Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

+375 (17) 308-25-01

+375 (17) 215-06-00

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

Актуально

  28244
О назначении судебного разбирательства по уголовному делу по обвинению Сазанович Я.С., Навоши Д.А., Занемонской В.И., Высоцкой О.В., Богдановича Д.А. в совершении преступлений, предусмотренных ч.3 ст.130, ч.3 ст.203-1 УК Республики Беларусь
21 ноября 2022  1229 14 ноября 2022  752 11 ноября 2022  1090 11 ноября 2022  1873 8 ноября 2022  1095

Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 27.04.2021 по делу № 192-17/А/К (192-17/2020)

8 июня 2021  512

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                                                                       27.04.2021                                                                           

Дело №192-17/А/К (192-17/2020)

                                                                     город Минск                                                                         

Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу РИК на решение  экономического суда  Гомельской  области от 09.02.2021 и постановление апелляционной инстанции этого суда от 10.03.2021 по делу № 192-17/2020 по иску ГУ к РИК о взыскании 3 312,77 руб., с участием в судебном заседании представителей: ГУ, РИК,

УСТАНОВИЛА:

Экономический суд Гомельской области решением от 09.02.2021 удовлетворил исковые требования ГУ (далее – истец, ГУ), взыскав с РИК (далее – ответчик) 3 312,77 руб. в счет возмещения вреда, причиненного государству необоснованным призывом Н.Я.С. на военную службу в Вооруженные Силы Республики Беларусь, и 675 руб. в возмещение расходов по государственной пошлине.

Постановлением апелляционной инстанции экономического суда Гомельской области от 10.03.2021 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Ответчик обратился с кассационной жалобой на вынесенные судом постановления, в которой просит их отменить и рассмотреть дело по существу.

Согласно материалам дела военным комиссариатом Мозырского, Ельского и Наровлянского районов Гомельской области 27.11.2017 был призван на срочную военную службу гражданин Н.Я.С., 26.06.1997 года рождения и направлен для прохождения службы в войсковую часть 29969.

Приказом командира войсковой части 29969 от 28.11.2017 № 323 военнослужащий Н.Я.С. зачислен в списки личного состава войсковой части, поставлен на все виды обеспечения.

Медицинское освидетельствование в период осеннего призыва 2017 года военнослужащий Н.Я.С. проходил в призывной комиссии района, созданной РИК, которая приняла решение о призыве его на срочную военную службу.

В связи с поступающими жалобами на состояние здоровья военнослужащий Н.Я.С. был направлен в ГУ для проведения стационарного обследования.

В период с 08.01.2018 по 05.02.2018 Н.Я.С. находился на стационарном обследовании во 2-ом травматологическом отделении ГУ, по окончании которого был уволен в запас по состоянию здоровья. В ходе обследования у Н.Я.С. было выявлено заболевание («поперечное плоскостопие правой стопы III степени с незначительным нарушением функций»), препятствующее прохождению им воинской службы в мирное время.

Заключением военно-врачебной комиссии хирургического профиля ГУ от 05.02.2018 №111/15, утвержденным председателем ЦВВК (центральной военно-врачебной комиссии), военнослужащий Н.Я.С. был признан негодным к военной службе в мирное время, ограниченно годным к военной службе в военное время.

Аналогичный вывод содержится в первом разделе карты изучения причин необоснованного призыва гражданина на срочную военную службу по состоянию здоровья (далее – Карта изучения).

Из содержания третьего раздела Карты изучения, подписанного председателем ЦВВК, следует, что причиной необоснованного призыва гражданина на срочную военную службу послужило недостаточное знание врачом-хирургом руководящих документов по ВВЭ.

В письме от 10.01.2020 №27 за подписью председателя ГУ «Центральная военно-врачебная комиссия Вооруженных Сил Республики Беларусь», являющегося главным экспертом Вооруженных Сил, указано, что при медицинском освидетельствовании Н.Я.С., организованном районной призывной комиссией, могло быть выявлено заболевание, препятствующее его призыву. При проведении медицинского освидетельствования Н.Я.С. врачом-хирургом были неправильно оценены параметры угловых отклонений первой плюсневой кости и первого пальца правой стопы по причине недостаточного знания требований, изложенных в абзаце девятом пояснений к статье 68 расписания болезней Требований к состоянию здоровья граждан, утвержденных постановлением Министерства обороны Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20.12.2010 № 51/170, в результате чего Н.Я.С. был неправильно установлен клинико-функциональный диагноз и, в последующем, неправильно определена его категория годности к военной службе по состоянию здоровья. Причиной необоснованного призыва явилось недостаточное знание врачом-хирургом, привлекавшимся призывной комиссией района для проведения медицинского освидетельствования, руководящих документов по военно-врачебной экспертизе.

Ненадлежащее медицинское обследование призывника Н.Я.С. повлекло необходимость в его повторном обследовании. В период нахождения рядового Н.Я.С. в ГУ с 08.01.2018 по 05.02.2018  были понесены следующие расходы: 2 982,84 руб. составила стоимость койко-дней (медицинское обслуживание и обеспечение) (рассчитана в соответствии с приказом начальника ГУ от 26.09.2017 № 364); 280,28 руб. составила стоимость питания (рассчитана в соответствии с приказом заместителя Министра обороны по тылу – начальника тыла Вооруженных Сил от 08.11.2017 № 384); 49,65 руб. составила стоимость использованных медикаментов и материалов медицинского назначения (рассчитана на основании назначений в истории болезни стационарного больного по ценам приобретения).

Удовлетворяя заявленное истцом требование, суд основывался на том, что местные исполнительные и распорядительные органы, создавшие призывные комиссии, несут ответственность за вред, причиненный государству и гражданам призывом на срочную военную службу граждан, не подлежащих призыву по состоянию здоровья. Вина ответчика в необоснованном призыве Н.Я.С. на военную службу подтверждена сведениями, содержащимися в разделе III карты изучения причин необоснованного призыва гражданина на срочную военную службу. Расчет заявленной ко взысканию суммы произведен на основании приказа начальника ГУ от 26.09.2017 № 364, приказа Министра обороны по тылу – начальника тыла Вооруженных Сил от 08.11.2017 № 384 с учетом стоимости использованных при лечении медикаментов и материалов медицинского назначения.

Оспаривая принятые судом постановления, ответчик в кассационной жалобе указывает на то, что районной призывной комиссией решение о призыве Н.Я.С. на срочную военную службу было принято обоснованно, с учетом консультативного медицинского заключения учреждения «Областная клиническая больница». 09.10.2017 врачом травматологом учреждения здравоохранения «Городская больница» был выставлен заключительный диагноз. Кроме этого, лечебно-контрольной комиссией учреждения здравоохранения «Центральная городская поликлиника» вины врачей-специалистов организаций здравоохранения района, проводивших медицинское обследование и освидетельствование Н.Я.С. не установлено, фактов нарушения проведения медицинского обследования и освидетельствования призывника не выявлено.

По мнению ответчика, имуществу истца, который финансируется не только из бюджета, но и оказывает платные услуги, призывом Н.Я.С. на военную службу вред не причинен; ГУ является  ненадлежащим истцом по делу, поскольку правом на обращение с таким иском от имени государства обладают Министерство финансов Республики Беларусь или Министерство обороны Республики Беларусь; решением экономического суда Гомельской области от 29.06.2020 по делу №99-8/2020 с ответчика в пользу войсковой части 29969 взыскано 837,29 рублей вреда, причиненного государству необоснованным призывом Н.Я.С. на военную службу.

В судебном заседании представитель ответчика поддержал кассационную жалобу.

Представитель истца кассационную жалобу не признал, изложив свои возражения в отзыве на жалобу.

         Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 294 ХПК правильность применения экономическими судами первой и апелляционной инстанций норм права, судебная коллегия по экономическим делам не находит оснований для ее удовлетворения, исходя из следующего.  

В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» (далее – Закон о воинской обязанности) призыв граждан на срочную военную службу, службу в резерве организует руководитель местного исполнительного и распорядительного органа совместно с военным комиссаром (руководителем обособленного подразделения). Призыв граждан на срочную военную службу, службу в резерве производит призывная комиссия.

Согласно статьям 35, 36 Закона о воинской обязанности для проведения призыва граждан на срочную военную службу, службу в резерве районными, районными в городах, городскими (городов областного подчинения) исполнительными и распорядительными органами создаются призывные комиссии. Персональный состав районной (городской) призывной комиссии утверждается решением местного исполнительного и распорядительного органа. При призыве граждан на срочную военную службу, службу в резерве районная (городская) призывная комиссия обязана организовать медицинское освидетельствование граждан.

От призыва на срочную военную службу освобождаются граждане, признанные по состоянию здоровья негодными к военной службе с исключением с воинского учета (статья 31 Закона о воинской обязанности).

Частью 4 статьи 10 Закона о воинской обязанности установлена ответственность местных исполнительных и распорядительных органов, создавших призывные комиссии, за вред, причиненный государству и гражданам призывом на срочную военную службу, службу в резерве граждан, не подлежащих призыву на срочную военную службу, службу в резерве по состоянию здоровья и иным основаниям. Возмещение вреда производится в порядке, установленном гражданским законодательством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 933 Гражданского кодекса Республики Беларусь вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Собранными по делу доказательствами подтверждается факт призыва на военную службу лица, не подлежавшего призыву по состоянию здоровья в результате ненадлежащего медицинского обследования.

Ненадлежащее медицинское обследование призывника Н.Я.С. повлекло необходимость в его повторном обследовании в ГУ, в результате чего ГУ были понесены расходы за счет выделяемых ему бюджетных средств в сумме 3 312,77руб., ответственность за возмещение которых законодательством возложена на местные исполнительные и распорядительные органы, создавшие призывные комиссии.

Согласно Уставу ГУ является головной диагностической и лечебно-профилактической военной медицинской организацией, подчиненной Министерству обороны Республики Беларусь, финансирование которой производится за счет средств республиканского бюджета. Необоснованным призывом Н.Я.С. на военную службу истцу как государственному юридическому лицу был причинен вред в части использования денежных средств, выделенных ему Министерством обороны из республиканского бюджета на оплату нахождения военнослужащего на стационарном обследовании. В этой связи доводы ответчика о том, что ГУ является ненадлежащим истцом, правомерно были признаны необоснованными.

Вина ответчика в необоснованном призыве Н.Я.С. на военную службу установлена на дату подписания председателем Центральной военно-врачебной комиссии Вооруженных Сил Республики Беларусь (ЦВВК) раздела III Карты изучения причин необоснованного призыва гражданина на срочную военную службу по состоянию здоровья (03.03.2018), где причиной необоснованного призыва Н.Я.С.  на срочную военную службу указано недостаточное знание врачом-хирургом руководящих документов по ВВЭ.

В соответствии с пунктом 5 Инструкции о порядке организации и проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Республики Беларусь и транспортных войсках Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства обороны Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 02.11.2010 N 44 (далее – Инструкция) штатной военно-врачебной комиссией (ВВК) является Центральная военно-врачебная комиссия Вооруженных Сил Республики Беларусь (ЦВВК).

Доводы жалобы, основанные на том, что лечебно-контрольной комиссией учреждения здравоохранения «Центральная городская поликлиника» вины врачей-специалистов организаций здравоохранения Мозырского района, проводивших медицинское обследование и освидетельствование Н.Я.С. не установлено, фактов нарушения проведения медицинского обследования и освидетельствования призывника не выявлено, опровергаются заключением ЦВВК, которая является главным органом по организации, руководству и контролю за проведением военно-врачебной (врачебно-летной) экспертизы (пункт 10 Инструкции).

При поступлении в ГУ военнослужащий был поставлен на продовольственное обеспечение при снятии с такого обеспечения в войсковой части. Финансирование продовольственного обеспечения военнослужащих в войсковых частях и в ГУ осуществляется за счет бюджетных ассигнований Министерством обороны Республики Беларусь. За период нахождения необоснованно призванного военнослужащего в войсковой части вопросы возмещения ущерба, причинённого финансированием его продовольственного обеспечения разрешаются войсковой частью, а за период нахождения необоснованно призванного военнослужащего в военном клиническом медицинском центре эти вопросы разрешаются ГУ.

В этой связи доводы ответчика о взыскании с него решением экономического суда Гомельской области от 29.06.2020 по делу №99-8/2020 в пользу войсковой части 29969   837,29 рублей вреда, причиненного государству необоснованным призывом Н.Я.С. на военную службу не принимаются судебной коллегией как не относящиеся к рассматриваемому спору.

В соответствии со ст.297 ХПК оснований для удовлетворения кассационной жалобы и изменения или отмены принятых судом постановлений не имеется.

Пунктом 12 статьи 285 Налогового кодекса Республики Беларусь ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины по судебным делам.

Руководствуясь статьями 294, 296, 298 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь

ПОСТАНОВИЛА:

Решение экономического суда Гомельской области от 09.02.2021 и постановление апелляционной инстанции этого суда от 10.03.2021 по делу № 192-17/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу РИК– без удовлетворения.

В очередном выпуске

Мониторинг массовой информации