Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

+375 (17) 308-25-01

+375 (17) 215-06-00

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

Расписание заседаний

Краткие статистические данные о работе экономического суда Гомельской области в первом полугодии 2019 года

8 августа 2019  258

В первом полугодии 2019 года в суд поступило 6817 обращений, что на 2% больше по сравнению с аналогичным периодом 2018 года.

Нагрузка продолжает оставаться одной из самых высоких, незначительно уступая лишь экономическим судам Минской области и города Минска.

Анализ статистических данных свидетельствует о том, что показатель отказов (возвратов) исковых и иных заявлений в отчетном периоде по сравнению с соответствующим периодом прошлого года не изменился и составил 8,7% от числа поступивших.  

При этом причинами отказов в принятии заявлений явились: в 46% случаев обращения в суд с требованиями к филиалам юридических лиц, которые не могут быть стороной по делу; в 23% – требования о признании недействительными актов ненормативного характера, которые таковыми не являются; в 23% – предъявление исков непосредственно к ликвидаторам юридических лиц, которые осуществляют полномочия исполнительного органа ликвидируемого субъекта хозяйствования.

Основанием для возвратов исков в 42% случаев выступило неисполнение их авторами в установленный срок определений об оставлении исков без движения.

При этом каждое четвертое исковое заявление (заявление) возвращено по причине поступления в суд соответствующего заявления от истца (заявителя).

В первом полугодии 2019 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года показатель возврата апелляционных жалоб сократился в 2 раза и составил 12% от числа поступивших. Всего судом возвращено 16 жалоб, из которых: 12 – по причине отсутствия доказательств об уплате государственной пошлины в установленных порядке и размере; 3 – в связи с направлением жалоб с нарушением срока, при отсутствии ходатайства на его восстановление; 1 – отозвана апеллянтом.

Показатель отказов (возвратов) заявлений о возбуждении приказного производства по сравнению с первым полугодием прошлого года незначительно вырос (на 1%) и составил 9,7% от числа поступивших.

Основными причинами отказов в принятии заявлений о возбуждении приказного производства явилось отсутствие документа, подтверждающего: оплату госпошлины в установленных порядке и размере; признание (не оспаривание) должником существующей задолженности.

В отчетном периоде судебные разбирательства откладывались только по 3 делам (всего 5 отложений), в то время как в 2016 году – по 80 делам, в 2017 году – по 95 делам, в 2018 году – по 27 делам.

При этом причинами 4 отложений из 5 явилась неявка ответчика – иностранного юридического лица, находящегося за пределами Республики Беларусь, в связи с несвоевременным исполнением (неисполнением) судебных поручений иностранным компетентным органом.

Особое внимание уделяется делам, производство по которым приостановлено.

В результате по состоянию на 30.06.2019 в производстве суда отсутствуют дела, приостановленные по основаниям, не связанным с примирительной процедурой. В то время как на аналогичную дату 2016 года таких дел было 23, 2017 года – 28, 2018 года – 6.

На вышеназванную дату в связи с назначением примирителя было приостановлено производство по 15 делам, срок приостановления по которым составлял две недели и не превышал одного месяца. Из практики суда, исключены случаи повторного приостановления производств по делам в связи с назначением примирителя.

Показатель эффективности деятельности суда (соотношение рассмотренных дел к назначенным) в первом полугодии 2019 года по сравнению с аналогичными периодами 2017 года (77,6%) и 2018 года (90%) увеличился на 17,4% и 5% соответственно и составил 95%.

Фактически судом рассмотрены все исковые заявления (заявления), поступившие в отчетном периоде. Так, в суд поступило 1086 таких материалов, рассмотрено 1087.  По состоянию на 30.06.2019 остаток дел искового производства составил 178.

Особую сложность в рассмотрении представляют дела о признании должников экономически несостоятельными (банкротами).

На конец отчетного периода в производстве суда находилось 28 дел, возбужденных в отношении организаций, имеющих значение для экономики и социальной сферы страны.

В настоящее время судебную процедуру санации (восстановления платежеспособности) проходят 13 предприятий, в том числе 8 государственных.

По сравнению с аналогичным периодом 2018 года судом на 27% больше завершено дел о банкростве должников, в отношении которых введено ликвидационное производство.

Изучение материалов дел свидетельствует, что основной причиной продления сроков ликвидации являлась неполная реализация имущества должника.

В этой связи, в целях сокращения сроков рассмотрения дел о банкротстве, предупреждения фактов непринятия управляющими всех мер по реализации имущества, а также оказания им содействия в его продаже с этого года по всем делам, где есть недвижимое имущество, к участию в его реализации суд привлекает комитет «Гомельоблимущество».

Одним из основных критериев, характеризующих эффективность осуществления правосудия является качество судебных постановлений.

Так, на фоне увеличившейся нагрузки отчетное полугодие характеризуется:

- сокращением количества пересмотров судебных постановлений в апелляционном порядке (в отчетном периоде рассмотрено 124 жалобы, что меньше на: 3% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года; 12% – 2017 года);

- значительным (на четверть) уменьшением случаев отмен (изменений) судебных постановлений в апелляционном порядке, в том числе сокращением в 1,6 раза отмен решений в полном объеме.

Так, в первом полугодии: 2019 года апелляцией в полном объеме отменено 8 решений; 2018 года – 13;

- только одной отменой в кассационном порядке.

В то время как в аналогичном периоде: 2018 года их было – 2, 2017 года – 3, 2016 года – 13;

- одной отменой по административным делам (в перовом полугодии: 2018 года – 3; 2017 года – 7; 2016 года – 10);

- отсутствием отмен в надзорном порядке.

Относительно культуры судебной деятельности необходимо отметить, что в отчетном периоде по сравнению с тем же периодом прошлого года на 5% (с 62 до 59) снизилось количество обращений, зарегистрированных в порядке Закона «Об обращениях граждан и юридических лиц».

При этом количество письменных обращений снизилось на 59%.

В основном обращения носили справочно-информационный характер и касалось общих вопросов рассмотрения экономических споров (93%).

В очередном выпуске

Мониторинг СМИ

Google переводчик