Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

+375 (17) 308-25-01

+375 (17) 215-06-00

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

Актуально

  28492 6 декабря 2022  301 1 декабря 2022  1294
О назначении судебного разбирательства по уголовному делу по обвинению Сазанович Я.С., Навоши Д.А., Занемонской В.И., Высоцкой О.В., Богдановича Д.А. в совершении преступлений, предусмотренных ч.3 ст.130, ч.3 ст.203-1 УК Республики Беларусь
21 ноября 2022  1668 14 ноября 2022  894 11 ноября 2022  1232

Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 27.04.2021 по делу № 174-8/А/К (174-8/2020)

8 июня 2021  1105

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                                                                       27.04.2021                                                                           

Дело №174-8/А/К (174-8/2020)

                                                                                город Минск                                                                                  

Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу РИК на решение  экономического суда  Гомельской  области от 04.02.2021 и постановление апелляционной инстанции этого суда от 03.03.2021 по делу № 174-8/2020 по иску ГУ к РИК о взыскании 2 051,20 руб., с участием в судебном заседании представителей: ГУ, РИК,

УСТАНОВИЛА:

                                                                                               Экономический суд Гомельской области решением от 04.02.2021 удовлетворил исковые требования ГУ(далее – истец, ГУ), взыскав с РИК (далее – ответчик) 2 051,20 руб. вреда, причиненного государству необоснованным призывом И.Е.Р. на военную службу в Вооруженные Силы Республики Беларусь, и 675 руб. в возмещение расходов по государственной пошлине.

                                                                                               Постановлением апелляционной инстанции экономического суда Гомельской области от 03.03.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Ответчик обратился с кассационной жалобой на вынесенные судом постановления, в которой просит их отменить и рассмотреть дело по существу.

Согласно материалам дела военным комиссариатом Мозырского, Ельского и Наровлянского районов Гомельской области 27.11.2017 был призван на срочную военную службу гражданин И.Е.Р.  05.07.1999 года рождения и направлен для прохождения службы в войсковую часть 29969 (далее ВС 29969).

Приказом командира войсковой части 29969 от 28.11.2017 № 323 военнослужащий И.Е.Р зачислен в списки личного состава войсковой части, поставлен на все виды обеспечения.

Медицинское освидетельствование в период осеннего призыва 2017 года военнослужащий И.Е.Р проходил в призывной комиссии Мозырского района, созданной РИК, которая приняла решение о призыве его на срочную военную службу.

С 24.11.2017 рядовой И.Е.Р. состоял под наблюдением медицинской службы войсковой части 29969, 13.12.2017 командиром части был направлен в ГУ на медицинское освидетельствование для определения годности к военной службе.

Согласно свидетельству о болезни N 34/9 и представлению на ВВК N 34/9 от 11.01.2018 военнослужащий И.Е.Р. в период с 01.12.2017 по 12.12.2017 находился на стационарном лечении в кардиологическом отделении городской больницы, с 14.12.2017 по 21.12.2017 и с 21.12.2017 по 11.01.2018 - на обследовании и лечении в 1-ом кардиологическом отделении ГУ.

Решением военно-врачебной комиссии (ВВК) терапевтического профиля от 22.01.2018 N 34/9 И.Е.Р. был признан негодным к военной службе с исключением с воинского учета – «НГИ».

Согласно заключению ВВК 432 ГВКМЦ И.Е.Р. признан негодным к военной службе с исключением с воинского учета на основании статей 42б, 80в, графы II Расписания болезней и ТДТ Требований к состоянию здоровья граждан, утвержденных постановлением Министерства обороны Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20.12.2010 N 51/170.

22.01.2018 Постановлением Центральной военно-врачебной комиссии Вооруженных Сил Республики Беларусь» (ЦВВК), которая является главным органом по организации, руководству и контролю за проведением военно-врачебной (врачебно-летной) экспертизы, решение ВВК утверждено.

Приказом командира войсковой части 29969 от 25.01.2018 N 21 рядовой И.Е.Р. в соответствии с подпунктом 217.2 пункта 217 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.04.2005 N 186, на основании заключения ВВК о признании его негодным к военной службе с исключением с воинского учета был уволен со срочной военной службы в запас по болезни.

03.03.2018 председателем ЦВВК был заполнен и подписан раздел III Карты изучения причин необоснованного призыва гражданина на срочную военную службу по состоянию здоровья, в котором в качестве причин необоснованного призыва указаны поверхностное изучение врачом медицинской документации и недооценка имеющихся сведений о состоянии здоровья призывника.

Согласно письму ЦВКК N 45 от 15.01.2020 гражданин И.Е.Р. с имеющимся у него заболеванием «Скрытый синдром Вольфа-Паркинсона-Уайта. Пароксизмальная наджелудочковая тахикардия (пароксизм от 11.01.2015, купирован медикаментозно, пароксизм от 28.12.2017 (по данным ХМЭГ)), пароксизмальная фибрилляция предсердий (пароксизм от 01.12.2017, купирован медикаментозно), редкая суправентрикулярная экстрасистолия, в том числе парная. ВПС: функционирующее открытое овальное окно» не подлежал призыву на срочную военную службу по состоянию здоровья.

Призывная комиссия Мозырского, Ельского, Наровлянского районов Гомельской области могла выявить имеющиеся у гражданина И.Е.Р. заболевания, так как по сведениям из представленных медицинских документов, характеризующих состояние здоровья И.Е.Р. (переводной эпикриз на подростка в возрасте 18 лет от 14.07.2017, оформленный в УЗ «Мозырская городская детская больница», Акт расследования) у вышеуказанного гражданина ранее уже были выявлены нарушения ритма сердца (пароксизмальная тахикардия).

При медицинском освидетельствовании И.Е.Р. в период осеннего призыва 2017 года имели место поверхностное изучение медицинской документации и недооценка врачом-терапевтом имеющихся сведений о состоянии здоровья призывника (нахождение призывника на диспансерном учете у детского кардиолога по поводу пароксизмальной тахикардии, лечение в стационарных условиях Мозырской ГЦБ в 2014 году) и неправильное определение ему категории годности к военной службе.

Ненадлежащее медицинское обследование призывника И.Е.Г. повлекло необходимость в его повторном обследовании и лечении в ГУ, в результате чего ГУ были понесены расходы за счет выделяемых ему бюджетных средств в сумме 2 051,20 руб., из которых: 1 804,31 руб. составила стоимость койко-дней (медицинское обслуживание и обеспечение) (рассчитана в соответствии с приказом начальника 432 ГВКМЦ от 26.09.2017 № 364) за период с 21.12.2017 по 11.01.2018;  210,21 руб. – стоимость питания (рассчитана в соответствии с приказом заместителя Министра обороны по тылу – начальника тыла Вооруженных Сил от 08.11.2017 № 384); 36,67 руб. – стоимость использованных медикаментов и материалов медицинского назначения (рассчитана на основании назначений в истории болезни стационарного больного по ценам приобретения).

Удовлетворяя заявленное истцом требование, суд основывался на том, что местные исполнительные и распорядительные органы, создавшие призывные комиссии, несут ответственность за вред, причиненный государству и гражданам призывом на срочную военную службу граждан, не подлежащих призыву по состоянию здоровья. Вина ответчика в необоснованном призыве И.Е.Р. на военную службу подтверждена сведениями, содержащимися в разделе III карты изучения причин необоснованного призыва гражданина на срочную военную службу. Расчет заявленной ко взысканию суммы произведен на основании приказа начальника 432 ГВКМЦ от 26.09.2017 № 364, приказа Министра обороны по тылу – начальника тыла Вооруженных Сил от 08.11.2017 № 384 с учетом стоимости использованных при лечении медикаментов и материалов медицинского назначения.

Оспаривая принятые судом постановления, ответчик в кассационной жалобе ссылается на выводы лечебно-контрольной комиссии УЗ «ЦГП» от 09.02.2018 №4, согласно которым вина врачей-специалистов медицинской комиссии не установлена, фактов нарушения проведения медицинского обследования и освидетельствования призывника И.Е.Р. не выявлено; имуществу истца, который финансируется не только из бюджета, но и оказывает платные услуги, призывом И.Е.Р. на военную службу вред не причинен; ГУ является  ненадлежащим истцом по делу, поскольку правом на обращение с таким иском от имени государства обладают Министерство финансов Республики Беларусь или Министерство обороны Республики Беларусь; 28.06.2019 в добровольном порядке ответчиком перечислены денежные средства в сумме 835,29 руб. на счет войсковой части 29969 и 20.03.2020 – денежные средства в сумме 341,13 руб. на счет учреждения «222 медицинский центр военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны»; истец не обосновал необходимость длительного нахождения призывника в медицинском центре (с 14.12.2017 по 21.12.2017, с 21.12.2017 по 11.01.2018).

В судебном заседании представитель ответчика поддержал кассационную жалобу.

Представитель истца кассационную жалобу не признал, изложив свои возражения в отзыве на жалобу.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 294 ХПК правильность применения экономическими судами первой и апелляционной инстанций норм права, судебная коллегия по экономическим делам не находит оснований для ее удовлетворения, исходя из следующего.  

В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» (далее – Закон о воинской обязанности) призыв граждан на срочную военную службу, службу в резерве организует руководитель местного исполнительного и распорядительного органа совместно с военным комиссаром (руководителем обособленного подразделения). Призыв граждан на срочную военную службу, службу в резерве производит призывная комиссия.

Согласно статьям 35, 36 Закона о воинской обязанности для проведения призыва граждан на срочную военную службу, службу в резерве районными, районными в городах, городскими (городов областного подчинения) исполнительными и распорядительными органами создаются призывные комиссии. Персональный состав районной (городской) призывной комиссии утверждается решением местного исполнительного и распорядительного органа. При призыве граждан на срочную военную службу, службу в резерве районная (городская) призывная комиссия обязана организовать медицинское освидетельствование граждан.

От призыва на срочную военную службу освобождаются граждане, признанные по состоянию здоровья негодными к военной службе с исключением с воинского учета (статья 31 Закона о воинской обязанности).

Частью 4 статьи 10 Закона о воинской обязанности установлена ответственность местных исполнительных и распорядительных органов, создавших призывные комиссии, за вред, причиненный государству и гражданам призывом на срочную военную службу, службу в резерве граждан, не подлежащих призыву на срочную военную службу, службу в резерве по состоянию здоровья и иным основаниям. Возмещение вреда производится в порядке, установленном гражданским законодательством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 933 Гражданского кодекса Республики Беларусь вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Собранными по делу доказательствами подтверждается факт призыва на военную службу лица, не подлежавшего призыву по состоянию здоровья в результате ненадлежащего медицинского обследования.

Ненадлежащее медицинское обследование призывника И.Е.Г. повлекло необходимость в его повторном обследовании и лечении в ГУ, в результате чего ГУ были понесены расходы за счет выделяемых ему бюджетных средств в сумме 2 051,20 руб., ответственность за возмещение которых законодательством возложена на местные исполнительные и распорядительные органы, создавшие призывные комиссии.

Согласно Уставу ГУ является головной диагностической и лечебно-профилактической военной медицинской организацией, подчиненной Министерству обороны Республики Беларусь, финансирование которой производится за счет средств республиканского бюджета. Необоснованным призывом И.Е.Р. на военную службу истцу как государственному юридическому лицу был причинен вред в части использования денежных средств, выделенных ему Министерством обороны из республиканского бюджета на оплату нахождения военнослужащего на стационарном обследовании. В этой связи доводы ответчика о том, что ГУ является ненадлежащим истцом, правомерно были признаны необоснованными.

Вина ответчика в необоснованном призыве И.Е.Р. на военную службу установлена на дату подписания председателем Центральной военно-врачебной комиссии Вооруженных Сил Республики Беларусь (ЦВВК) раздела III Карты изучения причин необоснованного призыва гражданина на срочную военную службу по состоянию здоровья (03.03.2018), где причиной необоснованного призыва И.Е.Р. на срочную военную службу указано поверхностное изучение врачом медицинской документации и недооценка имеющихся сведений о состоянии здоровья призывника, что привело к неправильному определению ему категории годности к военной службе.

В соответствии с пунктом 5 Инструкции о порядке организации и проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Республики Беларусь и транспортных войсках Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства обороны Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 02.11.2010 N 44 (далее – Инструкция) штатной военно-врачебной комиссией (ВВК) является Центральная военно-врачебная комиссия Вооруженных Сил Республики Беларусь (ЦВВК).

Доводы жалобы о проведении обследования призывника И.Е.Р. в соответствии с клиническими протоколами Министерства здравоохранения Республики Беларусь, основанные на актах расследования причин необоснованного призыва И.Е.Р. на срочную военную службу по состоянию здоровья и выводах лечебно-контрольной комиссии УЗ «ЦГП» от 09.02.2018 (протокол N4) опровергаются заключением ЦВВК, которая является главным органом по организации, руководству и контролю за проведением военно-врачебной (врачебно-летной) экспертизы (пункт 10 Инструкции).

При поступлении в ГУ военнослужащий был поставлен на продовольственное обеспечение при снятии с такого обеспечения в войсковой части. Финансирование продовольственного обеспечения военнослужащих в войсковых частях и в ГУ осуществляется за счет бюджетных ассигнований Министерством обороны Республики Беларусь. За период нахождения необоснованно призванного военнослужащего в войсковой части вопросы возмещения ущерба, причинённого финансированием его продовольственного обеспечения разрешаются войсковой частью, а за период нахождения необоснованно призванного военнослужащего в военном клиническом медицинском центре эти вопросы разрешаются ГУ.

В этой связи доводы ответчика о том, что им в добровольном порядке были перечислены денежные средства в сумме 835,29 руб. на счет войсковой части 29969 и в сумме 341,13 руб. на счет учреждения «222 медицинский центр военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны» не принимаются судебной коллегией как не относящиеся к рассматриваемому спору.

Довод, касающийся длительного нахождения призывника в медицинском центре так же не принимается судебной коллегией как необоснованный.

В соответствии со ст.297 ХПК оснований для удовлетворения кассационной жалобы и изменения или отмены принятых судом постановлений не имеется.

Пунктом 12 статьи 285 Налогового кодекса Республики Беларусь ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины по судебным делам.

Руководствуясь статьями 294, 296, 298 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь

ПОСТАНОВИЛА:

Решение экономического суда Гомельской области от 04.02.2021 и постановление апелляционной инстанции этого суда от 03.03.2021 по делу № 174-8/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу РИК– без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке надзора в соответствии со статьями 300-304 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.

В очередном выпуске

Мониторинг массовой информации