Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

+375 (17) 308-25-01

+375 (17) 215-06-00

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

Актуально

  26545 сегодня  210 28 сентября 2022  528 26 сентября 2022  400 23 сентября 2022  424 13 сентября 2022  723

О применении судами норм Общей части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

21 июля 2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

30 июня 2022 г. № 3

О применении судами норм Общей части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

Обсудив результаты обобщения судебной практики применения норм Общей части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП), в целях правильного и единообразного применения законодательства Пленум Верховного Суда Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Обратить внимание судов, что правильное применение норм Общей части КоАП является важным средством обеспечения защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов физических лиц, интересов общества и государства, прав и законных интересов юридических лиц, а также предупреждения административных правонарушений.

Необходимо иметь в виду, что привлечение к административной ответственности физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, юридического лица (далее, если не предусмотрено иное, – лицо) должно основываться на принципах законности, справедливости, гуманизма, равенства перед законом, а также виновной ответственности физических лиц (часть 3 статьи 1.2 КоАП). Административное взыскание может налагаться при отсутствии достаточных оснований для применения профилактических мер воздействия и должно быть соразмерным характеру и степени общественной вредности административного правонарушения, соответствовать целям административной ответственности.

2. Судам строго соблюдать положения статьи 1.9 КоАП о действии во времени акта законодательства, устраняющего противоправность деяния, смягчающего или отменяющего административную ответственность либо иным образом улучшающего положение лица, совершившего административное правонарушение. При этом иметь в виду, что такой акт законодательства распространяется на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления акта законодательства в силу и в отношении которого постановление о наложении административного взыскания или применении профилактических мер воздействия не исполнено (полностью или частично).

Противоправность деяния может устраняться не только внесением изменений в КоАП, но и в результате изменения или отмены иных нормативных правовых актов, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

К улучшающим положение лица, совершившего административное правонарушение, могут относиться содержащиеся во вновь принятом акте законодательства предписания, которые предусматривают, например, смягчение оснований и условий освобождения от административной ответственности, сокращение сроков наложения административного взыскания и т.п.

3. Разъяснить судам, что административная ответственность за попытку совершения административного правонарушения наступает, когда лицо приступило к выполнению объективной стороны правонарушения, но не довело свои действия до конца по независящим от него обстоятельствам и только в случаях, прямо предусмотренных Особенной частью КоАП.

В описательной части постановления по делу об административном правонарушении надлежит указывать обстоятельства, вследствие которых административное правонарушение не было доведено до конца. При этом ссылка на пункт 11 части 1 статьи 1.10, часть 3 статьи 2.1 КоАП в резолютивной части постановления по делу об административном правонарушении не требуется.

4. Судам иметь в виду, что правильное отнесение административного правонарушения к одной из категорий, предусмотренных статьей 2.2 КоАП, имеет важное значение для определения наличия оснований для освобождения от административной ответственности, соблюдения принципов КоАП при наложении административных взысканий, решения иных вопросов, связанных с административной ответственностью.

Если в санкции предусмотрено административное взыскание только в виде штрафа, исчисляемого в базовых величинах, то отнесение административных правонарушений к административному проступку или значительному административному правонарушению зависит от указанных в санкции размеров штрафа (части 2 и 3 статьи 2.2 КоАП).

В случае, когда в санкции наряду со штрафом, в том числе исчисляемом в процентном или кратном размере, предусмотрены иные виды административных взысканий, для целей отнесения административного правонарушения к значительному или грубому следует исходить из наиболее строгого административного взыскания, указанного в санкции.

Следует учитывать, что к грубым административным правонарушениям в соответствии с частью 4 статьи 2.2 КоАП отнесены и административные правонарушения, повторное совершение которых (независимо от вида предусмотренных за их совершение административных взысканий) влечет уголовную ответственность.

5. При рассмотрении дела о совершении лицом нескольких административных правонарушений судам в строгом соответствии со статьей 2.4 КоАП необходимо устанавливать, имеет ли место повторность административных правонарушений либо их совокупность.

Обратить внимание судов, что повторность административных правонарушений имеет место лишь в случаях, когда лицом совершено два или более административных правонарушения, предусмотренные одной и той же статьей Особенной части КоАП либо одной и той же частью, когда статья состоит из нескольких частей (часть 1 статьи 2.4 КоАП).

Определяя наличие либо отсутствие повторности административных правонарушений, в том числе в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность (пункт 2 части 1 статьи 7.3 КоАП), следует исходить из требований части 2 статьи 2.4 КоАП.

При решении вопроса об ответственности лица за административное правонарушение по предусмотренному статьями Особенной части КоАП квалифицирующему признаку его совершения повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение необходимо иметь в виду, что истечение ко времени совершения данного правонарушения сроков, установленных статьями 4.9, 9.6 КоАП, не имеет правового значения.

6. Судам иметь в виду, что необходимым условием наличия совокупности административных правонарушений является совершение двух или более правонарушений, предусмотренных как различными статьями, так и различными частями одной статьи Особенной части КоАП, когда ни за одно из них лицо не было привлечено к административной ответственности (часть 3 статьи 2.4 КоАП).

Если административная ответственность предусмотрена как общей, так и специальной нормой, совокупность правонарушений отсутствует и ответственность наступает по специальной норме (часть 4 статьи 2.4 КоАП).

7. Обратить внимание судов, что длящееся административное правонарушение выражается в действии или бездействии, связанных с непрерывным в течение определенного периода времени невыполнением обязанностей, возложенных на лицо актом законодательства под угрозой административного взыскания (статья 2.5 КоАП).

Моментом фактического окончания длящегося административного правонарушения следует считать совершение лицом действий, свидетельствующих о его прекращении (например, исполнение возложенной обязанности, самостоятельное устранение нарушения), или наступление событий, объективно препятствующих дальнейшему его совершению (например, пресечение правонарушения уполномоченным органом, должностным лицом).

8. Необходимо иметь в виду, что вменяемое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, может быть привлечено к административной ответственности лишь при условии признания его виновным в совершении административного правонарушения. При этом надлежит устанавливать форму вины (умысел или неосторожность) по отношению к совершенному противоправному деянию (статья 2.3 КоАП).

Наряду с этим подлежат обязательному учету предусмотренные частью 1 статьи 4.6 КоАП особенности наступления административной ответственности физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем.

Следует учитывать, что юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности лишь в случае, когда такое лицо указано в санкции и будет установлено, что им не были приняты все меры по соблюдению норм (правил), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность (часть 2 статьи 4.6 КоАП). Для наступления административной ответственности юридического лица также требуется соблюдение специального условия, предусмотренного частью 3 статьи 4.6 КоАП.

Привлечение к административной или уголовной ответственности должностного лица, непосредственно виновного в несоблюдении указанных норм (правил) юридическим лицом, по общему правилу, не освобождает это юридическое лицо от административной ответственности (часть 2 статьи 4.6 КоАП).

9. При решении вопроса об административной ответственности лица, совершившего административное правонарушение, судам следует строго соблюдать положения статьи 7.1 КоАП об общих правилах наложения административного взыскания.

Судам надлежит также руководствоваться положениями главы 6 КоАП, регламентирующими применение отдельных видов административных взысканий.

Если в санкции предусмотрены одновременно основное и дополнительные административные взыскания, но при этом одно из них не может быть наложено на лицо, совершившее административное правонарушение, судом налагаются только те, которые могут быть на него наложены. При этом ссылка на часть 3 статьи 7.1 КоАП в резолютивной части постановления по делу об административном правонарушении не требуется.

10. Судам иметь в виду, что круг обстоятельств, которые могут быть признаны смягчающими административную ответственность, законом не ограничен. Помимо перечисленных в части 1 статьи 7.2 КоАП такими обстоятельствами могут быть признаны, в частности, наличие на иждивении у физического лица несовершеннолетних детей или нетрудоспособных родителей, иных иждивенцев, состояние здоровья и другие.

При этом необходимо иметь в виду, что перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность (статья 7.3 КоАП), является исчерпывающим. 

Если отягчающее административную ответственность обстоятельство предусмотрено Особенной частью КоАП в качестве признака административного правонарушения, такое обстоятельство не может учитываться как отягчающее ответственность при наложении административного взыскания (часть 3 статьи 7.3 КоАП).

11. При наложении административного взыскания в виде штрафа судам необходимо исходить из установленных статьей 6.4 КоАП размеров, учитывать характер и степень общественной вредности совершенного административного правонарушения, обстоятельства и последствия его совершения, имущественное и финансовое положение лица, совершившего данное правонарушение, а также иные обстоятельства, имеющие значение для определения размера такого взыскания.

12. Судам учитывать, что административное взыскание в виде общественных работ может быть наложено на физическое лицо, совершившее административное правонарушение, только с его согласия (часть 3 статьи 6.5 КоАП), которое может быть выражено, например, в отдельном заявлении, приобщаемом к материалам дела, непосредственно в судебном заседании и т.д.

При решении вопроса о наложении такого взыскания суд также должен убедиться в отсутствии запретов на его применение к конкретным категориям лиц, указанным в части 3 статьи 6.5 КоАП.

13. Обратить внимание судов, что административный арест является наиболее строгим видом административного взыскания и может быть применен в случаях, когда с учетом характера и степени общественной вредности совершенного административного правонарушения, обстоятельств его совершения и личности виновного применение иных видов взысканий, предусмотренных в санкции, не обеспечит достижения целей административной ответственности.

При решении вопроса о наложении данного взыскания следует выяснять, не относится ли физическое лицо к одной из категорий лиц, перечисленных в части 2 статьи 6.6 КоАП, к которым административный арест не применяется.

Мотивы принятого решения о применении административного ареста следует приводить в постановлении о наложении административного взыскания.

14. При решении вопроса о наложении административного взыскания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью судам необходимо учитывать, что такой вид взыскания может применяться в качестве как основного, так и дополнительного взыскания и лишь в случаях, прямо предусмотренных в санкции (часть 3 статьи 6.3, часть 1 статьи 7.1 КоАП).

По общему правилу, данное взыскание может быть наложено на лицо, которому в установленном порядке предоставлено право заниматься определенным видом деятельности, при условии, что характер совершенного административного правонарушения непосредственно связан с занятием этим видом деятельности и сохранение за лицом такого права признано невозможным (часть 1 статьи 6.7 КоАП).

Лишение права заниматься определенной деятельностью может быть применено и к лицу, не имеющему такого права, но совершившему административное правонарушение, характер которого непосредственно связан с занятием определенным видом деятельности (часть 2 статьи 6.7 КоАП).

В случаях, когда пределы срока лишения права заниматься определенной деятельностью не указаны в санкции, судам надлежит соблюдать минимальные и максимальные пределы срока, установленные частью 3 статьи 6.7 КоАП.

15. Обратить внимание судов, что административное взыскание в виде конфискации относится к дополнительным административным взысканиям и может быть применено в случаях, прямо предусмотренных в санкции (часть 2 статьи 6.3, части 1 и 2 статьи 6.9, часть 1 статьи 7.1 КоАП).

Если в санкции предусмотрена возможность применения или неприменения конфискации, суду следует привести мотивы принятого решения в мотивировочной части постановления по делу об административном правонарушении в случае ее составления.

При решении вопроса о конфискации товаров, являющихся предметом административного таможенного правонарушения, суду надлежит выяснять, отсутствуют ли для конфискации таких товаров ограничения, предусмотренные частью 4 статьи 6.9 КоАП.

16. Обратить внимание судов, что специальная конфискация (часть 3 статьи 6.9 КоАП) законом не относится к административным взысканиям. При этом ее обязательное применение по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении осуществляется как наряду с наложением административного взыскания, так и при освобождении лица от административной ответственности по любому из предусмотренных законом оснований (например, освобождение от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения на основании части 1 статьи 8.2 КоАП).

17. Разъяснить судам, что дополнительное административное взыскание в виде взыскания стоимости (часть 2 статьи 6.3 КоАП) может применяться в случаях, если в силу установленных обстоятельств, указанных в части 2 статьи 6.10 КоАП, не представляется возможным применить предусмотренную в санкции конфискацию предмета административного правонарушения, орудий и средств его совершения.

Наличие этих обстоятельств, как и размер подлежащей взысканию денежной суммы, соответствующей стоимости предмета административного правонарушения, орудий и средств его совершения, судам необходимо устанавливать на основании всех исследованных в судебном заседании доказательств.

При определении размера подлежащей взысканию денежной суммы судом могут учитываться, в частности, первичные учетные документы, договоры, а также рыночная цена на аналогичные товары, действующая на момент проведения оценки.

В случае невозможности установить стоимость предмета административного правонарушения, орудий и средств его совершения она определяется на основании заключения эксперта.

18. Судам следует иметь в виду, что при совершении лицом двух или более административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же судом или органом, ведущим административный процесс, административное взыскание налагается по правилам, установленным статьей 7.4 КоАП.

Если совершенные административные правонарушения образуют совокупность, основное и дополнительные административные взыскания налагаются отдельно за каждое из них. Окончательное административное взыскание определяется путем полного или частичного сложения наложенных взысканий таким образом, чтобы оно по размеру и (или) сроку не превышало максимальные пределы, установленные пунктами 1–4 части 1 статьи 7.4 КоАП. К окончательному основному административному взысканию присоединяются дополнительные административные взыскания, наложенные за отдельные административные правонарушения (часть 2 статьи 7.4 КоАП).

При этом следует ссылаться на соответствующую часть статьи 7.4 КоАП как на специальное правовое основание наложения взыскания по совокупности правонарушений.

В случае привлечения лица к административной ответственности за совершение нескольких административных правонарушений, образующих повторность, указанные правила не применяются.

Административное взыскание за все совершенные административные правонарушения, образующие повторность, налагается в пределах санкции статьи Особенной части КоАП, предусматривающей ответственность за данное правонарушение (часть 4 статьи 7.4 КоАП).

19. Судам надлежит обеспечивать строгое соблюдение сроков наложения административного взыскания, установленных статьей 7.6 КоАП.

Следует учитывать, что на физическое лицо административное взыскание, по общему правилу, может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за длящееся административное правонарушение – не позднее двух месяцев со дня его обнаружения либо прекращения в случае, когда такое правонарушение было прекращено до его обнаружения (пункт 1 части 1 статьи 7.6 КоАП). При этом на физическое лицо, не указанное в пункте 2 части 1 статьи 7.6 КоАП и совершившее административные правонарушения, перечисленные в пункте 3 части 1 статьи 7.6 КоАП, административное взыскание может быть наложено не позднее одного года со дня их совершения.

В то же время на индивидуального предпринимателя, если совершенное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью, и юридическое лицо, а равно на должностное лицо в случае совершения административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных (служебных) обязанностей административное взыскание может быть наложено не позднее трех лет со дня совершения административного правонарушения и шести месяцев со дня его обнаружения (пункт 2 части 1 статьи 7.6 КоАП).

Днем обнаружения длящегося административного правонарушения следует считать день, когда уполномоченным органом (должностным лицом) фактически выявлены обстоятельства, указывающие на несоблюдение лицом требований законодательства, за неисполнение которых предусмотрена административная ответственность.

20. Судам иметь в виду, что при новом рассмотрении дела о совершенном административном правонарушении после отмены постановления по делу (глава 13 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП) административное взыскание на лицо, в отношении которого постановление отменено, может быть наложено не позднее двух месяцев со дня отмены постановления (часть 2 статьи 7.6 КоАП).

21. Судам обеспечивать соблюдение установленного частью 3 статьи 7.6 КоАП двухмесячного срока наложения административного взыскания на физическое лицо со дня принятия в отношении такого лица решения об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении проверки по заявлению или сообщению о преступлении, предварительного расследования по уголовному делу или уголовного преследования, но при наличии в его деянии признаков совершенного административного правонарушения.

22. Судам надлежит учитывать, что в случае приостановления рассмотрения дела об административном правонарушении в связи с невозможностью участия физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, в рассмотрении дела (пункт 3 части 3 статьи 12.2 ПИКоАП) административное взыскание на такое лицо в соответствии с частью 4 статьи 7.6 КоАП может быть наложено не позднее одного месяца со дня вынесения постановления о возобновлении рассмотрения дела об административном правонарушении.

23. При рассмотрении дела об административном правонарушении судам необходимо иметь в виду, что сроки наложения административного взыскания в случаях, предусмотренных частями 2–4 статьи 7.6 КоАП, не могут превышать:

для физического лица – одного года со дня совершения им административного правонарушения, а при совершении длящегося административного правонарушения – одного года со дня обнаружения такого правонарушения либо прекращения в случае, когда данное правонарушение было прекращено до его обнаружения;

для индивидуального предпринимателя, юридического лица, а равно должностного лица – трех лет со дня совершения административного правонарушения, на которое распространяется указанный в пункте 2 части 1 статьи 7.6 КоАП срок наложения административного взыскания (часть 5 статьи 7.6 КоАП).

24. Обратить внимание судов, что, если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено наличие хотя бы одного из обстоятельств, смягчающих административную ответственность, указанных в пунктах 3 и 5 части 1 статьи 7.2 КоАП, и одновременно отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, названных в пунктах 1, 3–9 и 11 части 1 статьи 7.3 КоАП, административное взыскание в виде штрафа налагается в размере, уменьшенном в два раза, а если в санкции установлены минимальный и максимальный размеры штрафа – в пределах этих размеров, уменьшенных в два раза (статья 7.7 КоАП). В этом случае ссылка на статью 7.7 КоАП должна содержаться в резолютивной части постановления по делу об административном правонарушении.

К другим видам административных взысканий применение правил, установленных статьей 7.7 КоАП, законом не предусмотрено.

25. Судам иметь в виду, что наложение административного взыскания в виде штрафа в размере менее его нижнего предела, предусмотренного в санкции, допускается лишь при наличии исключительных обстоятельств, которые должны быть связаны с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, имущественным и финансовым положением привлекаемых к административной ответственности индивидуального предпринимателя и юридического лица (статья 7.8 КоАП). При этом исключительными обстоятельствами может быть признано как одно обстоятельство, так и совокупность нескольких. Размер налагаемого штрафа не может быть менее его минимального размера, установленного частью 2 статьи 6.4 КоАП.

В случае наложения штрафа в размере менее его нижнего предела, предусмотренного в санкции, в резолютивной части постановления по делу об административном правонарушении необходимо ссылаться на статью 7.8 КоАП.

26. Освобождение от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения может иметь место независимо от категории правонарушения при условии, если будет установлено, что совершенное административное правонарушение с учетом своего характера, степени общественной вредности и обстоятельств его совершения не причинило и по своему содержанию не могло причинить значительного вреда охраняемым КоАП интересам (часть 1 статьи 8.2 КоАП).

Необходимо иметь в виду, что признание совершенного административного правонарушения малозначительным только на основании данных, характеризующих лицо, в отношении которого ведется административный процесс, и смягчающих его ответственность обстоятельств законом не предусмотрено.

27. Разъяснить, что при освобождении лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности суд вправе в предусмотренных КоАП случаях применить из числа профилактических мер воздействия, указанных в части 1 статьи 5.1 КоАП, предупреждение, а в отношении несовершеннолетних – и меры воспитательного воздействия.

Применение судом устного замечания при освобождении лица от административной ответственности законом не предусмотрено.

28. Обратить внимание судов, что лицо, совершившее административный проступок, подлежит безусловному освобождению от административной ответственности с вынесением предупреждения при наличии совокупности условий, перечисленных в части 1 статьи 8.3 КоАП, и отсутствии запретов, установленных частью 4 статьи 8.3 КоАП.

Освобождение же лица от административной ответственности с вынесением предупреждения за совершение значительного административного правонарушения является правом суда и допускается лишь с учетом конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения, в том числе наступивших вредных последствий, личности правонарушителя и при одновременном наличии указанных в части 2 статьи 8.3 КоАП условий.

Следует учитывать, что в соответствии с частью 3 статьи 8.3 КоАП лицо, совершившее административное правонарушение, освобождается от административной ответственности с вынесением предупреждения и в иных случаях, когда это прямо предусмотрено Особенной частью КоАП, например, примечанием к главе 16 КоАП.

29. Лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность, при условии установления хотя бы одного из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных для физического лица в пунктах 2, 3, 6 части 1 статьи 7.2 КоАП, а для юридического лица – в пункте 3 части 1 статьи 7.2 КоАП (статья 8.4 КоАП).

30. При рассмотрении дел об административных правонарушениях в отношении лиц, совершивших правонарушения в возрасте до 18 лет, судам обеспечивать соблюдение особенностей административной ответственности несовершеннолетних, предусмотренных главой 9 КоАП.

В целях обеспечения справедливости административного взыскания, налагаемого на несовершеннолетнего, судам по каждому делу наряду с обстоятельствами, указанными в пункте 1 части 2 статьи 7.1 КоАП, надлежит устанавливать обстоятельства, перечисленные в части 2 статьи 9.2 КоАП, учитывая их при определении вида и размера налагаемого взыскания.

При этом необходимо также строго соблюдать установленные частью 1 статьи 9.2 КоАП ограничения, касающиеся применения к несовершеннолетним отдельных видов административных взысканий.

31. При решении вопроса об административной ответственности несовершеннолетних судам надлежит в каждом случае независимо от категории совершенного административного правонарушения обсуждать возможность освобождения от административной ответственности с применением профилактических мер воздействия (предупреждение, меры воспитательного воздействия), если цели административной ответственности могут быть достигнуты без привлечения несовершеннолетних к административной ответственности.

32. Областным (Минскому городскому) судам, экономическим судам областей (города Минска) при рассмотрении жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях (глава 13 ПИКоАП) надлежит проверять правильность применения норм Общей части КоАП судами первой инстанции, иными органами, ведущими административный процесс, обеспечивая своевременную отмену и изменение постановлений, вынесенных с нарушением закона.

Судебным коллегиям по уголовным и экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь регулярно анализировать судебную практику применения судами норм Общей части КоАП, не оставлять без должного реагирования случаи нарушения прав, свобод и законных интересов граждан, интересов общества и государства, прав и законных интересов юридических лиц, а также нарушения закона, допущенные при производстве по делам об административных правонарушениях.

 

Председатель Верховного Суда
Республики Беларусь                                                                                                                      В.О.Сукало

 

Секретарь Пленума,
судья Верховного Суда
Республики Беларусь                                                                                                                       И.В.Тылец

 

В очередном выпуске

Мониторинг массовой информации