Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

+375 (17) 308-25-01

+375 (17) 215-06-00

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 24.06.2020 по делу № 67-6/2020/409А/577К

8 июля 2020  1178

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                                               24.06.2020                                                        

Дело № 67-6/2020/409А/577К

г. Минск

Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства финансов Республики Беларусь по Витебской области на решение экономического суда города Минска от 17.03.2020 и постановление апелляционной инстанции этого суда от 23.04.2020 по делу № 67-6/2020 по иску  учреждения  «Р»  к  обществу с ограниченной ответственности «Б» о взыскании 8954,14 рублей задолженности,

УСТАНОВИЛА:

Решением экономического суда города Минска от 17.03.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции этого суда от 23.04.2020, прекращено производство по делу в части взыскания 5 798,86 рублей, в том числе 4 023,65 рублей основного долга, 1706,93 рублей пени и 68,28рублей процентов за пользование чужими денежными средствами, а также с ООО «Б» в пользу учреждения «Р» взыскано 35,80 рублей пени и 177,19 рублей процентов,  и  в остальной части иска отказано.

Главное управление Министерства финансов Республики Беларусь по Витебской области (далее — Главное управление), не согласившись с судебными постановлениями экономического суда в части прекращения производства  по делу, подало кассационную  жалобу, в которой просит судебные постановления отменить в части, а дело направить  на  новое рассмотрение в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.

В кассационной жалобе заявителем приведены доводы о  необоснованности судебных постановлений, о нарушении и неправильном применении норм материального и процессуального права.  

В судебное заседание от Главного управления поступило  заявление о рассмотрении дела в отсутствие его  представителей.

Представители сторон в заседание судебной коллегии не явились, о рассмотрении кассационной жалобы надлежаще извещены, что в соответствии со статьей 293 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ХПК) не препятствует рассмотрению жалобы по существу.

Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебных постановлений экономического суда первой и апелляционной инстанций, проанализировав доводы кассационной жалобы, приходит к выводу о том, что жалобу Главного управления надлежит оставить без удовлетворения по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что по договору поставки от 26.08.2019 № 2803 ООО «Б» (поставщик) обязалось поставить учреждению «Р» и программы радиовещания» (покупатель) товар на сумму 5 505 рублей.

Согласно подпункту 3.1 пункта 3 договора товар подлежал поставке в течение 5 банковских дней с момента поступления денежных средств на расчетный счет поставщика.

Главное управление платежным поручением от 30.08.2019 № 22 перечислило ООО «Б» 5 505 рублей предоплаты из средств местного бюджета.  

Поскольку в установленный договором срок поставщик не исполнил свою часть обязательств, истец отказался от исполнения договора и направил  в Главное управление обращение от 29.10.2019 о  принудительном взыскании с ответчика предоплаты, законной неустойки и процентов за пользование чужими денежными средствами.

На основании обращения истца Главным управлением издан приказ от 30.10.2019. №36-б.в. о принудительном взыскании с ООО «Б» в доход Городокского районного бюджета 5 505 рублей бюджетных средств, 1 706,93 рублей пени и 68,28 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами (с 13.09.2019 по 29.10.2019) за счет средств, находящихся на банковском счете ответчика.

С расчетного счета ответчика по приказу Главного управления в доход местного бюджета было списано 413,35 рублей по платежному ордеру от 30.10.2019 №300015 и 1 068 рублей по платежному ордеру от 06.11.2019 №300015.

Поскольку в полном объеме задолженность с ООО «Б» не была взыскана, учреждение «Р» обратилось в экономический суд с иском о взыскании 4 023,65 рублей основного долга, а также 4 741,15 рублей пени и 189,64 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 13.09.2019 по 27.02.2020.

Прекращая производство по делу в части взыскания 5 798,86 рублей,  в  том числе 4 023,65 рублей основного долга (предварительная оплата), 1 706,93 рублей пени и 68,28 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами, суд первой инстанции исходил из того, что требование о взыскании в судебном порядке сумм, взысканных в бесспорном порядке по приказу Главного управления  от 30.10.2019 №36-б.в., не подлежит рассмотрению в экономическом суде, поскольку в судебном порядке  взыскание  может быть обращено лишь на иное имущество ответчика.

Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции.

Как правильно указано  судебными инстанциями, в соответствии со статьей 146 Бюджетного кодекса Республики Беларусь средства бюджета, пеня, начисленная Министерством финансов Республики Беларусь, его территориальными органами, иные платежи, в частности проценты за пользование денежными средствами бюджета, в случаях, предусмотренных кодексом и иными законодательными актами, взыскиваются Министерством финансов Республики Беларусь, его территориальными органами в бесспорном порядке.

Согласно  абзацу 4 пункта 38, пункту 39  Инструкции о порядке оплаты бюджетных обязательств, принятых получателями бюджетных средств, и обязательств, принятых получателями средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2000 № 66, при неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) орган государственного казначейства осуществляет взыскание в бесспорном порядке на основании письменного обращения получателя бюджетных средств и приказа Главного управления Министерства финансов Республики Беларусь по области и г.Минску.

Установленные  по делу обстоятельства свидетельствуют, что истец реализовал установленный  законодательством  механизм восстановления  бюджетных средств в бесспорном порядке, что подтверждается  приказом Главного управления от 30.10.2019. №36-б.в. о принудительном взыскании задолженности с ответчика за счет средств, находящихся на его  банковском счете.

В отношении  задолженности, взысканной по указанному  приказу Главного управления, при недостаточности либо отсутствии средств  на счетах организации пунктом 8 статьи 146 Бюджетного Кодекса Республики Беларусь предусмотрено ее последующее взыскание по решению суда за счет имущества плательщика.

При таких обстоятельствах, является правильным вывод судебных инстанций о прекращении производства по делу в части требований, по которым осуществлено взыскание с ответчика денежных средств  бесспорном порядке, поскольку согласно абзацу второму статьи 149 ХПК в данной части спор не подлежит рассмотрению в экономическом суде.

Как правильно указано судебными инстанциями экономического суда, истец может реализовать в общем порядке право на обращение с иском именно о взыскании задолженности за счет имущества плательщика.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела судебными инстанциями  была дана надлежащая правовая оценка установленным по делу обстоятельствам, правильно применены нормы материального и процессуального права, предусмотренных статьей 297 ХПК оснований для  отмены и изменения обжалуемых судебных постановлений не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 283, 294, 296, 298 ХПК судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь,

ПОСТАНОВИЛА:

Решение экономического суда города Минска от 17.03.2020 и постановление апелляционной инстанции этого суда от 23.04.2020 по делу № 67-6/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Главного управления Министерства финансов Республики Беларусь по Витебской области — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия,  может быть обжаловано (опротестовано) в порядке надзора в соответствии со статьями 300-304 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.

В очередном выпуске

Мониторинг массовой информации