Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

+375 (17) 308-25-01

+375 (17) 215-06-00

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

Расписание заседаний

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь принял постановление о применении судами норм Общей части КоАП

1 июля 2022  7712

30 июня 2022 года состоялось заседание Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, посвященное применению судами норм Общей части КоАП.

В заседании Пленума приняли участие заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь Ольга Ивановна Чуприс, заместитель Генерального прокурора Республики Беларусь Геннадий Иосифович Дыско, заместитель начальника отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Генеральной прокуратуры Республики Беларусь Павел Павлович Елисеев.

С 1 марта 2021 года действует новый КоАП, предусматривающий ряд новшеств, направленных на оптимизацию административного процесса и порядка привлечения к административной ответственности.

Еще на этапе разработки нового КоАП перед экспертами ставилась главная задача - максимально уйти от репрессивных мер в пользу профилактических. Одной из главных особенностей нового КоАП как раз и стало закрепление приоритета профилактических мер воздействия и снижение карательно-фискальной функции.

Данными профилактическими мерами являются устное замечание, предупреждение, меры воспитательного воздействия (в отношении несовершеннолетних). Их цель в предупреждении новых административных правонарушений. В связи с этим по значительной части составов административных правонарушений предоставлена возможность первоначально ограничиться мерами профилактического воздействия, не привлекая лицо к административной ответственности.

Данные судебной статистики свидетельствуют о сокращении объема поступления в суды дел об административных правонарушениях по сравнению с 2020 годом с 300 тысяч до 237 тысяч дел, то есть более чем на 21% после введения в действие нового КоАП.

Такому позитивному результату способствовало как сокращение числа органов и должностных лиц, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях, так и изменение с их стороны подходов с карательных на профилактические, а также состояние криминогенной ситуации в республике в целом.

Кроме того, суды стали больше применять новые положения КоАП, касающиеся наложения административного взыскания в виде штрафа ниже низшего предела. Возросли и показатели освобождения судами лиц от административной ответственности. Так, по различным основаниям освобождено от административной ответственности 5 019 лиц. При этом с применением профилактических мер воздействия освобождено от административной ответственности 2 168 лиц или более 43 %.

Принципиально новым явилось введение в КоАП положений о категоризации административных правонарушений в зависимости от степени общественной вредности и тяжести последствий на административные проступки, значительные административные правонарушения, грубые административные правонарушения.

С категоризацией связаны прежде всего правила освобождения лица от административной ответственности с применением профилактических мер воздействия. Также в зависимости от категории административного правонарушения в новом КоАП определяются сроки, по истечении которых физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию.

По общему правилу срок наложения взыскания для физического лица составляет 2 месяца со дня совершения административного правонарушения. Такой срок применяется для большинства составов правонарушений. В то же время для индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и их должностных лиц такой срок ограничен 3 годами со дня совершения и 6 месяцами со дня обнаружения административного правонарушения.

Данные подходы обусловлены как необходимостью исключения волокиты при разбирательстве по основному массиву административных правонарушений, так и спецификой выявления и сбора доказательственной базы по тем административным правонарушениям, в отношении которых установлены увеличенные сроки наложения административного взыскания.

 

В новом КоАП пересмотрены виды административных взысканий. Предупреждение переведено в разряд профилактических мер воздействия, вместо исправительных работ введены общественные работы, предусмотрена возможность наложения административного взыскания в виде штрафа в размере ниже низшего предела, установленного санкцией правовой нормы.

Важной новацией стало и то, что отдельная глава КоАП посвящена вопросам административной ответственности несовершеннолетних. В отношении несовершеннолетних установлены более льготные, по сравнению со взрослыми, условия административной ответственности.

В целом, о либерализации административно-деликтного законодательства свидетельствует и то, что объем административных правонарушений сократился более чем на 100 составов и по широкому кругу деяний (более 230).

Таким образом, положения нового КоАП позволили более гибко применять меры административно-правового воздействия в зависимости от характера противоправного деяния и обстоятельств его совершения в целях профилактики правонарушений и восстановления социальной справедливости.

Проект постановления Пленума на обсуждение представил судья-докладчик Эдгар Вячеславович Мартиросян.

Он подробно остановился на самых важных новеллах КоАП, рассказал о структуре проекта постановления Пленума, о поступивших замечаниях и предложениях со стороны заинтересованных государственных органов и ученого сообщества.

 

Судья Верховного Суда Республики Беларусь Дмитрий Анатольевич Улога выступил по некоторым дискуссионным вопросам. Он четко аргументировал подходы разработчиков проекта постановления Пленума, касающиеся определения повторности административных правонарушений. Дмитрий Улога подчеркнул, что данные разъяснения являются максимально прикладными.

Так, в пункте 5 постановления Пленума сформулировано разъяснение, где обращено внимание судов, что повторность административных правонарушений имеет место лишь в случаях, когда лицом совершено два или более административных правонарушения, предусмотренные одной и той же статьей Особенной части КоАП либо одной и той же частью статьи, если она состоит из нескольких частей.

При этом определяя наличие либо отсутствие повторности административных правонарушений, в том числе в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность (пункт 2 части 1 статьи 7.3. КоАП), следует исходить из требований части 2 статьи 2.4 КоАП.

 

О подходах экономических судов при рассмотрении дел об административных правонарушениях рассказал председатель экономического суда города Минска Александр Михайлович Паутов.

В частности, он обратил внимание на тенденцию снижения количества лиц, освобожденных от административной ответственности по малозначительности (ст.8.2 КоАП) и увеличение случаев освобождения от административной ответственности с вынесением предупреждения (ст. 8.3 КоАП). По мнению Александра Паутова, это связано с тем, что органы, ведущие административный процесс, достаточно оперативно реагируют на случаи, когда суд освобождает лицо от ответственности по малозначительности и не направляют в суд на рассмотрение дела с аналогичными обстоятельствами.

Александр Паутов также подчеркнул, что новеллы законодательства бесспорно играют свою роль в снижении привлечения к ответственности лиц, деяния которых не представляют существенной общественной вредности. В то же время судьи вдумчиво и взвешенно подходят к вопросу применения профилактических мер. Суды учитывают задачи, которые решают органы, ведущие административный процесс, при направлении в суд дел об административных правонарушениях, чтобы не лишить их реальных рычагов воздействия на общественные отношения, необходимые для поддержания должного уровня законности и правопорядка.

Опытом рассмотрения дел об административных правонарушениях в Гомельской области поделился судья Гомельского областного суда Александр Евгеньевич Пискунов.

Он подчеркнул, что одна из задач судебной системы - гуманизация применения действующих норм законодательства и на это ориентирован новый КоАП. Александр Пискунов отметил, что исключение неактуальных составов административных правонарушений, наличие возможности освобождения от административной ответственности лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, существенно снизило общее количество дел, поступивших в суды Гомельской области. Так, если в 2020 году судами Гомельской области рассмотрено 46 629 дел об административных правонарушениях, то в 2021 году – 28 913.

Для обеспечения соблюдения принципа справедливости суды были нацелены на наложение административных взысканий лишь в том случае, когда отсутствовали достаточные основания применения профилактических мер воздействия. Наиболее востребованными оказались нормы, устанавливающие основания для освобождения от административной ответственности и позволяющие применять к лицу профилактическую меру воздействия в виде предупреждения. В применении данного правового института судьи Гомельщины несомненно добились определенных успехов, подчеркнул докладчик.

Заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь Ольга Ивановна Чуприс отметила, что подготовленный проект постановления Пленума соответствует поставленной задаче обеспечить четкое понимание и единообразное применение законодательства об административной ответственности. При этом главная цель, заложенная в проекте, - ориентирование судов на правильное применение принципиально новых подходов к назначению взыскания и приоритет профилактических мер воздействия. Ольга Чуприс подчеркнула, что фактически такой посыл относится к работе всех органов, ведущих административный процесс.

 

Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь Сергей Вадимович Кондратьев в своем выступлении особо подчеркнул, что несмотря на незначительный период действия нового КоАП Верховный Суд не зря обратился к рассмотрению его новых положений на Пленуме. Сергей Кондратьев отметил, что сегодня Глава государства требует от всех государственных органов, чтобы решения, принимаемые в отношении граждан, их судеб, прав и свобод были не формальными, а реально ощутимыми по своим последствиям. Поэтому необходимо на практике усилить работу по полному исключению в деятельности судов формальных поводов для отмен судебных решений, что не только позволит повысить доверие граждан к судебной системе в целом, но и в полной мере реализовать те задачи, которые ставились при разработке нового КоАП.

Сергей Кондратьев убежден, что в целом новые подходы в применении положений нового КоАП восприняты обществом, участниками административного процесса, и суды обязаны оправдать серьезные общественные ожидания.

По мнению заместителя Председателя Верховного Суда, достижению этой цели должно способствовать не только принятое постановление Пленума, но и целенаправленная работа судей всех судов по выполнению поставленных задач, направленная на недопущение постановления необоснованных судебных решений.

«Мы должны воздействовать на суды первой инстанции с целью обеспечения ими необходимой полноты рассмотрения дела, исключения очевидных ошибок в применении закона, критических нарушений, влекущих направление дела на новое рассмотрение, убедительности и аргументированности принимаемых решений.

Внесенные в КоАП новеллы должны широко использоваться судами, а меры профилактического воздействия - носить приоритетный характер. Принятое постановление Пленума о применении судами норм Общей части КоАП будет способствовать обеспечению единства судебной практики и повышению качества осуществления правосудия в судах общей юрисдикции по делам об административных правонарушениях», - резюмировал он.

 

СМИ о работе Пленума:

Белта: О справедливости судебных решений и профилактическом действии нового КоАП: интервью первого заместителя Председателя Верховного Суда Республики Беларусь Валерия Калинковича БелТА

СБ. Беларусь Сегодня: Пленум Верховного Суда 30 июня рассмотрит практику применения обновленного КоАП

ОНТ: Пленум Верховного суда подвел итоги работы в рассмотрении дел об административных правонарушениях

Тематический выпуск программы «Актуальны мікрафон» с участием судьи Верховного Суда Республики Беларусь Эдгара Вячеславовича Мартиросяна

 

В очередном выпуске

Мониторинг массовой информации