Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

+375 (17) 308-25-01

+375 (17) 215-06-00

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

Актуально

  28288 вчера  431
О назначении судебного разбирательства по уголовному делу по обвинению Сазанович Я.С., Навоши Д.А., Занемонской В.И., Высоцкой О.В., Богдановича Д.А. в совершении преступлений, предусмотренных ч.3 ст.130, ч.3 ст.203-1 УК Республики Беларусь
21 ноября 2022  1335 14 ноября 2022  790 11 ноября 2022  1128 11 ноября 2022  1951

Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 30.06.2020 по делу № 21-16/2020/31А/640К

14 июля 2020  567

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                                                30.06.2020                                                        

Дело № 21-16/2020/31А/640К

г. Минск

          Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного лесохозяйственного учреждения на решение экономического суда Витебской области от 30.03.2020 и постановление апелляционной инстанции этого суда от 05.05.2020  по делу №21-16/2020/31А по иску Государственной инспекции охраны животного и растительного мира к государственному лесохозяйственному учреждению о взыскании 5 851,48 руб. вреда, причиненного  окружающей среде и 909,33 руб. стоимости незаконно добытой древесины,

          с участием в судебном заседании представителей: Государственной инспекции охраны животного и растительного мира, государственного лесохозяйственного учреждения,

УСТАНОВИЛА:

          Экономический суд Витебской области решением от 30.03.2020 удовлетворил исковые требования Государственной инспекции охраны животного и растительного мира (далее – инспекция, истец), взыскав с государственного лесохозяйственного учреждения (далее – ГЛХУ, ответчик) в пользу  инспекции 5 851,48 руб. вреда, причиненного окружающей среде и 909,33 руб. стоимости незаконно заготовленной лесопродукции.

          Этим же решением суд взыскал с ответчика в республиканский бюджет 675 руб. государственной пошлины.

          Апелляционная инстанция экономического суда Витебской области постановлением от 05.03.2020 оставила решение суда первой инстанции без изменения.

          Ответчик обратился с кассационной жалобой на вынесенные судом постановления, в которой просит их отменить и прекратить производство по делу.

Согласно материалам дела 22.01.2019 ГЛХУ выдало лесорубочный билет № 59 серии ЛРБ № 0792788 лесничеству на проведение выборочной санитарной рубки (далее - ВСР) промежуточного пользования в выделах 24 и 26 квартала 72 лесничества на площади 6,9 га. Согласно материалам лесоустройства таксационная характеристика выдела 24 квартала 72 лесничества имеет состав 6ЕЗБ1Ос+Д+Олс, возраст 45 лет, площадь 5,5 га, таксационная характеристика выдела 26 квартала 72 лесничества имеет видовой состав 5Е1ДЗБ1Ос, возраст 65 лет, площадь 1,4 га.

Лесничеством проведены отвод и таксация лесосеки ВСР в выделах 24 и 26 квартала 72 лесничества на площади 6,9 га. Таксация участка производилась путем отбора каждого дерева, подлежащего рубке на всей площади лесосеки, с нанесением на подлежащие изъятию деревья отметок резчиком. Было учтено 382 дерева породы береза, дуб, ель, ива древовидная, осина, яблоня, общим объемом 79 м3 древесины.

При осмотре срубленных в выделах 24 и 26 квартала 72 лесничества деревьев и вывезенных на производственную базу лесхоза установлено, что на части комлевых отрезов деревьев породы дуб отсутствуют отметки о назначении этих деревьев в рубку.

Работниками инспекции совместно с представителями ответчика был произведён контрольный перечет пней срубленных на лесосеке деревьев. В ходе сравнительного анализа диаметров деревьев, назначенных в рубку, и диаметров фактически вырубленных деревьев установлены существенные расхождения по числу деревьев, их диаметрам, разрешенному к заготовке объему с объёмом фактически заготовленной древесины.

На основе сравнительного анализа истцом сделан вывод о том, что при проведении ВСР промежуточного пользования в выделах 24 и 26 квартала 72 лесничества были вырублены деревья, не включенные в ведомость перечета деревьев, назначенных в рубку, и ведомость материальной оценки лесосеки, имеются деревья, которые занесены в перечётную ведомость, но не обнаружены на лесосеке ни в числе срубленных (пни данных деревьев не обнаружены), ни в числе деревьев назначенных резчиком, но не срубленных в результате разработки лесосеки.

 По материалам отвода назначено в рубку 382 дерева общим объёмом 79 м3, а по результатам контрольного перечета пней вырублено 333 дерева объемом 111,57 м3.

Результаты проверки соблюдения ответчиком требований лесного и природоохранного законодательства зафиксированы истцом в акте об установлении факта причинения вреда окружающей среде от 10.06.2019, из которого следует, что  рубка 88 деревьев различных пород: 22 деревьев породы осина, 34 деревьев породы ель, 8 деревьев породы дуб, 14 деревьев породы ива древовидная, 6 деревьев породы береза, 4 деревьев породы яблоня, общим объёмом 51,05 м3 в выделах 26, 24 квартала 72 лесничества при проведении ВСР по лесорубочному билету №59 от 22.01.2019 серии ЛРБ №0792788 в период времени с 22.01.2019 по 30.04.2019 проведена без разрешительных документов.

09.07.2019 межрайонная инспекция охраны животного и растительного мира направила ответчику претензионное письмо (исх.№ 01-15/560) о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в размере 229,47 базовых величин или 5 851,48 руб.  и о возмещении стоимости незаконно заготовленной древесины в размере 36,66 базовых величин или 909,33 руб.

Отказ от добровольного возмещения вреда послужил основанием для обращения истца в суд с требованием о взыскании с ответчика указанных сумм в судебном порядке.

Установив факт осуществления ответчиком действий, повлекших незаконное изъятие 51,05 м3 древесины в выделах 26, 24 квартала 72 лесничества, судебные инстанции признали обоснованными заявленные истцом требования о взыскании вреда, причиненного окружающей среде незаконной рубкой, и стоимости незаконно добытой древесины в указанном истцом размере, рассчитанном в установленном порядке.

Доводы кассационной жалобы на принятые судом постановления сводятся к тому, что при обследовании лесосеки в качестве незаконно срубленных учтены пни деревьев от рубок прошлых лет; истец нарушил порядок и сроки проведения освидетельствования; расчет объёма вырубленной древесины проведен неверно.  

Представитель ответчика в судебном заседании поддержал кассационную жалобу.

Представитель истца жалобу не признал, изложив свои возражения в отзыве на кассационную жалобу.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по экономическим делам не находит оснований для ее удовлетворения, исходя из следующего.

Пункт 4 статьи 1 Лесного кодекса Республики Беларусь (далее – Лесной кодекс) содержит понятие выборочных санитарных рубок (ВСР) – это рубки, при которых осуществляются удаление, изъятие сухостойных, усыхающих и (или) поврежденных деревьев.

В соответствии с пунктом 33 статьи 1 Лесного кодекса  под незаконной рубкой понимается рубка, изъятие, удаление древесно-кустарниковой растительности без разрешительных документов; рубка не тех пород, на которые выданы лесорубочный билет, ордер; рубка сверх объема, указанного в лесорубочном билете, ордере (с учетом установленного республиканским органом государственного управления по лесному хозяйству допустимого отклонения фактически заготовленного объема древесины от указанного в лесорубочном билете, ордере).

В рассматриваемом случае истцом установлено изъятие 88 деревьев различных пород при проведении ВСР в выделах 26, 24 квартала 72 лесничества без разрешительных документов.

Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) под вредом, причинённым окружающей среде, понимается имеющее денежную оценку отрицательное изменение окружающей среды или отдельных компонентов природной среды, природных или природно-антропогенных объектов, выразившееся, в том числе, в их незаконном изъятии.

В соответствии со статьёй 101 Закона об охране окружающей среды вред, причинённый окружающей среде, подлежит возмещению в полном объёме лицом, его причинившим, добровольно или по решению суда.

Факт причинения вреда окружающей среде, установленный при осуществлении контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, фиксируется государственным органом, осуществляющим контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, в акте об установлении факта причинения вреда окружающей среде, который составляется в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Нормативным актом, регламентирующим порядок фиксации факта причинения вреда окружающей среде, является Положение о порядке исчисления размера возмещения вреда, причинённого окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, утверждённое постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.07.2008 №1042 (далее – Положение о порядке исчисления размера возмещения вреда, причинённого окружающей среде).

Факт причинения вреда окружающей среде в результате незаконного изъятия 51.05 м3 древесины в выделах 26, 24 квартала 72 лесничества зафиксирован актом должностного лица межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира от 10.06.2019, составленным в отношении ГЛХУ.

В соответствии со статьёй 101-1 Закона об охране окружающей среды размер возмещения вреда, причинённого окружающей среде, определяется в соответствии с таксами для определения размера возмещения вреда, причинённого окружающей среде, установленными Президентом Республики Беларусь, а при их отсутствии – по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учётом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Размер вреда, причиненного окружающей среде, определен истцом в соответствии с Приложением 8 «Таксы для определения размера возмещения вреда, причиненного лесам и объектам растительного мира» к Указу Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 №348 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде».

Согласно части 2 статьи 109 Лесного кодекса при невозможности изъятия незаконно заготовленной лесной продукции взыскивается ее стоимость в порядке и размерах, определяемых Советом Министров Республики Беларусь.

Истцом произведен расчет стоимости незаконно добытой древесины в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.07.2001 № 1073 «О взыскании стоимости незаконно заготовленной лесной продукции при невозможности ее изъятия и (или) экономической нецелесообразности ее изъятия, передачи и реализации либо невозможности реализации» на основании такс, утверждённых данным постановлением.

Оценивая возражения ответчика, основанные на том, что при обследовании лесосеки в качестве незаконно срубленных учтены пни деревьев от рубок прошлых лет, суд обоснованно исходил из того, что в 2018 году в выделе 24 квартала 72 лесничества проводилась проходная рубка на площади 4,7 га (площадь всего выдела - 5,5 га), нетронутая часть расположена в южной части выдела в месте примыкания к выделу 3 квартала 71 лесничества (Дендропарк лесхоза). На площади, не затронутой рубкой 2018 года, расположен магистральный волок, прорубленный при проведении ВСР в 2019 году, что исключает учет пней от рубки 2018 года при контрольном перечете, проведенном в мае 2019 года.  Указанные обстоятельства подтверждаются сравнением схем чертежей (наложением)  схемы проходной рубки в выделе 24 квартала 72 2018 года на схему ВСР 2019 года в выделах 24, 26 квартала 72 лесничества.

При сравнении схем чертежей следует, что рубка, совершенная в 2017 году, производилась в северной части выдела 26 квартала 72 лесничества и примыкала к лесовозной дороге, а ВСР 2019 проводилась в южной части выдела, в которой пней прошлых лет не обнаружено, что исключает занесение пней рубки 2017 года в ведомость контрольного перечета пней, который проводился в мае 2019 года.

При определении объёма незаконно добытой древесины истец правомерно руководствовался подпунктом 6.5 пункта 6 технического кодекса установившейся практики 622-2018 (33090) «Технические требования при лесоустройстве. Отвод и таксация лесосек в лесах Республики Беларусь», утвержденного постановлением Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 12.07.2018 №9, в соответствии с которым расчет объёма вырубленной древесины осуществляется на основании измерения диаметров пней, исходя из которых по переводным таблицам, приведенным в приложении 6 к Инструкции о порядке освидетельствования лесосек и участков лесного фонда, предоставленных для заготовки живицы, утвержденной постановлением Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 19.12.2016 № 66, определяются диаметры деревьев на высоте 1,3 м.  

Доводы ответчика в этой части обоснованно были отклонены судебными инстанциями.

Каких-либо доводов, основанных на доказательствах, которые, учитывая пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции по правилам статьи 294 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК), имели бы юридическое значение для переоценки выводов суда первой и апелляционной инстанций, влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемых судебных постановлений, либо опровергали выводы суда, кассационная жалоба не содержит.

В ходе рассмотрения дела судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка установленным по делу обстоятельствам, правильно применены нормы материального права.

Согласно статье 133 ХПК Республики Беларусь расходы по государственной пошлине за подачу кассационной жалобы относятся на ответчика.

В соответствии со ст.297 ХПК Республики Беларусь оснований для удовлетворения кассационной жалобы ответчика и изменения или отмены принятых по делу судебных постановлений   не имеется.

          Руководствуясь статьями 283, 294, 296, 298 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь

ПОСТАНОВИЛА:

          Решение экономического суда Витебской области от 30.03.2020 и постановление апелляционной инстанции этого суда от 05.05.2020 по делу № 21-16/2020/31А оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного лесохозяйственного учреждения  - без удовлетворения.

         

          Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке надзора в соответствии со статьями 300-304 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.    

В очередном выпуске

Мониторинг массовой информации