет госконтроля сможет выплатить крупные премии работникам, которые проявят себя в резонансных делах», которую она написала по просьбе редактора в связи с опубликованием на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь постановления Совета Министров Республики Беларусь № 495 от 21.08.2020. Названным постановлением вносились изменения в другое постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.1998 № 1959 «О поощрении работников некоторых государственных органов и граждан за активное участие в борьбе с преступностью», в частности, был дополнен список государственных органов, наделенных правом выплачивать такие премии, в него добавлен Комитет государственного контроля Республики Беларусь. Однако при написании статьи была допущена ошибка, так как на том сайте, на котором был найден текст основного постановления, опубликована его первоначальная версия без изменений, внесенных позже. Не проверив информацию, Рыбчинская А.А. в своей заметке упомянула те размеры премий, которые были указаны в первоначальной версии постановления. После получения предупреждения выяснилось, что в связи с внесенными в постановление изменениями размеры премий сейчас другие, допущенную ошибку незамедлительно исправили, но до этого момента у автора статьи не имелось никаких оснований предполагать, что в заметке приведена ошибочная информация. По невнимательности Рыбчинская А.А. в своей заметке также ошибочно указала и иную информацию. При подготовке статьи она не обращалась ни за консультацией к юристам, ни за комментариями в Комитет государственного контроля Республики Беларусь, это достаточно стандартный материал для раздела, в котором свидетель работает (освещение изменений, связанных с зарплатами, окладами, премиями, надбавками и так далее), это стандартная тема.

Будучи допрошенной в качестве свидетеля, Калтыгина А.В. пояснила, что работает редактором в обществе с ограниченной ответственностью «ТУТ БАЙ МЕДИА» и является автором статьи о задержании Валерии Уласик. Написание статьи было вызвано тем, что утром 08.09.2020 ей позвонила Галина Уласик и сообщила, что к последней звонят в дверь, а по словам соседей около двери люди в балаклавах. После планерки, во время которой Калтыгина А.В. не отвечала на звонки, ей также позвонила подруга Валерии Уласик по имени Анна, сообщив об обыске в доме у Валерии Уласик, после чего Калтыгина А.В. поставила данную новость. Новость постоянно менялась и дополнялась, потому что к дому Галины Уласик приехали журналисты, а также параллельно они пытались получить комментарии из Следственного комитета Республики Беларусь, Генеральной прокуратуры Республики Беларусь. После получения видео, на котором Валерию Уласик увозит милиция, новость была дополнена словами самой Валерии Уласик, сообщавшей, что ее задержали также как подозреваемую по уголовному делу о массовых беспорядках. По окончании обыска с журналистом tut.by и другими журналистами пообщалась Галина Уласик, новость была дополнена информацией, полученной от нее. Когда пришло предупреждение Министерства информации Республики Беларусь в статью были внесены коррективы о задержании Валерии Уласик только в рамках административного процесса. Сразу после получения информации об обыске в квартире Галины Уласик предпринимались попытки проверить информацию об основаниях задержания Валерии Уласик и получить комментарии от Следственного комитета Республики Беларусь и Генеральной прокуратуры Республики Беларусь. На звонок коллеги Калтыгиной А.В. Следственный комитет Республики Беларусь посоветовал обратиться в Генеральную прокуратуру Республики Беларусь, однако там никакой конкретной информации также не дали, имеется запись разговоров.

Свидетель Уласик Г.В. суду показала, что работает в обществе с ограниченной ответственностью «ТУТ БАЙ МЕДИА» редактором отдела новостей, а также является матерью Валерии Уласик, которая была задержана в ее присутствии. Услышав настойчивые звонки в дверь после 7 часов утра 08.09.2020 и узнав, что это милиция, Уласик Г.В. сообщила об этом коллегам. Сотрудники правоохранительных органов сказали Уласик Г.В., что им нужна ее дочь и что в их квартире будет проведен обыск в связи с тем, что Валерия Уласик проходит по уголовному делу о массовых беспорядках. Одновременно они сообщили, что Валерию Уласик намерены доставить в РУВД по делу об административных правонарушениях по статье 23.34 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Затем Валерию Уласик увезли сотрудники милиции, а обыск проводился в присутствии Уласик Г.В., о чем последняя также сообщила своим коллегам. О задержании дочери в рамках не только административного, но и уголовного процесса Уласик Г.В. сообщили зашедшие в квартиру люди в штатском. Ими было предъявлено удостоверение сотрудников милиции, однако название конкретной структуры она не запомнила.

Далее свидетель Уласик Г.В. пояснила, что после обыска поехала в суд Московского района г.Минска, где в тот же день на 14 часов 15 минут было назначено судебное заседание по административному делу в отношении Валерии Уласик. Так как судебное заседание проводилось по скайпу, она не видела свою дочь, но слышала ее голос. В ходе судебного заседания выяснилось, что нет протокола о задержании Валерии Уласик, имелись другие нестыковки в документах, и судебное заседание было перенесено на следующий день. Когда после судебного заседания 08.09.2020 она приехала в РУВД Московского района г.Минска, думая, что ее дочь освободят, милиционер заявил, что Валерии Уласик там нет. Найти ее дочь пытался также адвокат, с которым был заключен договор на защиту дочери. Затем она случайно увидела, как ее дочь уводят во внутренний двор. Уласик Г.В. полагает, что ее дочь прятали, они не могли ее найти и узнать, какие претензии к ней предъявляют. Адвокату по телефону пояснили, что Валерия Уласик по уголовному делу не проходит, но официальных подтверждений этому не было

Свидетель Боднарчук М.В., будучи опрошенным, в суде пояснил, что является адвокатом адвокатского бюро «Конон и партнеры» Минской городской коллегии адвокатов. 08.09.2020 он в утреннее время прибыл по адресу: г.Минск, ул.Разинская, 66-11, чтобы участвовать в обыске, который проводился в квартире Уласик Г.В., с которой у него был заключен договор на защиту, но, поскольку следственное действие уже началось, его не пропустили. Через 15 – 20 минут обыск закончился, на его слова о том, что он будет осуществлять защиту Уласик Г.В., пояснили, что к Уласик Г.В. претензий нет. Позже Уласик Г.В. также подтвердила, что претензии были только к ее дочери в рамках административного и уголовного процессов. Как сказала ему Уласик Г.В., ее дочь проходит подозреваемой в рамках уголовного дела о массовых беспорядках. Был заключен договор на защиту Валерии Уласик, после чего он приступил к защите клиента в рамках административного и уголовного процессов.

Согласно показаниям свидетеля Боднарчука М.В. он прибыл в РУВД Московского района г.Минска, потому что со слов Уласик Г.В. туда должны были доставить Валерию Уласик. В РУВД Московского района г.Минска сказали, что Валерии Уласик у них нет. Понимая, что как подозреваемую в рамках уголовного процесса Валерию могли повезти допрашивать, он поехал в УСК по г.Минску, потому что к тому моменту ему уже было известно о том, что единственное дело о массовых беспорядках расследуется именно там. Боднарчуком М.В. был заполнен ордер на защиту Валерии Уласик в уголовном процессе, и в районе 12 часов дня он смог дозвониться до сотрудника следственной группы по этому делу, который сказал, что на данный момент статуса «подозреваемая» у Валерии Уласик нет. Боднарчук М.В. на всякий случай оставил свой ордер, чтобы в случае появления такого статуса у Валерии Уласик он мог спокойно вступить в процесс, так как имел уверенность в том, что уголовное преследование будет, потому что был проведен обыск явно в рамках уголовного дела, о чем был составлен и зарегистрирован протокол, в рамках административного процесса такого не предусмотрено. После обеда в тот же день началось судебное заседание в рамках дела об административном правонарушении, которое продолжилось еще на следующий день и по итогам которого на Валерию Уласик было наложено административное взыскание в виде 10 суток ареста. В материалах дела об административном правонарушении 08.09.2020 не было протокола о задержании. Однако Валерию не освободили, суд объявил перерыв. Заседание продолжилось на следующий день, и там уже появился сотрудник милиции, который принес протокол задержания от 08.09.2020.

Опрошенный свидетель Мартинович Д.А. суду пояснил, что работает в обществе с ограниченной ответственностью «ТУТ БАЙ МЕДИА» редактором, является автором статьи «Белорусская таможня просила подтвердить, что в «Гарри Поттере» нет призывов к свержению власти». В день, когда была опубликована эта статья, издательство «Янушкевич» опубликовало на своей странице в Фейсбуке информацию, что таможенные органы Республики Беларусь требовали от издательства предоставить данные о том, что в переводе книги «Гарри Поттер» на белорусский язык нет призывов к свержению действующей власти. Данная информация была опубликована в телеграм-канале «Еврорадио», затем эту информацию опубликовало «Радио Свобода» в телеграм-канале, и эта информация появилась на сайте «Еврорадио». Увидев эту информацию на сайтах других средств массовой информации, Мартинович Д.А. перешел на страницу издательства «Янушкевич» в Фейсбуке и связался с его директором  Андреем Янушкевичем, который подтвердил размещенную информацию. Также Мартинович Д.А. связался с пресс-секретарем Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Екатериной Шкурдюк. В тот момент у нее не было информации по этому вопросу, однако Екатерина Шкурдюк сказала, что после выяснения она эту информацию сообщит. На протяжении часа после публикации новости Мартинович Д.А. поддерживал связь с Екатериной Шкурдюк по телефону и через вайбер. Екатерина Шкурдюк просила уточнить, какая транспортная компания и через какую таможню перевозила тираж книги, чтобы проверить соответствие данной информации действительности. Однако в издательстве «Янушкевич» не захотели предоставить эту информацию. Примерно через час, когда стало понятно, что издательство не предоставит интересующую Екатерину Шкурдюк информацию, автор обновил текст публикации и написал, что издательство подтвердило, а Государственный таможенный комитет Республики Беларусь данную информацию опроверг. При этом Мартинович Д.А. написал Екатерине Шкурдюк о том, что если у нее будет более подробный комментарий, то он его опубликует. Через некоторое время Екатерина Шкурдюк прислала более расширенный комментарий, который был опубликован. После того как было вынесено предупреждение Министерства информации Республики Беларусь с указанием транспортной компании, была уточнена и размещена та информация, которая есть в итоговом тексте. В тексте статьи нашло отражение то, что говорил Андрей Янушкевич, последний подтвердил, что все было указано верно и корректно, он прислал документы, которые подготовил по устному запросу таможенного органа, это было подтверждение информации с его стороны. Первоначальный вариант статьи был опубликован до обращения к представителю таможенных органов Екатерине Шкурдюк, однако статья корректировалась в зависимости от комментариев пресс-службы Государственного таможенного комитета Республики Беларусь и издательства «Янушкевич», это достаточно распространенная практика. Иногда пресс-служба не комментирует какую-либо информацию сразу, а комментирует позже, при этом имеется техническая возможность корректировать новость. О недостоверности информации стало известно позже, был изменен заголовок статьи, принесены извинения таможенному органу.

Выслушав объяснения представителей заявителя и заинтересованного лица, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части, исходя из следующего.

07.09.2020 Министерством информации Республики Беларусь в адрес владельца сетевого издания tut.by – общества с ограниченной ответственностью «ТУТ БАЙ МЕДИА» вынесено письменное предупреждение № 4 о нарушении требований статьи 4 и подпункта 1.2 пункта 1 статьи 49 Закона Республики Беларусь «О средствах массовой информации».

Основанием к вынесению указанного предупреждения послужило размещение 25.08.2020 в сетевом издании tut.by статьи под названием «Комитет госконтроля сможет выплатить крупные премии работникам, которые проявят себя в резонансных делах», содержащей не соответствующие действительности сведения о размерах премий, которые могут выплачиваться работникам государственных органов и гражданам  за активное участие в выявлении, изобличении, обезвреживании и задержании лиц, совершивших наиболее опасные, имеющие большой общественный резонанс преступления.

Так, в статье указано, что «размер премии может составлять до 40 тарифных ставок первого разряда, в исключительных случаях – до 80. Правда с этого года тарифную ставку первого разряда отменили, вместо нее теперь используется такой показатель, как тарифный оклад. Он составляет 185 рублей».

Письмом от 02.09.2020 № 02/02-3370, направленным в адрес заинтересованного лица, Комитет государственного контроля Республики Беларусь сообщил о недостоверности приведенных в статье размеров премий, которые могут выплачиваться работникам государственных органов и гражданам за активное участие в выявлении, изобличении, обезвреживании и задержании лиц, совершивших наиболее опасные, имеющие большой общественный резонанс преступления, так как, учитывая содержание публикации, складывается мнение, что размеры премий могут составлять до 7 400 рублей (в исключительных случаях – до 14 800 рублей).

Вместе с тем в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.1998 № 1959 «О поощрении работников некоторых государственных органов и граждан за активное участие в борьбе с преступностью» (в редакции постановления от 30.07.2015 № 646) размер такого денежного вознаграждения может составлять до 9 (в исключительных случаях – до 18) базовых окладов.

В письме от 02.09.2020 № 02/02-3370 Комитет государственного контроля Республики Беларусь также указал, что искажение информации, связанное со значительным завышением размеров указанных выплат, массово дезинформирует население и способно вызвать негативное восприятие обществом использования бюджетных средств, что может привести к снижению доверия граждан к государственным органам и тем самым нанести вред государственным интересам, с чем согласилось Министерство информации Республики Беларусь, вынося соответствующее письменное предупреждение.

В ответе заявителя от 08.09.2020 № 01-02/636 на вынесенное в его адрес предупреждение № 4 от 07.09.2020 указано, что во исполнение указанных в нем требований 07.09.2020 редакцией общества с ограниченной ответственностью «ТУТ БАЙ МЕДИА» было опубликовано опровержение следующего содержания: «Опровержение. 07.09.2020 в текст внесены изменения. Ранее опубликованная информация о том, что размер премии может составлять до 40 тарифных ставок первого разряда, в исключительных случаях – до 80, не соответствует действительности. Ошибка редакции была вызвана тем, что в текст постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.1998 №1959 «О поощрении работников некоторых государственных органов и граждан за активное участие в борьбе с преступностью» вносились промежуточные изменения, которые в первой редакции заметки не были учтены. Приносим свои извинения». Кроме того, 07.09.2020 была размещена статья под названием «Мининформ вынес предупреждение tut.by из-за статьи о премиях правоохранителям по резонансным делам с пояснениями, по каким причинам были внесены изменения в материал, опубликованный 25.08.2020.  Общество с ограниченной ответственностью «ТУТ БАЙ МЕДИА» приносит свои извинения за допущенную ошибку и сообщает, что нарушения были устранены в оперативном порядке, сразу после получения предупреждения от 07.09.2020.

09.09.2020 в адрес владельца сетевого издания tut.by – общества с ограниченной ответственностью «ТУТ БАЙ МЕДИА» было вынесено письменное предупреждение № 5 о нарушении требований статьи 4 и подпункта 1.2 пункта 1 статьи 49 Закона Республики Беларусь «О средствах массовой информации».

Вынесение Министерством информации Республики Беларусь данного предупреждения было произведено в связи с размещением заявителем на сайте статьи «К редактору TUT.BY пришли силовики. На ее дочь завели уголовное дело о массовых беспорядках», содержащей не соответствующие действительности сведения, а именно: заголовок и указанная в статье информация о задержании Валерии Уласик в качестве подозреваемой, признании ее подозреваемой по уголовному делу, а также о возбуждении в отношении Валерии Уласик уголовного дела «о массовых беспорядках» являются недостоверными.

Согласно полученному Министерством информации Республики Беларусь от УСК по г.Минску письму от 08.09.2020 № 15-10/17953 следственным управлением управления Следственного комитета по г.Минску (далее – СУ УСК) расследуется уголовное дело № 20121110202, возбужденное по статье 293 Уголовного кодекса Республики Беларусь по фактам массовых беспорядков, произошедших с 09.08.2020 по 12.08.2020 в городе Минске. Для установления лиц, причастных к совершению правонарушений в указанный период, а также всех обстоятельств произошедшего следователями во взаимодействии с органом дознания на постоянной основе проводятся следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия. Так, по поручению следователя СУ УСК 08.09.2020 с соблюдением законодательства сотрудниками ГУБОПиК Министерства внутренних дел Республики Беларусь проведен обыск по месту жительства Валерии Уласик в целях проверки поступившей информации о причастности к организации массовых беспорядков, происходящих на территории города Минска.

В письме от 08.09.2020 № 15-10/17953 сообщается, что 08.09.2020 Валерия Уласик задержана сотрудниками милиции в рамках административного процесса за участие в несанкционированных мероприятиях. В настоящий момент  в производстве подразделений УСК по городу Минску не имеется уголовных дел, по которым Валерия Уласик имеет процессуальный статус подозреваемой или обвиняемой, сотрудниками УСК по г.Минску, а также по их поручению указанное физическое лицо в рамках уголовного дела не задерживалось. Корреспонденты интернет-ресурса tut.by не обращались к официальному представителю УСК по г.Минску за предоставлением информации касательно задержания Валерии Уласик.

УСК по г.Минску также указало на то, что опубликованная информация является недостоверной, выдуманной, однако подается редакцией как бесспорно установленный факт, массово дезинформирует население, направлена на негативное восприятие обществом решений органа уголовного преследования и в целом внушает читателям сомнение в защищенности от преступных посягательств, вызывает рост социальной напряженности, является инструментом к снижению доверия граждан к государственным органам и тем самым наносит вред государственным интересам.

Поддержав высказанную УСК по г.Минску позицию, Министерство информации Республики Беларусь вынесло еще одно предупреждение.

Согласно ответу заявителя от 10.09.2020 № 01-02/638 на вынесенное в его адрес предупреждение № 5 от 09.09.2020 во исполнение указанных в нем требований 09.09.2020 в статью были внесены соответствующие изменения, заголовок статьи изменен на следующий: «К редактору TUT.BY пришли силовики. Ее дочь задержана». Также заявителем 09.09.2020 была размещена статья под названием «Мининформ вынес очередное предупреждение tut.by – третье с 7 августа» с пояснениями, по каким причинам были внесены изменения в материал, опубликованный 08.09.2020.

В своем ответе заявитель, указывая на соответствие  опубликованной в статье от 08.09.2020 информации требованиям действующего законодательства, сослался на наличие в редакции общества «ТУТ БАЙ МЕДИА» копии протокола обыска от 08.09.2020, проведенного с соблюдением требований статей 208 и 210 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, получение сведений о задержании Валерии Уласик по подозрению в совершении уголовного преступления по статье 293 «Массовые беспорядки» Уголовного кодекса Республики Беларусь от самой Валерии и от Галины Уласик, непредоставление в течение дня 08.09.2020 пресс-службой Следственного комитета Республики Беларусь по неоднократным запросам журналистов общества с ограниченной ответственностью «ТУТ БАЙ МЕДИА» информации о статусе Валерии Уласик. Одновременно заявитель сослался на статью 52 Закона Республики Беларусь «О средствах массовой информации», указывая, что он не может нести ответственность за распространение признанных недостоверными сведений, так как сведения получены от должностных лиц государственного органа.

15.09.2020 в связи с размещением в этот же день в сетевом издании tut.by статьи «Белорусская таможня попросила подтвердить, что в «Гарри Поттере» нет призывов к свержению власти» в адрес его владельца – общества с ограниченной ответственностью «ТУТ БАЙ МЕДИА» вынесено письменное предупреждение № 6 о нарушении требований статьи 4 и подпункта 1.2 пункта 1 статьи 49 Закона Республики Беларусь «О средствах массовой информации».

Как следует из письменного предупреждения № 6 от 15.09.2020 в вышеназванной статье содержатся не соответствующие действительности сведения, что от региональной таможни к издательству «Янушкевич» поступило требование о подготовке информации о том, что в книге «Гарри Поттер» нет призывов к свержению действующей власти.

Письмом от 15.09.2020 № 06/10637 Государственный таможенный комитет Республики Беларусь проинформировал Министерство информации Республики Беларусь о том, что электронная предварительная информация в отношении партии книжной продукции, планируемой ко ввозу в Республику Беларусь в адрес издательства «Янушкевич», на момент размещения информации в сетевом издании в таможенные органы не поступала. Таможенными органами требование о представлении информации и документов по данной партии товара не выставлялось к получателю. Обращений по факту перемещения печатной продукции от издательства «Янушкевич» в таможенные органы не поступало. Таможенными органами 05.02.2020 осуществлялось оформление книжной продукции из аналогичной серии в адрес этого же получателя – издательства «Янушкевич». Таможенная декларация на товар была сформирована таможенным представителем – обществом с ограниченной ответственностью «Зона Логистики Групп». Никаких вопросов с оформлением товаров не было, таможенные органы не выставляли никаких требований получателю в отношении товаров, которые следовали. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь указал, что порядок перемещения печатной продукции через таможенную границу не изменился.

При вынесении обжалуемого письменного предупреждения № 6 от 15.09.2020 Министерство информации Республики Беларусь наряду с Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь пришло к выводу, что опубликованная в материале недостоверная информация является выдуманной, однако подается редакцией как бесспорно установленный факт, массово дезинформирует население, направлена на негативное восприятие обществом решений таможенных органов, вызывает рост социальной напряженности, является инструментом к снижению доверия граждан к государственным органам и тем самым способна нанести вред государственным интересам.

В ответе заявителя от 17.09.2020 № 01-02/660 на вынесенное в его адрес предупреждение № 6 от 15.09.2020 указано, что 15.09.2020 издательством «Янушкевич» в адрес общества «ТУТ БАЙ МЕДИА» была представлена информация, что на одной из региональных таможен у представителя транспортной компании, которая осуществляет перевозку книг издательства, потребовали информацию о том, что в книге «Гарри Поттер» нет призывов к свержению действующей власти. Наименование указанной транспортной компании на момент публикации статьи издательство назвать отказалось, в связи с чем обществу с ограниченной ответственностью «ТУТ БАЙ МЕДИА» не удалось получить актуальные комментарии со стороны транспортной компании по поводу соответствующего требования таможенных органов.

Однако, как указано далее в ответе, после поступления в адрес общества с ограниченной ответственностью «ТУТ БАЙ МЕДИА» предупреждения, в котором содержалось наименование этой транспортной компании – общество с ограниченной ответственностью «Зона Логистики Групп», от нее были получены комментарии, что они просили у Андрея Янушкевича (руководитель издательства «Янушкевич») предоставить письмо о том, что в книге «Гарри Поттер» нет призывов к свержению действующей власти по своей инициативе. Эта просьба носила устный рекомендательный характер. Никаких требований белорусская таможня ей не предъявляла.

Во исполнение требований, указанных в письменном предупреждении № 6 от 15.09.2020, редакцией 17.09.2020 по тексту статьи были внесены соответствующие изменения, заголовок статьи был изменен на  следующий: «Опровержение: таможня не просила подтвердить, что в «Гарри Поттере» нет призывов к свержению власти», а также было подробно расписано, каким образом в редакцию заявителя  поступила информация о требовании таможни в адрес издательства «Янушкевич». По тексту статьи было указано следующее: «издательство заявило, что для пересечения границы таможенникам понадобилась информация о том, что в книге нет призывов к свержению действующей власти, не соответствует действительности. Редакция приносит извинения читателям и Государственному таможенному комитету».

Согласно представленному заявителем письму № 24/20 от 29.09.2020 от издательства «Янушкевич» индивидуальный предприниматель Янушкевич А.Н. подтвердил факт непреднамеренного опубликования им в социальных сетях и сообщения журналистам заявителя неподтвержденной информации относительно требований таможенных органов.

В силу статьи 229 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь суд, рассматривающий экономические дела, в судебном заседании проверяет: компетенцию государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностного лица, издавших ненормативный правовой акт, соответствие этого ненормативного правового акта или его обжалуемых отдельных положений законодательным и иным нормативным правовым актам.

Суд не связан основаниями и доводами, изложенными в заявлениях об оспаривании ненормативного правового акта или об обжаловании действий (бездействия).

При рассмотрении заявления о признании ненормативного правового акта противоречащим законодательству на государственный орган, орган местного управления и самоуправления, иной орган или должностное лицо, издавших такой акт, возлагается обязанность доказывания: соответствия этого акта законодательному или иному нормативному правовому акту; наличия у государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностного лица надлежащих полномочий на издание оспариваемого ненормативного правового акта.

Компетенция Министерства информации Республики Беларусь на вынесение письменных предупреждений в соответствии со статьей 49 Закона Республики Беларусь от 17.07.2008 «О средствах массовой информации» (в ред. от 17.07.2018) (далее – Закон о СМИ) заявителем не оспаривалась.

При проверке соответствия обжалованных ненормативных правовых актов законодательству Республики Беларусь судом установлено следующее.

Основными принципами деятельности средств массовой информации в силу абзацев второго, шестого статьи 4 Закона о СМИ являются достоверность информации – средства массовой информации должны распространять информацию, соответствующую действительности; многообразие мнений – средства массовой информации обеспечивают свободное выражение и распространение различных мнений и взглядов в обществе.

Согласно пункту 12 статьи 1 Закона о СМИ недостоверная информация – не соответствующие действительности информационные сообщения и (или) материалы, распространяемые средством массовой информации, интернет-ресурсом.

Таким образом, исходя из имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу, что заинтересованным лицом доказан факт распространения в сетевом издании tut.by недостоверной информации при опубликовании статей «Комитет госконтроля сможет выплатить крупные премии работникам, которые проявят себя в резонансных делах», «К редактору tut.by пришли силовики. На ее дочь завели уголовное дело о массовых беспорядках», «Белорусская таможня просила подтвердить, что в «Гарри Поттере» нет призывов к свержению власти».

Доводы заявителя о том, что вышеуказанные статьи не содержат недостоверной информации, противоречат материалам дела, а также собственной позиции заявителя о наличии в публикациях неточностей, ошибок, что с точки зрения Закона о СМИ также является информацией, не соответствующей действительности.

Кроме того, во всех случаях заявителем в соответствии с требованиями статьи 42 Закона о СМИ были опубликованы опровержения, в том числе в форме уточнения.

В силу подпункта 1.2 пункта 1 статьи 49 Закона о СМИ письменное предупреждение выносится республиканским органом государственного управления в сфере массовой информации юридическому лицу, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, или владельцу сетевого издания в случае распространения недостоверной информации, которая может причинить вред государственным или общественным интересам.

Подпунктами 1.1, 1.3 пункта 1, пунктом 2 статьи 52 Закона о СМИ установлено, что журналист, учредитель (учредители) средства массовой информации, главный редактор (редактор) средства массовой информации, юридическое лицо, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, распространитель продукции средства массовой информации, владелец интернет-ресурса, владелец сетевого издания, информационное агентство, корреспондентский пункт не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности, если эти сведения:

получены от государственных органов, иных государственных организаций, их должностных лиц, а также содержатся в официальных информационных сообщениях и (или) материалах;

получены от политических партий, других общественных объединений, иных юридических лиц, а также содержатся в официальных информационных сообщениях и (или) материалах пресс-служб политических партий, других общественных объединений и иных юридических лиц.

Субъекты правоотношений в сфере массовой информации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, перед распространением сведений, которые могут дискредитировать Республику Беларусь, а также порочить честь, достоинство или деловую репутацию физических лиц либо деловую репутацию юридических лиц, полученных из источников, указанных в подпункте 1.3 пункта 1 настоящей статьи, обязаны проверить достоверность указанных сведений и предоставить возможность распространения одновременного комментария физических и (или) юридических лиц, в том числе государственных органов и иных государственных организаций (их пресс-служб), в отношении которых могут быть распространены данные сведения либо в компетенцию которых входит подготовка разъяснений в отношении распространяемой информации.

В случае невыполнения требований, предусмотренных частью первой настоящего пункта, субъекты правоотношений в сфере массовой информации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, не освобождаются от ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности.

При вынесении обжалованных по настоящему делу письменных предупреждений № 4 от 07.09.2020, № 5 от 09.09.2020 и № 6 от 15.09.2020 Министерство информации Республики Беларусь, как и обратившиеся к нему государственные органы, посчитало, что распространение указанной в данных статьях недостоверной информации способно причинить вред государственным интересам. Также заинтересованное лицо пришло к выводу, что нормы статьи 52 Закона о СМИ об освобождении от ответственности на заявителя в данном случае не распространяются.

Поскольку вопрос о возможности причинения вреда государственным интересам посредством опубликования тех или иных недостоверных сведений является оценочным, суд исходит из того, что он разрешается прежде всего в зависимости от фактических обстоятельств конкретного дела, на основании системного толкования комплекса нормативных положений, регламентирующих деятельность средств массовой информации, а также деятельность государственных органов в соответствующей области общественных отношений и устанавливающих определенные правила поведения в государстве и обществе.

Статьей 34 Конституции Республики Беларусь, пунктом 1 статьи 36 Закона о СМИ физическим лицам гарантировано право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, политических партий, других общественных объединений, иных юридических лиц, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды.

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах (г. Нью-Йорк, 1966 г.) каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения или иными способами по своему выбору. Пользование предусмотренными в пункте 2 статьи 19 правами налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми: a) для уважения прав и репутации других лиц; b) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.

Статья 11 Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека, принятой 26.05.1995 г., предусматривает, что каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения. Это право включает свободу придерживаться своих мнений, получать и распространять информацию и идеи любым законным способом без вмешательства со стороны государственных властей и независимо от государственных границ. Поскольку пользование этими свободами налагает обязанности и ответственность, оно может быть сопряжено с формальностями, условиями и ограничениями, предусмотренными законом и необходимыми в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка или защиты прав и свобод других лиц.

В соответствии с подпунктами 1.1, 1.2 пункта 1, подпунктами 2.1, 2.3 пункта 2 статьи 30-1 Закона о СМИ владелец интернет-ресурса, владелец сетевого издания имеют право: собирать, получать, передавать и распространять информацию любым способом в соответствии с законодательством Республики Беларусь; излагать на интернет-ресурсе, в сетевом издании личные суждения и оценки с указанием собственного имени или псевдонима. Владелец интернет-ресурса, владелец сетевого издания обязаны: анализировать содержание интернет-ресурса, сетевого издания; не допускать распространение посредством интернет-ресурса, сетевого издания недостоверной информации, которая может причинить вред государственным или общественным интересам.

Пунктом 1 статьи 34 Закона о СМИ предусмотрено, что в своей профессиональной деятельности журналист средства массовой информации, в том числе иностранного, руководствуется Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными актами законодательства Республики Беларусь и нормами профессиональной этики журналистов.

Подпункты 2.1, 2.4, 2.5 пункта 2, подпункты 4.2, 4.3 пункта 4 статьи 34 Закона о СМИ наделяют журналиста средства массовой информации при осуществлении им профессиональных обязанностей такими правами, как собирать, запрашивать и получать информацию из государственных органов, от политических партий, других общественных объединений, иных юридических лиц, а также хранить и распространять информацию, необходимую для осуществления его профессиональной деятельности; обращаться к специалистам при проверке фактов и обстоятельств в связи с поступившими информационными сообщениями и (или) материалами; высказывать свое личное мнение по информационным сообщениям и (или) материалам, предназначенным для распространения, за своей подписью, а также регламентируют обязанности журналиста средства массовой информации, в частности, проверять достоверность полученных им сведений; предоставлять для распространения достоверную информацию.

Статьи 2 и 3 Кодекса профессиональной этики журналиста, принятого на IX съезде ОО «Белорусский союз журналистов» 18.10.1995 г., среди основных принципов деятельности журналиста называют правдивость и объективность подачи информации, добросовестность журналистов. Так, журналист должен давать правдивое отражение действительности путем подробной и исчерпывающей информации. Он излагает факты, сохраняя их действительный смысл, показывая важнейшие связи и не допуская искажений, для того, чтобы общество смогло сформировать точное, связное и наиболее адекватное представление о текущих социальных процессах, их происхождении, сущности и значении, о состоянии дел в современном мире. Добросовестность журналиста имеет своей предпосылкой скрупулезную проверку фактов, точную передачу сведений, взятых из документальных или других источников и предназначенных для публикации; она исключает подтасовку фактов, бездоказательные мнения, вымысел и фабрикацию материалов.

Указом Президента Республики Беларусь от 06.02.2009 № 65 (в ред. от 19.03.2020) предусмотрено, что государственные органы и иные государственные организации (далее, если не определено иное, - государственные органы) осуществляют информационное обеспечение и сопровождение государственной политики в соответствующей сфере (отрасли) путем взаимодействия со средствами массовой информации. Основными задачами лица, ответственного за работу со СМИ, являются в том числе обеспечение взаимодействия государственного органа со СМИ; оперативное реагирование на события в мировом и (или) национальном информационных пространствах, относящиеся к деятельности государственного органа (подпункт 1.1 пункта 1 Указа).

Пунктом 40 Концепции информационной безопасности Республики Беларусь, утвержденной постановлением Совета Безопасности Республики Беларусь № 1 от 18.03.2019, представляющей собой систему официальных взглядов на обеспечение национальной безопасности в информационной сфере, закреплено, что механизмы деструктивного информационно-психологического воздействия на личность, общество и государство постоянно совершенствуются, а масштабное манипулирование массовым сознанием принимает такую же остроту, как борьба за территории, ресурсы и рынки. Через информационное пространство осуществляется преднамеренная дискредитация конституционных основ государств и их властных структур, размывание национального менталитета и самобытности, вовлечение людей в экстремистскую и террористическую деятельность, разжигание межнациональной и межконфессиональной вражды, формирование радикального и протестного потенциала. Информационный фактор играет все более значительную роль в межгосударственных конфликтах и неявных действиях, направленных на нарушение суверенитета, территориальной целостности стран и снижение темпов их развития. В результате информационных воздействий существенно меняются социальные связи человека в обществе, стиль мышления, способы общения, восприятие действительности и самооценка. Все большее беспокойство вызывает активное распространение в информационном пространстве фальсифицированной, недостоверной и запрещенной информации. Снижение критического отношения потребителей информации к фейковым сообщениям новостных ресурсов, в социальных сетях и на других онлайн-платформах создает предпосылки преднамеренного использования дезинформации для дестабилизации общественного сознания в политических, социально-опасных, иных подобных целях.

Также при оценке выводов Министерства информации Республики Беларусь о том, что спорные публикации могли причинить вред государственным интересам, суд наряду с положениями вышеизложенных нормативных правовых актов учитывает и  закрепленное в абзаце пятом статьи 1 Модельного закона «О безопасности», принятого постановлением Межпарламентского Комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан № 9-9 от 15.10.1999 и направленного в парламенты государств – участников Договора от 29 марта 1996 года для использования в национальных законодательствах, определение интересов государства, под которыми понимается совокупность политических, экономических, социальных и других потребностей государства, от реализации которых зависит способность государства обеспечивать защиту конституционных прав человека и гражданина, ценностей общества, основополагающих государственных институтов. При этом перечень интересов государства приведен в статье 4 данного Модельного закона.

Проанализировав нормы законодательства, регулирующего порядок распространения информации средствами массовой информации в Республике Беларусь, а также правила деятельности государственных органов в сфере распоряжения бюджетными средствами, осуществления оплаты труда государственных служащих, перемещения товаров через таможенную границу, суд признает правильными выводы Министерства информации Республики Беларусь о том, что опубликование недостоверной информации в статьях «Комитет госконтроля сможет выплатить крупные премии работникам, которые проявят себя в резонансных делах» и «Белорусская таможня просила подтвердить, что в «Гарри Поттере» нет призывов к свержению власти» способно нанести вред государственным интересам.

Существенно завышая размер сумм, которые подлежали выплате работникам Комитета государственного контроля Республики Беларусь и органов финансовых расследований, заявитель массово дезинформирует население о порядке распределения и расходования бюджетных средств, вызывая сомнение в способности государства выполнять одну из своих основных функций – обеспечить эффективное использование таких средств в интересах всего общества и в целях развития страны (пункт 7 статьи 8 Бюджетного кодекса Республики Беларусь).

Кроме того, в статье был перечислен ряд иных государственных органов (Министерство внутренних дел Республики Беларусь, Комитет государственной безопасности Республики Беларусь, Генеральная прокуратура Республики Беларусь, Государственный комитет пограничных войск Республики Беларусь), сотрудники которых вправе получать такие премии, создавая у общественности впечатление о том, что они также могут направлять на выплату данных вознаграждений такие значительные суммы за счет средств бюджета.

Из анализа текста статьи усматривается, что в ней помимо непосредственно недостоверных размеров премий сотрудникам правоохранительных органов содержится не соответствующая действительности информация, касающаяся вопросов оплаты труда работников в Республике Беларусь, в частности об отмене тарифной ставки первого разряда, использовании вместо нее тарифного оклада, размере такого тарифного оклада, которая противоречит абзацу пятнадцатому части первой статьи 1, статьям 60, 61, 63 Трудового кодекса Республики Беларусь,  постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 29.08.2019 №583 «Об установлении размера тарифной ставки первого разряда», постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 13.12.2019 №862 «Об установлении размера базовой ставки».

Доводы заявителя о целевом характере бюджетных средств, отсутствии в статье сведений о фактически произведенных выплатах в каком-либо размере, указание лишь на допустимый предел такого денежного вознаграждения, которое может быть сколь угодно меньшим, не изменяют характер поданной информации, которая однозначно нацеливает читателя на конкретные и существенно завышенные цифры, позволяя их рассчитать и сравнить с любой общедоступной информацией, например со средней начисленной заработной платой в стране, которая по данным Национального статистического комитета Республики Беларусь по состоянию на август 2020 года составила 1276,4 рубля.

  Что касается доводов заявителя относительно недоказанности значительного завышения размеров премий, то они подлежат отклонению, поскольку с учетом размера базового оклада для государственных служащих, установленного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.2020 № 45-дсп, размер премий был завышен более чем в три раза, что обоснованно признано заинтересованным лицом  значительным.

При этом отнесение сведений о размере базового оклада для государственных служащих к служебной информации ограниченного распространения не отменяет самого факта существенного завышения размеров выплат, указанных в статье, предполагает наличие для заявителя законодательно определенных ограничений при распространении такого рода информации и не дает ему право произвольно, исходя из своего субъективного понимания, трактовать нормы законодательства в отношении размеров вознаграждений, рассчитываемых на его основе.

Суд также учитывает, что изменение размеров премий было произведено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.07.2015 № 646, то есть около 5 лет назад, а изложенная в статье информация представлена таким образом, что искажался подлинный смысл установленных еще в 1998 году выплат, получить которые по решению соответствующих должностных лиц, включая Председателя Комитета государственного контроля, вправе в том числе любой гражданин Республики Беларусь. При этом данная информация содержится в нормативных правовых актах Республики Беларусь, надлежащая проверка публикуемых сведений согласно показаниям свидетеля Рыбчинской А.А. ни автором, ни иными субъектами правоотношений в сфере массовой информации со стороны заявителя не проводилась, несмотря на то, что в штате заявителя имеется юрисконсульт.

Оценивая факт распространения недостоверных сведений о предъявлении таможенными органами требования о подготовке информации об отсутствии в книге «Гарри Поттер» призывов к свержению власти, суд отмечает, что заявитель массово дезинформирует население о деятельности данного государственного органа, придавая ему отрицательную направленность и формируя у широких слов общественности представление о незаконности и неадекватности принимаемых им решений с учетом того, что данная книга и ее содержание имеют общемировую известность.

При этом доводы заявителя о том, что таможенные органы обладают полномочиями на предъявление таких требований в силу части первой статьи 4 Закона Республики Беларусь от 04.01.2007 «О противодействии экстремизму» (в ред. от 18.07.2019), абзаца тринадцатого статьи 13 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (в ред. от 18.12.2019) в ходе принятия профилактических мер по предупреждению экстремистской деятельности, в связи с чем указание на возможность реализации действительно существующих полномочий не может нанести вред государственным и общественным интересам, суд признает несостоятельными.

Порядок перемещения через таможенную границу печатной продукции регулируется Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, иными актами таможенного законодательства, которыми не предусматривается предоставление такого рода документов. При этом решение вопроса о признании (не признании) информационной продукции экстремистскими материалами относится к компетенции суда, в функции таможенных органов входит лишь задержание данной продукции и передача на экспертизу в Республиканскую или областную экспертную комиссию по оценке информационной продукции на предмет наличия (отсутствия) в ней признаков проявления экстремизма (части первая, вторая статьи 14  Закона Республики Беларусь «О противодействии экстремизму», Положение о Республиканской экспертной комиссии по оценке информационной продукции на предмет наличия (отсутствия) в ней признаков проявления экстремизма, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.08.2014 №810).

Судом также принято во внимание, что согласно показаниям свидетеля Мартиновича Д.А. распространение соответствующих недостоверных сведений было произведено при отсутствии под собой какой-либо фактической основы, в нарушение пункта 2 статьи 52 Закона о СМИ надлежащая проверка полученных сведений перед их распространением никем не осуществлялась, а обращение за комментариями в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь состоялось уже после опубликования материала.

Тот факт, что через час после публикации заголовок и содержание статьи были изменены, не влияет на правильность выводов заинтересованного лица о причинении вреда государственным интересам, так как значение в данном случае имеет активная посещаемость интернет-ресурса tut.by читателями, что подтверждается представленной Министерством информации Республики Беларусь статистикой о посещаемости этого ресурса за октябрь 2020 года по данным Яндекс.Метрики и Gemius, а также предоставленная таким образом возможность  дублирования сообщенной недостоверной информации другими интернет-ресурсами со ссылкой на издание tut.by как на территории нашей страны, так и за ее пределами.

Соответственно, вывод Министерства информации Республики Беларусь о массовой дезинформации населения является обоснованным.

Признавая правильными выводы заинтересованного лица о причинении вреда государственным интересам вследствие опубликования в статьях «Комитет госконтроля сможет выплатить крупные премии работникам, которые проявят себя в резонансных делах» и «Белорусская таможня просила подтвердить, что в «Гарри Поттере» нет призывов к свержению власти» не соответствующей действительности информации, дискредитирующей деятельность государственных органов, суд в данном случае исходит из того, что распространение такого рода недостоверной информации было допущено в сложившихся общественно-политических условиях, что способно спровоцировать рост социальной напряженности, подорвать доверие граждан к государственной власти, негативно сказаться на авторитете и имидже государственных органов в глазах общественности.

Следовательно, вынесенные заинтересованным лицом письменные предупреждения о нарушении требований статьи 4 и подпункта 1.2 пункта 1 статьи 49 Закона Республики Беларусь «О средствах массовой информации» № 4 от 07.09.2020 и № 6 от 15.09.2020 являются правомерными и отмене не подлежат.

Что касается письменного предупреждения о нарушении требований статьи 4 и подпункта 1.2 пункта 1 статьи 49 Закона Республики Беларусь «О средствах массовой информации» № 5 от 09.09.2020, то суд приходит к выводу о признании его недействительным.

В данном случае, исходя из характера сообщенной в статье «К редактору tut.by пришли силовики. На ее дочь завели уголовное дело о массовых беспорядках» недостоверной информации (сам заголовок и фразы в тексте о том, что Валерия Уласик проходит подозреваемой в рамках уголовного дела о массовых беспорядках) и обстоятельств ее распространения, суд находит необоснованным вывод Министерства информации Республики Беларусь о возможности причинения вреда государственным интересам посредством ее распространения.

Согласно тексту статьи предметом новостного сообщения являются определенные обстоятельства задержания конкретного физического лица, произведенного сотрудниками правоохранительных органов, которые уполномочены на совершение таких действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством и законодательством об органах внутренних дел.

Согласно показаниям свидетеля Уласик Г.В., определенного рода информацию о задержании Валерии Уласик как подозреваемой по уголовному делу ей сообщили должностные лица органа, проводившего обыск, однако точно назвать данных лиц она не смогла. Согласно показаниям свидетеля Калтыгиной А.В. информацию для статьи она получала как непосредственно от Уласик Г.В., являвшей участницей описываемых событий, так и от находившихся возле дома Уласик Г.В. и Уласик Валерии журналистов, одновременно был запрошен комментарий от государственных органов. Данные свидетелями показания заинтересованным лицом опровергнуты не были.

Из письма УСК по г.Минску от 08.09.2020 № 15-10/17953, направленного в адрес Министерства информации Республики Беларусь, усматривается, что обыск по месту жительства Валерии Уласик  проводился по поручению следователя СУ УСК по уголовному делу № 20121110202, возбужденному по статье 293 Уголовного кодекса Республики Беларусь по фактам массовых беспорядков, произошедших с 09.08.2020 по 12.08.2020 в городе Минске, в целях проверки поступившей информации о ее причастности к организации массовых беспорядков.

Соответственно, установленные в судебном заседании способ и обстоятельства получения спорной информации позволяют прийти к выводу об отсутствии сознательного искажения фактов и их ложной интерпретации со стороны заявителя.

Ссылка заявителя на пункт 1.1 пункта 1 статьи 52 Закона о СМИ в обоснование отсутствия ответственности за распространение сведений, признанных не соответствующими действительности, правомерно не была принята заинтересованным лицом во внимание, поскольку заявителем не указано конкретное должностное лицо конкретного государственного органа, предоставившего информацию о задержании Валерии Уласик в качестве подозреваемой по уголовному делу.

Суд также исходит из того, что согласно Закону о СМИ и Указу Президента Республики Беларусь № 65 от 06.02.2009 с правом граждан своевременно получать информацию о деятельности государственных органов корреспондирует обязанность этих органов оперативно информировать общественность о своей деятельности.

Как указано в статье и подтверждено показаниями свидетеля Калтыгиной А.В., журналистами заявителя сразу после получения соответствующей информации были запрошены соответствующие комментарии о статусе Валерии Уласик в Следственном комитете Республики Беларусь, Министерстве внутренних дел Республики Беларусь, Генеральной прокуратуре Республики Беларусь. При этом доказательств того, что со стороны данных государственных органов был дан какой-либо комментарий, заинтересованное лицо суду не представило.

То, что журналисты заявителя не обратились за комментариями непосредственно в УСК по г.Минску, правового значения не имеет, поскольку такое обращение было сделано к государственным органам, включенным в перечень согласно приложению к Указу Президента Республики Беларусь № 65 от 06.02.2009.

При таких обстоятельствах изложенная в статье не соответствующая действительности информация о наличии у Валерии Уласик статуса подозреваемой по уголовному делу о массовых беспорядках не может оцениваться как направленная на формирование негативного общественного отношения к соответствующему государственному органу и его деятельности. Анализ общего контекста материала свидетельствует об отсутствии намерения оказать деструктивное (дезинформационное) воздействие на сознание людей либо дискредитировать государственный орган в глазах общества. Характер сообщенных в публикации недостоверных сведений также не способен негативно повлиять на осуществление государственным органом своих функций, умалить профессионализм его сотрудников, создать впечатление о незаконности их действий.

Таким образом, вывод заинтересованного лица о том, что изложенная в статье недостоверная информация внушает читателям сомнение в защищенности от преступных посягательств, способна вызвать рост социальной напряженности, является инструментом к снижению доверия граждан к государственным органам, не основан на действующем законодательстве и фактических обстоятельствах дела.

Следовательно, у Министерства информации Республики Беларусь не имелось достаточных оснований для вынесения в адрес заявителя письменного предупреждения в соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 статьи 49 Закона о СМИ.  При распространении недостоверной информации, не отвечающей критериям подпункта 1.2 пункта 1 статьи 49 Закона о СМИ, у государственных органов имеются иные предусмотренные данным Законом меры воздействия и способы защиты своих прав.

В соответствии с правилами статьи 133 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, подпунктом 10.5 пункта 10 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.05.2011 №8 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами законодательства о государственной пошлине», с учетом признания необходимыми расходов на оказание заинтересованному лицу юридической помощи, понесенные заявителем расходы на уплату государственной пошлины в части удовлетворенного требования в сумме 1 350 рублей суд относит на Министерство информации Республики Беларусь, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение оставшихся требований, а также 300 рублей в возмещение расходов на оказание юридической помощи заинтересованному лицу суд относит на заявителя, в остальной части заявленное Министерством информации Республики Беларусь ходатайство о возмещении понесенных судебных расходов удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 133, 190 – 193, 201 – 204 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным с момента вынесения письменное предупреждение владельцу сетевого издания tut.by – обществу с ограниченной ответственностью «ТУТ БАЙ МЕДИА» о нарушении требований статьи 4 и подпункта 1.2 пункта 1 статьи 49 Закона Республики Беларусь «О средствах массовой информации» №5 от 9 сентября 2020 г.

В удовлетворении остальных требований обществу с ограниченной ответственностью «ТУТ БАЙ МЕДИА» отказать.

Взыскать с Министерства информации Республики Беларусь в пользу общества с ограниченной ответственностью «ТУТ БАЙ МЕДИА» 1350 рублей в возмещение расходов на оплату государственной пошлины.

Выдать судебный приказ.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ТУТ БАЙ МЕДИА» в пользу Министерства информации Республики Беларусь 300 рублей расходов на оказание юридических услуг.

Выдать судебный приказ.

Решение вступает в законную силу с момента его объявления, может быть обжаловано в кассационном порядке в соответствии со статьями 282 – 286 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.

Судья                                                                                          А.А.Кривицкая

 

В очередном выпуске

Мониторинг массовой информации