Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

+375 (17) 308-25-01

+375 (17) 215-06-00

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

Актуально

  25757 вчера  183
4 августа 2022  796 4 августа 2022  535 4 августа 2022  596 4 августа 2022  595

Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 18.03.2020 по делу № 133-8/2019/1А/229К

31 марта 2020  453

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                                                      18.03.2020                                                             

Дело №133-8/2019/1А/229К

г. Минск 

Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «А» на решение экономического суда Гродненской области от 16.12.2019 и постановление апелляционной инстанции этого суда от 20.01.2020 по делу №133-8/2019/1А по заявлению общества с ограниченной ответственностью «А» о признании незаконным отказа в продлении срока выдачи специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, заинтересованное лицо - управление внутренних дел областного исполнительного комитета,

с участием представителей общества с ограниченной ответственностью «А» – юрисконсульта Б. (доверенность №16 от 15.12.2019, копия в деле), управления внутренних дел областного исполнительного комитета – заместителя начальника управления Г. (доверенность от 04.12.2019, в деле), заместителя начальника отдела К. (доверенность от 13.03.2020, в деле), ведущего специалиста С. (доверенность от 02.12.2019, копия в деле), ведущего специалиста Б. (доверенность от 28.11.2019, в деле),

УСТАНОВИЛА:

решением от 16.12.2019, оставленным в силе постановлением суда апелляционной инстанции от 20.01.2020, экономический суд Гродненской области отказал обществу с ограниченной ответственностью «А» (далее – ООО «А») в признании незаконными действий управления внутренних дел областного исполнительного комитета (далее – УВД облисполкома) по отказу в продлении срока выдачи специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь в отношении гражданина Республики Узбекистан Х.

ООО «А» обратилось с кассационной жалобой на указанные судебные постановления суда первой и апелляционной инстанций, в которой просит их отменить и заявление удовлетворить. В обоснование кассационной жалобы указано на неправильное применение экономическим судом норм Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» (далее – Закон об основах административных процедур), на отсутствие оценки судом компетенции государственного органа, в который направлялся запрос, а также наличия или отсутствия фактических обстоятельств для признания решения УВД облисполкома об отказе в продлении срока выдачи специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь законным и обоснованным, на непредоставление заявителю для ознакомления доказательств, предоставленных заинтересованным лицом. В судебном заседании представитель ООО «А» жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.

Представитель УВД облисполкома с доводами жалобы не согласился, просил оставить обжалуемые судебные постановления без изменения (отзыв в деле).

Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь считает, что решение экономического суда Гродненской области от 16.12.2019 и постановление апелляционной инстанции этого суда от 20.01.2020 следует оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО «А” – без удовлетворения по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 25.06.2019 управлением по гражданству и миграции УВД облисполкома (далее – УГиМ УВД облисполкома) было принято решение об отказе в однократном продлении специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь (далее – специальное разрешение) гражданину Республики Узбекистан Х., о чем ООО «А» было направлено уведомление от 25.06.2019 №10/1408. Отказ в продлении специального разрешения был обоснован заинтересованным лицом нормами абзаца второго части 1 статьи 30 Закона Республики Беларусь от 30.12.2010 №225-З «О внешней трудовой миграции» (далее – Закон о внешней трудовой миграции).

Начальником Департамента по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь отказ УГиМ УВД облисполкома в однократном продлении специального разрешения признан обоснованным (письмо от 04.10.2019 №4013/Юр-858) со ссылкой на наличие информации компетентных органов Республики Беларусь о недопустимости пребывания указанного гражданина на территории республики в интересах национальной безопасности Республики Беларусь.

В соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 30 Закона о внешней трудовой миграции в выдаче специального разрешения может быть отказано в интересах национальной безопасности Республики Беларусь, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан Республики Беларусь и других лиц.

На основании статьи 229 ХПК экономический суд в судебном заседании проверяет компетенцию государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностного лица, совершивших обжалуемые действия (допустивших бездействие), соответствие этих действий (бездействия) требованиям законодательных или иных нормативных правовых актов.

Экономический суд Гродненской области, отказывая в удовлетворении заявления ООО «А», руководствуясь нормами статей 9, 29, 30 Закона о внешней трудовой миграции, Инструкции о порядке организации работы по выдаче разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, внесения в них изменений, однократного продления срока их действия и их аннулирования, утвержденной постановлением МВД Республики Беларусь №173 24.06.2016 (далее – Инструкция), пришел к выводам о том, что обжалуемое заявителем действие УВД облисполкома об отказе в продлении срока действия специального разрешения гражданину Республики Узбекистан Х. принято в пределах компетенции государственного органа и соответствует действующему законодательству.

Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь не усматривает оснований для признания решения экономического суда Гродненкой области незаконным и необоснованным, так как фактические обстоятельства оценены судебными инстанциями в соответствии с требованиями статьи 108 ХПК, а неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено.

Так, спора у лиц, участвующих в деле, относительно соблюдения ООО «А» требований административного законодательства по перечню предоставленных при обращении в УГиМ УВД облисполкома с заявлением от 11.06.2019 о продлении специального разрешения документов, а также о компетенции УГиМ УВД облисполкома по рассмотрению такого заявления и принятию по нему решения в соответствии со статьей 24 Закона об основах административных процедур, статьями 29 и 30 Закона о внешней трудовой миграции, не имеется.

Право УГиМ УВД облисполкома на принятие решения об отказе в продлении специального разрешения в данном случае основано на нормах абзаца четвертого статьи 25 Закона об основах административных процедур, абзаца второго части 1 статьи 30 Закона о внешней трудовой миграции.

Основание, предусмотренное абзацем вторым части 1 статьи 30 Закона о внешней трудовой миграции для отказа в выдаче (продлении срока) специального разрешения, не предполагает формального, только лишь по факту наличия необходимого перечня документов, рассмотрения заявления и принятия по нему уполномоченным органом решения, и требует наличия, как правильно считает заявитель, подтверждающих обстоятельств, информацию о которых могут предоставить уполномоченные государственные органы в соответствии со своей компетенцией.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, информация, принятая во внимание УГиМ УВД облисполкома при принятии решения об отказе в продлении срока специального разрешения, получена от девятого управления по области главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД Республики Беларусь (письмо от 18.06.2019), одного из подразделений системы органов МВД.

В силу статьи 1 Закона Республики Беларусь от 17.07.2007 N 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» органы внутренних дел, система которых строится организационно и функционально, являются составной частью системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.

При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы об отсутствии оценки судом компетенции государственного органа, в который направлялся запрос, не могут быть приняты во внимание. Установление же и оценка фактических обстоятельств, на основании которых уполномоченный государственный орган (в данном случае ГУБОПиК МВД Республики Беларусь), указал на нецелесообразность продления специального разрешения Х., в связи с имеющейся у него оперативной информацией, в предмет доказывания и исследования по настоящему делу не входит, так как затрагивает права и обязанности лица, не участвующего в деле, и не влияют на компетенцию и законность действий обжалуемого заинтересованного лица.

Доводам ООО «А» о нарушении судом первой инстанции норм процессуального законодательства (не предоставлении возможности ознакомиться с письмом девятого управления по области от 18.06.2019) правильная и полная оценка дана судом апелляционной инстанции. Кроме того, существо содержания данного письма нашла отражение и в мотивировочной части обжалуемого решения от 16.12.2019.

Нарушений заинтересованным лицом норм Закон об основах административных процедур при рассмотрении заявления о продлении срока специального разрешения также не установлено.

При таких обстоятельствах, отсутствуют предусмотренные статьей 297 ХПК Республики Беларусь основания к отмене или изменению обжалованных судебных постановлений.

В соответствии со статьей 133 ХПК Республики Беларусь в связи с отказом в удовлетворении жалобы понесенные заявителем судебные расходы возмещению не подлежат.

Руководствуясь статьями 294, 296, 298 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь

ПОСТАНОВИЛА:

решение экономического суда Гродненской области от 16.12.2019 и постановление апелляционной инстанции этого суда от 20.01.2020 по делу №133-8/2019/1А оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «А» – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия, может быть обжаловано (опротестовано) в порядке надзора в соответствии со статьями 300-304 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.

В очередном выпуске

Мониторинг массовой информации