Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

+375 (17) 308-25-01

+375 (17) 215-06-00

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

Актуально

  25757 вчера  175
4 августа 2022  795 4 августа 2022  535 4 августа 2022  594 4 августа 2022  595

Постановление Верховного Суда Республики Беларусь от 03.03.2022 по делу № 156АП2216/Жн

30 марта 2022  127

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 о рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении

                                                               03.03.2022                                                                      

Дело №156АП2216/Жн

                                                                        г. Минск                                                                                  

Верховный Суд Республики Беларусь, рассмотрев в открытом судебном заседании  жалобу В. на постановление экономического суда Минской области от 20.01.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 13.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП), поступившему из УВД Минского райисполкома,  в отношении  В., с участием представителя   органа,  ведущего   административный   процесс, – З. (удостоверение МБ-1 №29137),   в отсутствие В., надлежаще извещенного,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением экономического суда Минской области от 20.01.2022 В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 13.3 КоАП, и на него наложено взыскание в виде штрафа в размере 2 базовых величин, что составляет 64,00 рубля, с конфискацией лома металлов, изъятого актом описи от 28.12.2021.

В жалобе В. просит вынесенное в отношении него постановление отменить, прекратить дело об административном правонарушении, ссылаясь на нарушение судом его права на защиту, а также на транспортировку им лома черных металлов по просьбе знакомого Ч. и в целях получения платы за перевозку, а не дохода от сдачи самого лома, так как металлолом доставлялся в интересах индивидуального предпринимателя Т., являющейся заготовителем лома черных и цветных металлов.

В судебном заседании представитель органа, ведущего административный процесс, судебное постановление по настоящему делу посчитал правомерным.

Выслушав представителя УВД Минского райисполкома, изучив материалы дела, доводы жалобы, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии частью 1 статьи 13.9 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы (протеста) на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении суд, должностное лицо, уполномоченные рассматривать жалобу (протест), проверяют законность, обоснованность и справедливость вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 03.01.2022 и материалам дела В. с 01.01.2019 по 24.12.2021 осуществлял незаконную предпринимательскую деятельность на территории Минского района, в том числе в аг.Вишневка, которая выражалась в сборе лома черных металлов с целью получения дохода от его последующей реализации, чем нарушены пункт 1 статьи 22 Гражданского кодекса Республики Беларусь, пункт 1 Указа Президента Республики Беларусь от 05.05.1995 №179 «О мерах по усилению борьбы с хищением драгоценных, черных и цветных металлов, их лома и отходов, драгоценных камней». В ходе ведения административного процесса у В. было изъято 11 165 кг лома на сумму 3 001,54 рублей.

Правонарушение было выявлено должностными лицами Минского РУВД при проведении осмотра территории в аг.Вишневка с находящимся там транспортным средством РЕНО, р/з АС 0000-0, оборудованным манипулятором, в кузове которого был обнаружен металлолом различного наименования (швеллера, куски жести, трубы) в количестве 11 645 кг на общую сумму 3 001,54 рубля (протоколы осмотра места совершения административного правонарушения от 24.12.2021 и от 28.12.2021).

В своих объяснениях, данных органу, ведущему административный процесс, управлявший данным транспортным средством В. указывал, что лом черных металлов, имевшийся в грузовом автомобиле РЕНО, р/з АС 0000-0, он перемещал по просьбе своего знакомого Ч., каких-либо сведений и документов относительно его происхождения у него не имеется,  сам он ранее с 01.01.2019 по настоящее время неоднократно совершал действия по сбору на территории Минского района и города Минска металлолома в целью получения дохода (протокол опроса от 24.12.2021).

Согласно реестру ОАО «Б» по выплатам за лом, заготовленный от физических лиц, В. производил сдачу металлолома 10.01.2020, 16.03.2020, 09.09.2020 весом нетто 11,43 т.

С составленным в отношении В. протоколом об административном правонарушении от 03.01.2022 он согласился, свою вину признал, о чем имеется его собственноручная запись.

Назначенное на 17.01.2022 судебное заседание по рассмотрению дела об административном правонарушении в отношении В. было перенесено на 20.01.2022 в связи с поступлением от него по электронной почте ходатайства от 17.01.2022 о переносе его рассмотрения по состоянию здоровья с приложением справки о временной нетрудоспособности с 17.01.2022 по 20.01.2022.

В заседание суда 20.01.2022 В. также не явился, вновь сославшись на заболевание и приложив медицинскую справку о состоянии здоровья, выданную врачом общей практики Смольянской амбулатории, согласно которой он 20.01.2022 обращался в данное учреждение здравоохранения за медицинской помощью, где ему был поставлен диагноз вертеброгенная люмбалгия и рекомендовано ограничение поднятия тяжестей.

В обоих ходатайствах от 17.01.2022 и от 20.01.2022 о перенесении рассмотрения дела на другой день В. указывал на непризнание им своей вины в совершении вменяемого правонарушения.

По результатам рассмотрения 20.01.2022 дела экономический суд Минской области признал доказанным факт совершения В. вменяемого ему административного правонарушения, поскольку это подтверждается имеющимися в деле доказательствами, свидетельствующими об осуществлении данным лицом деятельности, связанной с обращением металлолома и его заготовкой в нарушение действующего законодательства, и направленности данной деятельности на получение материальной выгоды.

В силу пункта 13 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 «Об обращении с отходами» (далее – Закон) под обращением с отходами понимается деятельность, связанная с образованием отходов, их сбором, разделением по видам отходов, подготовкой, удалением, хранением, захоронением, перевозкой, обезвреживанием и (или) использованием отходов.

Пункт 3 статьи 2 Закона устанавливает, что отношения, возникающие в процессе обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов, регулируются данным Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, если иное не предусмотрено законодательством о промышленности и иным специальным законодательством.

Пунктом 1 Указа Президента Республики Беларусь от 05.05.1995 №179 «О мерах по усилению борьбы с хищением драгоценных, черных и цветных металлов, их лома и отходов, драгоценных камней» предусмотрено, что деятельность по заготовке (закупке) лома и отходов черных и цветных металлов осуществляется, за исключением случаев, установленных в данном пункте, заготовительными организациями Белорусского государственного объединения по заготовке, переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов при наличии соответствующего специального разрешения (лицензии) на данный вид деятельности. Лом и отходы черных и цветных металлов, которые образуются в процессе хозяйственной деятельности у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и населения, подлежат обязательной сдаче заготовительным организациям Белорусского государственного объединения по заготовке, переработке и поставке лома и отходов черных и цветных металлов или отгрузке по их нарядам. Закупка лома и отходов черных и цветных металлов у населения осуществляется также заготовительными организациями потребительской кооперации, а также юридическими лицами – участниками холдинга «Белресурсы» в соответствии со специальными разрешениями (лицензиями) на этот вид деятельности.

Таким образом, в силу законодательства В., будучи физическим лицом, вправе сдавать заготовительным организациям лишь бытовой лом черных и цветных металлов, образующийся в процессе собственной жизнедеятельности, в частности, согласно установленному приложением 1 к Положению о порядке закупки лома и отходов черных металлов у населения (граждан), утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2006 №1331, перечню предметов из черных и цветных металлов, закупку которых разрешено производить у населения (граждан) в качестве металлолома. Осуществление гражданами иной деятельности, направленной на аккумулирование ими лома и отходов черных и цветных металлов, не допускается.

Следовательно, суд правомерно пришел к выводу о совершении лицом, в отношении которого ведется административный процесс, вменяемого ему правонарушения, а приведенные им доводы о принадлежности металлолома иному лицу – индивидуальному предпринимателю Т., являющейся заготовителем, подлежат отклонению как не соответствующие законодательству и не подтвержденные надлежащими доказательствами.

Что касается приведенных В. в жалобе доводов о нарушении его права на защиту, то они также не могут быть приняты во внимание в силу следующего.

Часть 1 статьи 2.8 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП) предусматривает, что физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, имеет право на защиту. Это право оно может реализовывать как лично, так и с помощью защитника в порядке, определенном данным Кодексом.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 12.5 ПИКоАП при рассмотрении дела об административном правонарушении участие физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, обязательно. Дело об административном правонарушении может быть рассмотрено без него в перечисленных в данной статье случаях. Защитник участвует в деле об административном правонарушении, если об этом ходатайствуют физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс.

В. был надлежаще уведомлен экономическим судом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, правом иметь защитника не воспользовался, сам в судебное заседание также не прибыл, факт наличия объективных обстоятельств, препятствующих его явке и свидетельствующих об уважительности указанных в ходатайстве причин, должным образом не доказан.

Ошибочное указание судом в принятом им постановлении на участие В. при рассмотрении дела и признание им своей вины на правильность выводов суда по делу не повлияло, постановлением от 02.02.2022 допущенная судом описка была исправлена.

         Учитывая изложенное, оснований для отмены или изменения постановления экономического суда Минской области от 20.01.2022 в отношении В. не имеется.

Руководствуясь статьями 13.9 – 13.11 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление экономического суда Минской области от 20.01.2022 по делу №156АП2216 в отношении В. оставить без изменения, а его жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 13.12 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

                                                                                 

В очередном выпуске

Мониторинг массовой информации