Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

+375 (17) 308-25-01

+375 (17) 215-06-00

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

Актуально

  25757 вчера  183
4 августа 2022  796 4 августа 2022  535 4 августа 2022  596 4 августа 2022  595

Постановление Верховного Суда Республики Беларусь от 15.03.2022 по делу № 156АП2251/Жн

30 марта 2022  165

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 о рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении

                                                                  15.03.2022                                                                     

Дело №156АП2251/Жн

г. Минск

Верховный Суд Республики Беларусь, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу открытого акционерного общества «П» на постановление экономического суда Минской области от 03.02.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.27 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, поступившему из Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь (Минской областной инспекции охраны животного и растительного мира), в отношении  открытого акционерного общества «П», с участием представителей:

лица, привлеченного к административной ответственности, – юрисконсульта Ж. (доверенность №1/22 от 05.01.2022),

органа, ведущего административный процесс, – заместителя начальника отдела С. (доверенность №03/2040/3 от 22.12.2021), старшего инспектора Ю. (доверенность №03/2040/8 от 22.12.2021),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением экономического суда Минской области от 03.02.2022 открытое акционерное общество «П» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.27 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП), и на него наложен штраф в размере 300 базовых величин, что составляет 9 600 рублей.

В жалобе открытое акционерное общество «П» (далее – ОАО «П», общество) просит вышеуказанное постановление отменить и дело прекратить за отсутствием состава правонарушения, ссылаясь на наличие у него предусмотренной законодательством охотоустроительной документации, а именно действующих договора аренды и биолого-экономического обоснования.

В судебном заседании представитель общества доводы жалобы поддержал.

Представители инспекции охраны животного и растительного мира в судебном заседании указали на законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.

Выслушав явившихся представителей, изучив материалы дела, доводы жалобы, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии частью 1 статьи 13.9 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы (протеста) на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении суд, должностное лицо, уполномоченные рассматривать жалобу (протест), проверяют законность, обоснованность и справедливость вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.

Протоколом об административном правонарушении от 14.01.2022 ОАО «П» вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.27 КоАП, выразившегося в проведении на территории арендуемых охотничьих угодий Пуховичского района в период с 28.10.2021 по 18.11.2021 охот в отсутствие действующей охотоустроительной документации, чем были нарушены пункты 10, 15, 29, 31 Правил ведения охотничьего хозяйства, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 21.03.2018 №112 (далее – Правила №112), пункты 10, 12, 13 Положения о порядке проведения охотоустройства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.06.2006 №702 (далее – Положение №702).

Как следует из материалов дела, между Пуховичским районным исполнительным комитетом (арендодатель) и ОАО «П» (арендатор) был заключен договор аренды от 16.02.2009 №357 (далее – договор №357), предметом которого выступали расположенные на территории Пуховичского района Минской области охотничьи угодья для ведения охотничьего хозяйства общей площадью 10 500 га, из которых 6 700 га – лесные угодья, 3 300 га – полевые угодья, 500 – водно-болотистые. Действие указанного договора дополнительным соглашением к нему от 20.09.2012 было сторонами продлено до 15.02.2029 в соответствии с решением Пуховичского районного Совета депутатов от 05.06.2012 №128.

В отношении территории в границах, определенных в договоре №357 (в редакции дополнительных соглашений от 20.09.2012 и от 11.07.2014), у общества имелся проект охотоустройства ОАО «П» от 28.10.2011, который согласно пункту 10 Положения №702 действовал до 27.10.2021.

По договору от 06.02.2020 №16/20 охотохозяйственным республиканским унитарным предприятием «Б» в соответствии с пунктом 15 Положения №702 и в связи с изменением Указом Президента Республики Беларусь от 15.03.2019 №104 границ административных районов Минской области, а также в связи с изменением границ и размера площади арендуемых охотничьих угодий было разработано биолого-экономическое обоснование (далее – БЭО) охотничьих угодий ОАО «П», которые по данным УП «П» составляли 10 150 га, в том числе лесные – 7 559 га, полевые – 2 104 га, водно-болотные – 487 га.

16.01.2021 подготовленное БЭО охотничьих угодий ОАО «П» согласовано первым заместителем Министра лесного хозяйства Республики Беларусь.

09.11.2021 Минским областным исполнительным комитетом было принято решение №1001 «Об изменении решения Минского областного исполнительного комитета и договоров аренды охотничьих угодий», подпунктом 3.4 пункта 3 которого предписано внести изменения в договор №357 в части общей площади и площадей по категориям земель с установлением новых площадей охотничьих угодий (общая площадь – 10 150 га, из них 7 559 га лесных, 2 104 га полевых, 487 га водно-болотных) и описанием новых границ охотничьих угодий.

Дополнительным соглашением от 19.11.2021, которое вступило в силу с момента его подписания, сторонами были внесены изменения в предмет договора №357 в соответствии с вышеуказанным решением от 09.11.2021 №1001 (пункт 3 дополнительного соглашения).

В силу пункта 10 Правил №112 право ведения охотничьего хозяйства в охотничьих угодьях возникает у юридического лица со дня подписания договора аренды либо принятия решения о предоставлении данных угодий в безвозмездное пользование.

Порядок предоставления охотничьих угодий в аренду юридическим лицам, внесения изменений в договор аренды в части изменения их границ, общей площади, площади по категориям (лесные, полевые, водно-болотные) регламентирован пунктами 11 – 18, 23 Правил №112, предусматривающими наличие соответствующих решений областных исполнительных комитетов.

Пунктом 29 Правил №112 на пользователя охотничьих угодий возложена обязанность обеспечить проведение охотоустройства в порядке и сроки, определяемые Советом Министров Республики Беларусь.

Согласно пункту 13 Положения №702 ведение охотничьего хозяйства осуществляется пользователем в соответствии с утвержденным Министерством лесного хозяйства проектом охотоустройства. До утверждения проекта охотоустройства ведение охотничьего хозяйства осуществляется пользователем в соответствии с биолого-экономическим обоснованием.

Пунктом 10 Положения №702 предусмотрено, что срок действия биолого-экономического обоснования – не более двух лет с момента возникновения права на ведение охотничьего хозяйства либо изменения границ и площади арендуемых охотничьих угодий за счет присоединения к ним новых или отделения от них части охотничьих угодий, за исключением случаев, предусмотренных в части четвертой данного пункта.

В соответствии с пунктами 12, 15 Положения №702 пользователь охотничьих угодий обязан обеспечить разработку и утверждение проекта охотоустройства в течение двух лет с момента возникновения права на ведение охотничьего хозяйства либо в случае изменения границ и площади арендуемых охотничьих угодий за счет присоединения к ним новых или отделения от них части охотничьих угодий, а также до окончания срока действия проекта охотоустройства.  При передаче в аренду охотничьих угодий без проведения торгов пользователь обязан обеспечить разработку и согласование биолого-экономического обоснования до принятия соответствующего решения облисполкома.

Организация и проведение охоты, ведение охотничьего хозяйства без охотоустроительной документации, соответствующей требованиям законодательства, запрещается (пункт 31 Правил №112, пункт 13 Положения №702).

По результатам рассмотрения дела экономический суд Минской области, исследовав и оценив собранные органом, ведущим административный процесс, и представленные в дело доказательства, признал доказанным факт совершения ОАО «П» вменяемого ему административного правонарушения, придя к выводу о том, что в указанный в протоколе период времени данная организация не имела соответствующей требованиям законодательства охотоустроительной документации.

Приведенные в жалобе доводы об отсутствии состава вмененного правонарушения вследствие наличия у общества договора №357 и согласованного должностным лицом Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь БЭО охотничьих угодий ОАО «П» подлежат отклонению, поскольку разработанное в соответствии с договором от 06.02.2020 №16/20 БЭО относилось к измененным границам и площади арендуемых охотничьих угодий, право пользования которыми у ОАО «П» появилось с момента их аренды 19.11.2021, соответственно организация и проведение охоты в период после истечения срока действия охотоустроительного проекта на переданные по договору №357 типы угодий площадью 10 500 га в обозначенных в договоре границах и до начала действия БЭО в отношении новых арендованных площадей в размере 10 150 га, т.е. с 28.10.2021 по 18.11.2021, было запрещено.

Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены постановления экономического суда Минской области от 03.02.2022 не имеется.

Руководствуясь статьями 13.9 – 13.11 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление экономического суда Минской области от 03.02.2022 по делу №156АП2251 в отношении открытого акционерного общества «П» оставить без изменения, а его жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке, установленном статьей 13.12 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

В очередном выпуске

Мониторинг массовой информации