Верховный Суд
Республики Беларусь
Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь
220020, г. Минск, ул. Орловская, 76
Дело № 02н-112/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 января 2020 года судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении В. по протесту заместителя Генерального прокурора Республики Беларусь.
По приговору суда Заводского района г.Минска от 3 октября 2016 года В. осужден по ч. 4 ст. 328 УК на 14 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии в условиях усиленного режима, с конфискацией имущества.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Минского городского суда от 6 декабря 2016 года приговор оставлен без изменения.
Постановлением президиума Минского городского суда от 16 мая 2018 года приговор и апелляционное определение изменены, исключено указание о сбыте В. особо опасных психотропных веществ, снижено назначенное ему по ч. 4 ст. 328 УК наказание в виде лишения свободы до 13 лет 6 месяцев, в остальной части данные судебные решения оставлены в силе.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Беларусь, выступление прокурора отдела Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, поддержавшего протест, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
по приговору, с учетом внесенных в него постановлением президиума изменений, В. признан виновным в незаконных с целью сбыта приобретении, хранении и перевозке особо опасных психотропных веществ в крупном размере, совершенных организованной группой.
В протесте ставится вопрос об изменении состоявшихся судебных решений в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в них, фактическим обстоятельствам дела. В обоснование указывается, что совершение осужденным приобретения и перевозки особо опасных психотропных веществ не доказано. Предлагается исключить из судебных решений указание о совершении В. таких деяний; считать его осужденным по ч. 4 ст. 328 УК за незаконное с целью сбыта хранение особо опасных психотропных веществ в крупном размере, совершенное организованной группой, по которой снизить срок наказания в виде лишения свободы до 12 лет 6 месяцев; в остальной части судебные решения оставить в силе.
Рассмотрев дело, обсудив протест, судебная коллегия находит, что протест подлежит удовлетворению частично, состоявшиеся судебные решения следует изменить.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 389, ч.ч. 1 и 2 ст. 413 УПК основанием к изменению приговора при рассмотрении уголовного дела в порядке надзора является несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам дела. Определение апелляционной инстанции, постановление надзорной инстанции подлежат изменению, если ими неосновательно оставлен без изменения приговор.
Совокупностью исследованных в судебном заседании и приведенных в приговоре доказательств суд правильно установил, что В. незаконно с целью сбыта хранил не менее 5,3523 г порошкообразного вещества, содержащего в своем составе особо опасное психотропное вещество – MMB(N)-BZ-F; не менее 16,43 г, что является крупным размером, порошкообразного вещества, содержащего в своем составе особо опасное психотропное вещество – пара-метилэфедрон (мефедрон); не менее 1,32 г вещества растительного происхождения, содержащего в своем составе особо опасное психотропное вещество – MBA(N)-CHM; не менее 0,5 г вещества растительного происхождения, содержащего в своем составе особо опасные психотропные вещества – MDMB(N)-2201, MMB-2201, MBA(N)-CHM; фрагмент бумаги, содержащий в своем составе особо опасные психотропные вещества – 2C-C-NBOMe, 2C-I-NBOMe, масса которых в пересчете на сухой остаток составляет не менее 0,0116 г; не менее 2,48 г порошкообразного вещества, содержащего в своем составе особо опасное психотропное вещество – альфа-PVP; не менее 2,15 г кристаллического вещества, содержащего в своем составе особо опасное психотропное вещество – альфа-PVP; не менее 1,36 г кристаллического порошкообразного вещества, содержащего в своем составе особо опасное психотропное вещество – альфа-PVP. Данные вещества были изъяты 18-19 мая 2016 года в ходе личного обыска осужденного, осмотра квартиры по месту его жительства и тайников по различным адресам в г.Минске.
Приведенные обстоятельства и показания В. о приобретении им указанных веществ для реализации бесспорно свидетельствуют о совершении осужденным незаконного с целью сбыта приобретения особо опасных психотропных веществ.
Поэтому содержащиеся в протесте доводы о недоказанности такого преступного деяния являются необоснованными.
Вместе с тем вывод суда о совершении В. незаконной перевозки указанных психотропных веществ не подтверждается материалами дела.
Не указывал об их перевозке и осужденный.
В связи с этим следует исключить из судебных решений указание об осуждении В. за незаконную перевозку особо опасных психотропных веществ.
Кроме того, не соответствует фактическим обстоятельствам дела вывод суда о совершении осужденным преступления организованной группой.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 УК преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено двумя или более лицами, предварительно объединившимися в управляемую устойчивую группу для совместной преступной деятельности.
Наличие в действиях В. указанных признаков организованной группы суд мотивировал обстоятельствами совершения осужденным незаконного оборота психотропных веществ в период с марта 2016 года по 18 мая 2016 года.
Однако выводы суда о том, что с марта 2016 года по апрель 2016 года В. совершал незаконный оборот психотропных веществ, являются предположениями, поскольку такие вещества не обнаружены и не подвергнуты исследованию экспертом для определения их вида и названия. Приговор в соответствии с ч. 4 ст. 16 УПК не может быть основан на предположениях.
Обвинение в совершении конкретных фактов незаконного оборота психотропных веществ в этот период осужденному также не предъявлялось.
В. отрицал совершение преступления организованной группой и утверждал, что в мае 2016 года самостоятельно с целью сбыта приобрел через интернет-магазины психотропные вещества, которые в дальнейшем расфасовал, разложил в тайники и хранил, однако реализовать не успел, так как сотрудники милиции задержали его и изъяли психотропные вещества.
Показания осужденного о том, что незаконные действия с этими психотропными веществами он совершил самостоятельно, не опровергнуты собранными доказательствами.
Фактических данных об участии других лиц в совершении В. приобретения и хранения психотропных веществ, которые обнаружены, в переписке осужденного в сети Интернет, указанной в приговоре и имеющейся в материалах дела, не содержится.
При таких обстоятельствах следует признать недоказанным наличие в деянии осужденного квалифицирующего признака – совершения преступления организованной группой.
Поэтому действия В. подлежат переквалификации с ч. 4 ст. 328 УК на ч. 3 ст. 328 УК и его следует считать осужденным за незаконные с целью сбыта приобретение и хранение особо опасных психотропных веществ, в крупном размере.
Наказание ему подлежит назначению в пределах санкции ч. 3 ст. 328 УК в редакции Закона Республики Беларусь от 18 июля 2019 года № 220-З «Об изменении Уголовного кодекса Республики Беларусь», поскольку данный закон смягчает наказуемость деяния.
С учетом характера и степени общественной опасности преступления, относящегося к категории особо тяжких, совершенного со значительным объемом особо опасных психотропных веществ, мотивов и целей содеянного, данных, характеризующих личность осужденного, ранее не судимого, не работавшего, положительно характеризовавшегося по месту жительства и месту прохождения воинской службы, отягчающего обстоятельства – совершения преступления из корыстных побуждений, отсутствия смягчающих обстоятельств, наказание ему следует назначить в виде лишения свободы на срок 10 лет.
В остальной части приговор, апелляционное определение и постановление президиума Минского городского суда в отношении В. следует оставить в силе, а протест – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 412 УПК, судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь
ОПРЕДЕЛИЛА:
приговор суда Заводского района г. Минска от 3 октября 2016 года, апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Минского городского суда от 6 декабря 2016 года, постановление президиума Минского городского суда от 16 мая 2018 года в отношении В. изменить.
Исключить из них указание об осуждении В. за незаконную перевозку особо опасных психотропных веществ.
Переквалифицировать его действия с ч. 4 ст. 328 УК на ч. 3 ст. 328 УК и считать осужденным за незаконные с целью сбыта приобретение и хранение особо опасных психотропных веществ, в крупном размере.
Назначить В. по ч. 3 ст. 328 УК наказание в виде лишения свободы на срок 10 лет с отбыванием в исправительной колонии в условиях усиленного режима.
В соответствии с абзацем 3 ч. 1 ст. 8 Закона Республики Беларусь от 19 июля 2019 года «Об амнистии в связи с 75-летием освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков» освободить В. от назначенного наказания в виде лишения свободы частично сроком на один год.
В остальной части данные судебные решения оставить в силе, а протест заместителя Генерального прокурора Республики Беларусь – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи