Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

+375 (17) 308-25-01

+375 (17) 215-06-00

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

Актуально

  25757 вчера  183
4 августа 2022  796 4 августа 2022  535 4 августа 2022  594 4 августа 2022  595

Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 04.12.2018 по делу № 172-2/2018/ /1132 А/ 1524 К

19 декабря 2018  1489

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

04.12.2018

Дело № 172-2/2018/ /1132 А/ 1524 К

г. Минск

Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь в составе председательствующего – судьи …, судей …, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь на решение экономического суда города Минска от 29.08.2018 и постановление апелляционной инстанции этого суда от 11.10.2018 по делу № 172-2/2018/1132А по заявлению Р. о признании недействительным решения инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 27.07.2018 № 3-2-9/287 о внесении изменений и дополнений в решение от 10.04.2017 № 3-1-10/127, при участии в качестве заинтересованного лица – научно-производственного частного унитарного предприятия «Р», с участием в судебном заседании представителей: заявителя – Р,, ЧПУП «Р» - юрисконсульта Д. (доверенность от 23.04.2018 в материалах дела), инспекции МНС Республики Беларусь – начальника юридического отдела Г. (доверенность от 28.04.2018 в материалах дела), ведущего специалиста Г. (доверенность от 05.10.2018 в материалах дела),

УСТАНОВИЛА:

решением экономического суда города Минска от 29.08.2018 по делу № 172-2/2018 требование Р. (далее – заявитель) удовлетворено частично, признано недействительным решение инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее – инспекция МНС Республики Беларусь, налоговый орган, заявитель кассационной жалобы) от 27.07.2018 № 3-2-9/287 о внесении изменений и дополнений в решение от 10.04.2017 № 3-1-10/127 по акту проверки в части доначисления налогов (сборов) за период с 1997 года по 2002 год включительно, пеней в сумме 57 192 рублей 95 копеек, в остальной части в удовлетворении требования отказано.

Постановлением апелляционной инстанции экономического суда города Минска от 11.10.2018 решение суда первой инстанции от 29.09.2018 изменено: признано недействительным решение инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 27.07.2018 № 3-2-9/287 о внесении изменений и дополнений в решение от 10.04.2017 № 3-2-10/127 по акту проверки в части доначисления налогов (сборов) за период с 1997 год по 2002 год включительно, пеней в сумме 48 271 рублей 06 копеек, в остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь просит отменить решение суда первой инстанции в части отмены доначисления налогов (сборов) за период с 1997 года по 2002 год включительно, пеней в сумме 57 192, 95 рублей, а также постановление апелляционной инстанции экономического суда города Минска от 11.10.2018 в части отмены доначисления налогов (сборов) по акту проверки за период с 1997 года по 2002 год включительно, пеней в сумме 48 271,06 рублей, и направить дело на новое рассмотрение.

По мнению заявителя кассационной жалобы, судебные инстанции при оценке фактических обстоятельств дела неправомерно сослались на положения абзаца 2.6 пункта 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства», поскольку нормы названного Декрета вступили в силу 26.02.2018 и не содержат положений, смягчающих или отменяющих ответственность юридического лица, соответственно, не распространяют свое действие на отношения, возникшие до вступления их в законную силу.

Р. и представитель производственного частного унитарного предприятия «Р» (далее – УП «Р») в отзывах на кассационную жалобу и в судебном заседании указали на необоснованность изложенных в ней доводов и просили оставить её без удовлетворения.

В заседании судебной коллегии представители налогового органа доводы кассационной жалобы поддержали.

Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц и проверив в порядке статьи 294 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее по тексту – ХПК) правильность применения экономическими судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов, изложенных в оспариваемых судебных постановлениях, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, признала кассационную жалобу необоснованной, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 297 ХПК основаниями для изменения или отмены судебных постановлений суда, рассматривающего экономические дела, первой и (или) апелляционной инстанций являются их необоснованность, нарушение либо неправильное применение норм материального и (или) процессуального права.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, оспариваемым решением инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 27.07.2018 г. № 3-2-9/287 о внесении изменений и дополнений в решение от 10.04.2017 г. № 3-1-10/127, вынесенным по результатам дополнительной проверки плательщика, с УП «Р» взысканы 73 910 рублей 70 копеек, из которых 16 717 рублей 75 копеек – налоги, 57 192 рубля 95 копеек – пени.

Согласно акту налоговой проверки от 24.01.2017, проверка плательщика произведена в соответствии с нормами Положения о порядке определения размера причитающихся к уплате в бюджет сумм налогов, сборов (пошлин) на основании сведений о движении денежных средств по счетам проверяемого субъекта в банке и (или) сведений о проверяемом субъекте, полученных от других государственных органов, юридических и физических лиц, либо расчетным методом на основании сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих аналогичные виды деятельности, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2010 г. № 426 (далее – Положение № 426) в связи с непредставлением плательщиком к проверке первичных документов, документов бухгалтерского и налогового учета.

Определением экономического суда г. Минска от 18.05.2018 по делу № 172-2/2018 налоговому органу было поручено организовать проведение внеплановой дополнительной проверки УП «Р»: за период с 01.09.1997 по 30.09.2016 - по вопросам соблюдения требований налогового законодательства; за период с 01.09.1997 по 20.01.2017 – по вопросам исполнения налогового законодательства налоговым агентом; за период с 01.01.2014 по 21.01.2017 – по вопросам соблюдения иного законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на налоговые органы, с применением методов, установленных законодательством.

По результатам проведенной дополнительной проверки инспекцией МНС Республики Беларусь принято решение от 27.07.2018 г. № 3-2-9/287 о внесении изменений и дополнений в решение от 10.04.2017 г. № 3-1-10/127, в соответствии с которым с УП «Р » взысканы 73 910 рублей 70 копеек, из которых 16 717 рублей 75 копеек – налоги, 57 192 рубля 95 копеек – пени.

Согласно содержанию акта проверки от 29.06.2018, проверке выборочным методом за 2003-2005 годы подвергнуты документы бухгалтерского и налогового учета плательщика; в связи с не предоставлением в полном объеме документов бухгалтерского и налогового учета за 1997-2002 годы проверка за данный период проведена в соответствии с нормами Положения № 426.

В ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций было установлено, что инспекцией МНС Республики Беларусь 28.12.2005 в регистрирующий орган – администрацию Октябрьского района г. Минска - внесено представление о ликвидации УП «Р» на основании подпункта 41.3 пункта 41 Декрета Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 № 11.

К указанному представлению была приложена справка налогового органа о задолженности по платежам в бюджет УП «Р» по состоянию на 27.12.2005, в которой указано, что задолженность плательщика по платежам в бюджет на указанную дату составляет 0,09 млн. рублей (финансовые санкции), а также указано, что документальная проверка плательщика не проводилась; сведения в ревизионный отдел инспекции для проведения проверки направлены 27.12.2005.

В период со дня регистрации УП «Р» и до момента начала проведения налоговой проверки в 2017 году иных налоговых проверок в отношении указанного предприятия не назначалось и не проводилось.

Оценив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии обжалуемого заявителем решения в части доначисления УП «Р» налогов, сборов за период с 1997 года по 2012 год, а также пеней, начисленных в связи с несвоевременным исполнением плательщиком налоговых обязательств на всю указанную в оспариваемом решении сумму - 57 192,95 рублей (т.е. за весь период проверки), требованиям законодательства. При этом суд исходил из факта проведения налоговой проверки по истечении 11 лет с момента начала процесса ликвидации по представлению налогового органа и по истечении 20 лет с момента государственной регистрации субъекта хозяйствования, что свидетельствует о неисполнении налоговым органом требований подпунктов 1.1 и 1.3 пункта 1 статьи 82 Налогового кодекса Республики Беларусь, а определение в данном случае налоговой базы применительно к каждому налогу с использованием способа косвенного ее определения за период с 1997 года по 2002 год включительно противоречит принципу презумпции добросовестности субъектов хозяйствования, установленному пунктом 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства».

Соглашаясь с данным выводом, апелляционная инстанция экономического суда города Минска отметила, что поскольку в акте внеплановой проверки от 29.06.2018 установлены факты несвоевременной уплаты налогов, сборов, отчислений за период осуществления УП «Р» деятельности в 2003-2005 годах, апелляционной инстанцией признаются несостоятельными доводы суда первой инстанции о неправомерности доначисления (взыскания) налоговым органом пеней на сумму 5 958,15 рублей в связи с несвоевременным исполнением плательщиком налоговых обязательств по оплате в течение указанного периода названных платежей.

Указанное обстоятельство послужило основанием для изменения решения суда первой инстанции.

После вынесения экономическим судом первой инстанции решения от 29.08.2018 налоговым органом внесены изменения и дополнения в акт проверки от 29.06.2018 и вынесено решение от 20.09.2018 № 3-2-9/369 о внесении изменений и дополнений в решение от 27.07.2018г. № 3-2-9/287 с учетом решения от 29.08.2018 №3-2-9/347, в соответствии с которым с УП «Р» подлежит взысканию 70 946,95 рублей, из которых – налоги (сборы (отчисления) на сумму 16 717,75 рублей, пени на сумму 54 229,20 рублей. Из данных документов усматривается, что уменьшение размера взыскиваемых с УП «Р» пеней вызвано ошибками при их расчете.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 3 Указа Президента Республики Беларусь от 15.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (в редакции от 16.10.2017) проверяемый субъект признается добросовестно исполняющим требования законодательства, пока не доказано иное.

В силу пункта 64 Декрета Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 г. № 11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования» (в редакции от 22.11.2005 г.) коммерческие организации по основанию, предусмотренному в абзаце третьем части первой подпункта 41.3 пункта 41 настоящего Положения, ликвидируются регистрирующими органами в упрощенном порядке без создания ликвидационной комиссии при наличии соответствующего представления уполномоченного органа и следующих документов, которые истребуют регистрирующие органы: акта проверки уполномоченного органа, подтверждающего факт неосуществления коммерческой организацией предпринимательской деятельности в течение 6 месяцев подряд и ненаправления этой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности; справки налогового органа об отсутствии задолженности перед бюджетом; документа, подтверждающего сдачу печати и штампов в органы внутренних дел, или заявления учредителей (участников) организации об их неизготовлении, или сведений о публикации в установленном порядке объявлений об их утрате; подлинника свидетельства о государственной регистрации или сведений о публикации в установленном порядке объявления о его утрате.

Из Акта налоговой проверки от 24.01.2017 (л.д. 22-41, т.1) следует, что УП «Р» не осуществляет хозяйственную деятельность с 01.01.2007 по 21.10.2017.

Согласно приложенной к представлению налогового органа от 28.12.2005 года о необходимости ликвидации УП «Р» в упрощенном порядке справке от 28.12.2005 (л.д. 74, т.1) предприятие не осуществляет хозяйственную деятельность более 6 месяцев подряд, что послужило основанием для направления указанного представления.

О направлении указанного представления имеется запись в ЕГР, о чем свидетельствует имеющаяся в материалах дела выписка (л.д. 6, т 2).

Из вышеуказанных документов следует вывод, что УП «Р» не осуществляло хозяйственную деятельность после 28.06.2005, иного налоговым органом не доказано и из материалов дела не усматривается.

Вместе с тем, мероприятия по исключению субъекта хозяйствования из ЕГР по упрощенной процедуре не были совершены, и не могли быть совершены ввиду наличия у УП «Р» задолженности перед бюджетом в сумме 0,09 млн. рублей (до деноминации, в настоящее время – 9 рублей).

В нарушение положений пункта 5-2 статьи 69 Налогового кодекса Республики Беларусь (Общая часть) (с изменениями и дополнениями) инспекция МНС Республики Беларусь в период с 2007 по 2017 годы не предприняла мер по проведению налоговой проверки в отношении УП «Р» и к погашению им имевшейся незначительной задолженности перед бюджетом.

Доказательства извещения плательщика о наличии такой задолженности, а также о проведении налоговой проверки в отношении лица, длительное время не осуществляющего свою хозяйственную деятельность, суду не представлены.

Ввиду изложенного, УП «Р» не может быть признан недобросовестным плательщиком в период с момента его государственной регистрации по 2002 год.

Принимая во внимание указанное обстоятельство, с учетом частичного представления предприятием бухгалтерских документов за 2003-2005 годы, суд первой инстанции обоснованно назначил дополнительную налоговую проверку, по результатам которой налоговым органом составлен акт от 29.06.2018 и вынесено решение от 27.07.2018 № 3-2-9/287 о внесении изменений и дополнений в решение от 10.04.2017 г. № 3-1-10/127.

Доводам налогового органа о неправомерном применении судами положений Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» дана надлежащая оценка судом апелляционной инстанции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебных постановлений, не выявлено.

Вследствие этого, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 133, 294, 296, 298 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь,

ПОСТАНОВИЛА:

постановление апелляционной инстанции экономического суда города Минска от 11.10.2018 по делу № 172-2/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу инспекции министерства по налогам и сборам республики Беларусь - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке надзора в соответствии со статьями 300-304 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.

Председательствующий, судья

Судьи

В очередном выпуске

Мониторинг массовой информации