Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

+375 (17) 308-25-01

+375 (17) 215-06-00

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

Актуально

  25756 вчера  169
4 августа 2022  795 4 августа 2022  535 4 августа 2022  594 4 августа 2022  595

Постановление Верховного Суда Республики Беларусь от 15.03.2022 по делу № 153АП228/Жн

30 марта 2022  155

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

   ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 о рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении

                                                           15.03.2022                                                                     

Дело №153АП228/Жн

                                                                         г. Минск                                                                                  

Верховный Суд Республики Беларусь, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Б. на постановление экономического суда Гомельской области от 24.01.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП), поступившему из ОВД Гомельского райисполкома, в отношении индивидуального предпринимателя Б., в отсутствие представителей, надлежаще извещенных,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением экономического суда Гомельской области от 24.01.2022 индивидуальный предприниматель Б. (далее – ИП Б., заявитель жалобы, предприниматель) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.3 КоАП, и на него наложено взыскание в виде штрафа в размере 180 базовых величин, что составляет 5 760,00 рублей.

В жалобе ИП Б. просит вынесенное постановление отменить и производство по делу прекратить, поскольку его предпринимательская деятельность неверно была квалифицирована как заготовка лома черных металлов, а выражается в приобретении различной бывшей в употреблении техники для ее последующей реализации по запасным частям.

По мнению заявителя жалобы, так как и сам купленный им кран пневмоколесный «КС 5563А», и большинство полученных в результате его последующего демонтажа составных частей являются рабочими и пригодны для дальнейшего использования, нет оснований считать весь перемещаемый товар металлоломом.

Предпринимателем приводятся доводы об экономической нецелесообразности сдачи частей крана «КС 5563А» на лом, а также о несоразмерности назначенного наказания тяжести нарушения.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии частью 1 статьи 13.9 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы (протеста) на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении суд, должностное лицо, уполномоченные рассматривать жалобу (протест), проверяют законность, обоснованность и справедливость вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 05.01.2022 и материалам дела ИП Б. осуществлялась незаконная предпринимательская деятельность, которая выражалась в скупке лома черных металлов (узлы и детали крана пневмоколесного «КС-5363А») и его транспортировке в целях последующей перепродажи, чем нарушены нормы законодательства Республики Беларусь о порядке осуществления лицензируемой предпринимательской деятельности в сфере обращения лома черных металлов, в частности, пункт 1 Указа Президента Республики Беларусь от 05.05.1995 №179 «О мерах по усилению борьбы с хищением драгоценных, черных и цветных металлов, их лома и отходов, драгоценных камней».

10.12.2021 сотрудниками ОВД Гомельского райисполкома был задержан автомобиль «Вольво», р/з 0-ЕТТ-0000, с полуприцепом «Кегель», р/з А-0000-А, под управлением водителя В., в которых перевозились составные части крана пневмоколесного «КС-5363А» без сопроводительных документов.

Как было установлено, кран пневмоколесный «КС-5563А», 1984 года выпуска, инвентарный номер 1993, был приобретен ИП Б. у ОАО «М» по договору №1110/21-ТС/5363 от 11.10.2021.

Из пояснений К., начальника службы механизации и транспорта ОАО «М», усматривается, что решение о реализации указанного крана принято антикризисным управляющим и кредиторами ОАО «М» в связи с тем, что он предприятием не использовался по причине технического износа.

Согласно акту о приеме-передаче основных средств фактический срок эксплуатации крана пневмоколесного «КС-5563А», 1984 года выпуска, инвентарный номер 1993, составил 34 года 5 месяцев.

В соответствии с дефектным актом №18 от 16.04.2021, актом осмотра объекта оценки оценщиком №Г100-05/21-1 от 31.05.2021 у крана «КС-5563А» частично разукомплектован двигатель, течь масла, повреждения ЛКП, местами сквозная коррозия, требуется замена РВД, ремонт пневмосистемы, система охлаждения имеет течь, АКБ отсутствует, шины изношены на 100%, необходима замена всех канатов, отсутствуют световые приборы, возможно выявление скрытых дефектов; на момент осмотра объект не эксплуатировался, неисправен; состояние объекта – условно пригодное (бывший в эксплуатации объект, требующий значительного ремонта и замены основных частей); техническое освидетельствование крана проводилось 01.10.2013, расчетный физический износ – 80%.

В ходе осмотра 30.12.2021 фрагментов крана «КС-5563А» главный государственный инспектор Гомельского областного управления «Г» П. сообщил, что восстановлению кран не подлежит, допустил возможность частичного использования фрагментов в качестве запчастей при условии их работоспособности и целостности, однако определить это было невозможно ввиду некомплектности осмотренных деталей (протокол осмотра места происшествия от 30.12.2021).

По результатам рассмотрения дела экономический суд Гомельской области, признавая доказанным факт совершения ИП Б. вменяемого ему административного правонарушения, исходил из внешнего вида и технического состояния крана пневмоколесного «КС-5563А», выбранного способа его демонтажа и порядка транспортировки образовавшихся частей, учитывал экономическое поведение самого предпринимателя, не проявившего какого-либо интереса к проверке работоспособности и ремонту как крана, так и его узлов и деталей, что позволило суду прийти к выводу о том, что действительной целью приобретения и перемещения этой техники являлась ее перепродажа в качестве металлолома на территории Российской Федерации.

Согласно подпункту 5.1 пункта 5 приложения 2 к Закону Республики Беларусь от 05.01.2019 «О промышленной безопасности» (далее – Закон) грузоподъемные краны отнесены к потенциально опасным объектам, которые подлежат обязательной регистрации в Госпромнадзоре (пункт 9 Положения о порядке регистрации потенциально опасных объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.2016 №613).

В силу статьи 2 Закона он распространяет свое действие на отношения, связанные с обеспечением промышленной безопасности опасных производственных объектов и (или) потенциально опасных объектов при осуществлении деятельности в области промышленной безопасности – их проектировании, изготовлении, возведении, реконструкции, технической модернизации, приемке, вводе в эксплуатацию, монтаже, наладке, обслуживании, ремонте, техническом диагностировании, техническом освидетельствовании, испытаниях, эксплуатации, консервации, ликвидации, временной приостановке, выводе из эксплуатации.

В соответствии с пунктом 60 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22.12.2018 №66, качество материала и комплектующих изделий, применяемых для изготовления, реконструкции, технической модернизации, монтажа, ремонта и обслуживания грузоподъемных кранов, технических устройств должно быть подтверждено документом изготовителя, подтверждающим качество изготовления, и входным контролем. При отсутствии документа изготовителя, подтверждающего качество изготовления, допускается применение материала и комплектующих изделий на основании результатов проведения испытания аккредитованной испытательной лабораторией (центром) по параметрам, предусмотренным документами изготовителя, подтверждающими качество изготовления.

Единые обязательные для применения и исполнения требования к машинам и (или) оборудованию предусмотрены также Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011), утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 №823.

Согласно постановлению Министерства экономики Республики Беларусь от 30.09.2011 №161 максимальный нормативный срок службы машин и оборудования подъемно-транспортных и погрузочно-разгрузочных составляет 25 лет.

Основываясь на установленных по делу фактических обстоятельствах и существующем правовом регулировании спорных правоотношений, приведенные ИП Б. в жалобе доводы о намерении вовлекать в хозяйственную деятельность составные части демонтированного крана «КС-5563А» посредством их использования в качестве запасных деталей не могут быть приняты во внимание как надуманные и противоречащие материалам дела.

Так, со стороны ИП Б., в обязанности которого в силу статьи 439 ГК Республики Беларусь входит обеспечение передачи товара, пригодного для целей, для которых товар такого рода обычно используется, доказательства, опровергающие существенную изношенность грузоподъемного механизма и подтверждавшие наличие у образовавшихся от него составных частей достаточного ресурса до достижения предельного нерабочего состояния, представлено не было. 

При этом, использование комплектующих изделий для ремонта грузоподъемных кранов без результатов испытания, подтверждающих качество, нарушает требования законодательства к безопасности потенциально опасных объектов.

Таким образом, установленные в ходе ведения административного процесса факты относительно порядка обращения ИП Б. с приобретенным им техническим средством в совокупности с  непредставлением им по предложению суда каких-либо доказательств ведения в установленном порядке предпринимательской деятельности по реализации б/у запасных частей однозначно указывают на то, что данное имущество имело для предпринимателя ценность именно как лом черных металлов, и соответственно квалификация его действий по части 1 статьи 13.3 КоАП является правомерной.

Ссылка в жалобе на экономическую нецелесообразность сдачи фрагментов крана пневмоколесного «КС-5563А» в металлолом на правильность выводов суда по настоящему делу не влияет. Что касается назначенного судом наказания, то оно в полной мере соответствует тяжести совершенного нарушения, степени его общественной опасности и личности нарушителя.

         Учитывая изложенное, оснований для отмены и изменения постановления экономического суда Гомельской области от 24.01.2022 в отношении индивидуального предпринимателя Б. не имеется.

Руководствуясь статьями 13.9 – 13.11 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление экономического суда Гомельской области от 24.01.2022 по делу №153АП228 в отношении индивидуального предпринимателя Б. оставить без изменения, а его жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 13.12 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

                                                                            

В очередном выпуске

Мониторинг массовой информации