Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

+375 (17) 308-25-01

+375 (17) 215-06-00

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

О применении судами законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде при осуществлении хозяйственной деятельности

12 октября 2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

29 сентября 2022 г. № 5

О применении судами законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде при осуществлении хозяйственной деятельности

Обсудив результаты обобщения судебной практики по делам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде при осуществлении хозяйственной деятельности (далее – вред, причиненный окружающей среде), в целях правильного и единообразного применения законодательства Пленум Верховного Суда Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Обратить внимание судов, рассматривающих экономические дела (далее – суды), что правильное и своевременное рассмотрение дел о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, является важным средством охраны окружающей среды и обеспечения конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Возложение обязанности по возмещению причиненного вреда направлено на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, предупреждение нарушения законодательства в данной сфере, призвано способствовать рациональному использованию природных ресурсов, сохранению биологического и ландшафтного разнообразия, экологического равновесия природных систем.

2. За нарушение законодательства об охране окружающей среды установлена гражданско-правовая, административная, уголовная и иная ответственность в соответствии с законодательными актами (часть первая статьи 99 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды»).

При этом привлечение лица, причинившего вред окружающей среде, к административной, уголовной и иной ответственности (например, дисциплинарной ответственности) не освобождает такое лицо от возмещения вреда, причиненного окружающей среде (часть вторая статьи 99 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»).

3. При рассмотрении дел о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, судам следует руководствоваться Гражданским кодексом Республики Беларусь (далее – ГК), Кодексом Республики Беларусь о недрах, Кодексом Республики Беларусь о земле, Водным кодексом Республики Беларусь, Лесным кодексом Республики Беларусь, законами Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», от 12 ноября 2001 г. № 56-З «Об охране озонового слоя», от 14 июня 2003 г. № 205-З «О растительном мире», от 10 июля 2007 г. № 257-З «О животном мире», от 20 июля 2007 г. № 271-З «Об обращении с отходами», от 16 декабря 2008 г. № 2-З «Об охране атмосферного воздуха», от 7 января 2012 г. № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 18 июля 2016 г. № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду», от 15 ноября 2018 г. № 150-З «Об особо охраняемых природных территориях», указами Президента Республики Беларусь от 21 марта 2018 г. № 112 «Об охоте и ведении охотничьего хозяйства», от 21 июля 2021 г. № 284 «О рыболовстве и рыболовном хозяйстве», постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 апреля 2022 г. № 219 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и порядке его исчисления» (далее – постановление № 219), Положением о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, утвержденным постановлением № 219 (далее – Положение), а также другими нормативными правовыми актами.

При этом необходимо учитывать основные принципы охраны окружающей среды, на которых должна основываться хозяйственная деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающая воздействие на окружающую среду. Исходя из статьи 4 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», к их числу относятся, в частности, предупредительный характер мер по охране окружающей среды и предотвращению вреда окружающей среде; платность специального природопользования и возмещение вреда, причиненного окружающей среде; допустимость воздействия хозяйственной деятельности на природную среду с учетом требований в области охраны окружающей среды; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности.

4. Следует иметь в виду, что основанием для привлечения юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную деятельность (далее, если не предусмотрено иное, – лицо), к гражданско-правовой ответственности является причинение ими вреда окружающей среде (часть первая статьи 101 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»).

Согласно абзацу седьмому статьи 1 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» под вредом, причиненным окружающей среде, понимается имеющее денежную оценку отрицательное изменение окружающей среды или отдельных компонентов природной среды, природных или природно-антропогенных объектов, выразившееся в их загрязнении, деградации, истощении, повреждении, уничтожении, незаконном изъятии и (или) ином ухудшении их состояния, в результате вредного воздействия на окружающую среду, связанного с нарушением требований в области охраны окружающей среды, иным нарушением законодательства.

5. Необходимо иметь в виду, что перечень фактов, при установлении которых вред окружающей среде считается причиненным, приведен в подпункте 1.1 пункта 1 постановления № 219 и не является исчерпывающим. 

Исходя из абзаца двадцать четвертого части первой подпункта 1.1 пункта 1 и примечания к абзацу первому части первой подпункта 1.5 пункта 1 постановления № 219, не могут быть отнесены к фактам причинения вреда окружающей среде:

случаи незаконных, включая самовольные, сбора и (или) уничтожения лесной подстилки, живого напочвенного покрова, снятия (уничтожения) плодородного слоя почвы, включая подстилающие породы, на площади три и менее квадратных метра, а при проведении лесохозяйственной и иной деятельности – до установленных норм включительно;

случаи нахождения в окружающей среде отходов четвертого класса опасности и неопасных отходов в количестве одной и менее тонны или на площади земель три и менее квадратных метра в нарушение требований законодательства об охране окружающей среды.

Исходя из части восьмой статьи 101 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», не предъявляется в суд требование о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, выразившегося в ее загрязнении, когда размер возмещения такого вреда составляет три и менее базовых величины.

6. Обратить внимание судов, что факт причинения вреда окружающей среде фиксируется государственным органом, осуществляющим контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов (далее – уполномоченный государственный орган), в акте об установлении факта причинения вреда окружающей среде, составленном с соблюдением требований частей третьей, четвертой статьи 101 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» и по форме, предусмотренной законодательством (приложение к Положению).

К уполномоченным государственным органам, наделенным правом установления и фиксации факта причинения вреда окружающей среде, относятся Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь (далее – Государственная инспекция) и их территориальные органы; Министерство лесного хозяйства и подчиненные ему государственные организации; местные исполнительные и распорядительные органы; другие государственные органы в пределах их компетенции (пункт 2 Положения).

Территориальные органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, государственные организации, подчиненные Министерству лесного хозяйства, перечислены соответственно в приложении 1 к Положению о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 июня 2013 г. № 503, перечне государственных организаций, подчиненных Министерству лесного хозяйства Республики Беларусь, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 965.

К территориальным органам Государственной инспекции относятся областные и межрайонные инспекции охраны животного и растительного мира (часть третья пункта 5 Положения о Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 15 июля 2019 г. № 269).

7. Возмещение вреда, причиненного окружающей среде, в судебном порядке может производиться посредством взыскания с лица, его причинившего, денежной компенсации, определенной уполномоченным государственным органом в акте об установлении факта причинения вреда окружающей среде, либо путем возложения на такое лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статьи 933, 951 ГК, части первая–четвертая статьи 101, часть третья статьи 1011 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»).

8. Разъяснить, что в суд с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, вправе обратиться уполномоченный государственный орган, наделенный правами юридического лица, иная государственная организация в пределах своей компетенции, прокурор (часть первая статьи 1014 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», абзац седьмой пункта 4 статьи 27 Закона Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь»).

9. Обратить внимание, что требование о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, может быть заявлено в суд, если лицо, причинившее вред, полностью или частично отказалось от добровольного удовлетворения предъявленной уполномоченным государственным органом, иной государственной организацией в пределах своей компетенции претензии о возмещении вреда, причиненного окружающей среде (пункт 2 статьи 10 ГК, часть первая статьи 1013, части первая и третья статьи 1014 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»).

Прокурор вправе предъявить требование о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, без соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора (часть первая статьи 1014 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»).

10. Судам иметь в виду, что наряду с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, могут быть заявлены и другие требования, предусмотренные законодательством об охране окружающей среды, в частности требования о взыскании стоимости незаконно заготовленной лесной продукции либо незаконно изъятых, удаленных или пересаженных дикорастущих растений и (или) их частей, о взыскании стоимости незаконно добытой продукции пользования объектами животного мира.

Такие требования могут быть заявлены в случае невозможности изъятия либо реализации дикорастущих растений и (или) их частей, лесной продукции и продукции пользования объектами животного мира, а также в случае экономической нецелесообразности реализации дикорастущих растений и (или) их частей, продукции пользования объектами животного мира, лесной продукции, приобретенных в отсутствие законных оснований (статья 109 Лесного кодекса Республики Беларусь, статья 75 Закона Республики Беларусь «О растительном мире», статья 62 Закона Республики Беларусь «О животном мире»).

Экономическая нецелесообразность может иметь место, например, в случае наличия в имуществе недостатков, существенно снижающих его стоимость и (или) требующих устранения, либо при необходимости проведения работ по подтверждению его качества и безопасности, и при этом затраты, связанные с проведением указанных операций, затраты по хранению, перевозке продукции и иные необходимые затраты превышают предполагаемый доход от ее последующей реализации.

При установлении факта причинения вреда окружающей среде в результате нарушений, перечисленных в подпункте 1.7 пункта 1 постановления № 219, к лицу, причинившему вред, может быть предъявлено требование о возмещении затрат, связанных с определением массы отходов, отбором проб и проведением измерений в области охраны окружающей среды, которые не включаются в размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде.

11. Судам необходимо иметь в виду, что факт причинения вреда окружающей среде, установленный в соответствии с законодательством, не подлежит доказыванию, однако в опровержение его могут быть представлены доказательства (часть пятая статьи 101 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»).

При рассмотрении дел о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, суду надлежит исследовать и оценить представленные доказательства, подтверждающие или опровергающие наличие совокупности условий, необходимых, по общим правилам, для наступления гражданско-правовой ответственности: причинение вреда, противоправность действий (бездействия), причинная связь между противоправным поведением и наступившим вредом, вина причинителя вреда, размер причиненного вреда.

В случае применения инструментальных методов для установления вреда, причиненного окружающей среде, судам необходимо выяснять, в частности, соблюдены ли обязательные правила и требования, предъявляемые к отбору проб и проведению измерений в области охраны окружающей среды, в том числе к использованным техническим средствам (оборудованию, инструментам, средствам измерений, приборам и устройствам и т.д.) (часть шестая статьи 101 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», статьи 16, 28, 29 Закона Республики Беларусь от 5 сентября 1995 г. № 3848-XII «Об обеспечении единства измерений», Положение о порядке отбора проб и проведения измерений в области охраны окружающей среды, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 июня 2013 г. № 504).

12. Исходя из общих оснований ответственности за причинение вреда, лицо, причинившее вред окружающей среде, обязано его возместить в полном объеме при наличии вины (пункты 1, 2 статьи 933 ГК, часть первая статьи 99, часть первая статьи 101 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»).

Законодательством может быть предусмотрено возмещение вреда, причиненного окружающей среде, и при отсутствии вины лица, его причинившего. Например, обязанность возместить вред, причиненный окружающей среде в результате осуществления экологически опасной деятельности, возлагается на лиц, осуществляющих такую деятельность, во всех случаях, если они не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы (часть первая пункта 1 статьи 948 ГК, статья 1012 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»).

Критерии отнесения хозяйственной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опасной определены в приложении к Указу Президента Республики Беларусь от 24 июня 2008 г. № 349 «О критериях отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опасной деятельности».

13. Следует иметь в виду, что вред, причиненный окружающей среде совместными действиями нескольких лиц, возмещается ими солидарно (часть первая статьи 949 ГК).

Совместное причинение вреда окружающей среде, влекущее солидарную ответственность, может иметь место, например, у подрядчика и субподрядчика, выполнявших строительные работы на объекте с нарушением установленных требований; у нескольких лиц, незаконно размещавших отходы на земельном участке, не предназначенном для их сбора и хранения и не оборудованном в установленном порядке.

14. Обратить внимание судов, что размер вреда, причиненного окружающей среде, определяется в соответствии с таксами для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, установленными в приложениях 2–11 к постановлению № 219, а в случае их отсутствия либо невозможности применения – исходя из фактических затрат, необходимых для восстановления нарушенного состояния окружающей среды, а также с учетом упущенной выгоды (часть первая статьи 1011 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»).

Правила исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде, установлены пунктами 6 и 8 Положения.

15. В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний и имеющих значение для правильного разрешения дел о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, суд вправе получить консультацию специалиста или назначить экспертизу с привлечением лиц, обладающих специальными знаниями в области науки, техники и иных сферах деятельности (например, экологии, почвоведения, зоологии, лесоведения). К таким вопросам могут быть отнесены, в частности, правильность результатов измерений в области охраны окружающей среды, положенных в основу расчета размера вреда; полнота состава затрат, необходимых на восстановление окружающей среды.

16. Возмещение вреда, причиненного окружающей среде, посредством восстановления ее нарушенного состояния за счет собственных средств лица, причинившего вред, допускается в соответствии с предписаниями уполномоченных государственных органов, содержащимися в претензии о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, либо по решению суда с учетом обстоятельств дела.

При этом возмещение вреда, причиненного окружающей среде, таким способом возможно, если размер средств, направленных на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, равен или больше размера возмещения вреда, исчисленного по установленным законодательством таксам (часть третья статьи 1011 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»).

Разрешая вопрос о возмещении вреда посредством восстановления нарушенного состояния окружающей среды, суду необходимо учитывать конкретные обстоятельства дела, в частности, имеется ли объективная возможность восстановления нарушенного состояния окружающей среды; позволит ли представленный перечень мероприятий устранить последствия негативного воздействия на окружающую среду и восстановить ее до состояния, существовавшего до причинения вреда; в состоянии ли лицо, причинившее вред, в течение разумного срока выполнить за счет собственных средств необходимые восстановительные работы.

17. Обратить внимание судов, что при удовлетворении требования о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, взыскание денежных средств осуществляется в доход республиканского бюджета (подпункт 1.12 пункта 1 статьи 31 Бюджетного кодекса Республики Беларусь).

18. Следует учитывать, что на требования о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, исковая давность не распространяется. При обращении в суд с такими требованиями по истечении трех лет со дня установления факта причинения вреда окружающей среде они могут быть удовлетворены в размере, исчисленном не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска (пункт 5 статьи 209 ГК, часть вторая статьи 1014 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»).

В соответствии с частью второй пункта 4 Положения днем установления факта причинения вреда окружающей среде считается:

при отборе проб и проведении измерений в области охраны окружающей среды – дата акта отбора проб и проведения измерений в области охраны окружающей среды;

в иных случаях – дата получения данных, достаточных для составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде.

19. В случаях выявления при рассмотрении дел о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, недостатков в деятельности уполномоченных государственных органов, юридических лиц и их должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, а также иных нарушений законодательства об охране окружающей среды судам следует решать вопрос о вынесении частных определений.

Судам анализировать судебную практику применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, своевременно устранять судебные ошибки и принимать меры по повышению качества и оперативности рассмотрения дел.

 

Председатель
Верховного Суда
Республики Беларусь                                                                                                                В.О.Сукало

 

Секретарь Пленума,
судья Верховного Суда
Республики Беларусь                                                                                                                И.В.Тылец

 

В очередном выпуске

Мониторинг массовой информации