Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

+375 (17) 308-25-01

+375 (17) 215-06-00

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

Расписание заседаний

«Уголовное право: мы помогаем, нам помогают». Интервью заместителя Председателя Верховного Суда Республики Беларусь Руслана Анискевича изданию «СБ Беларусь сегодня»

23 сентября 2015

Накануне заседания Пленума Верховного Суда Республики Беларусь по вопросам практики применения судами законодательства, регулирующего оказание международной правовой помощи по уголовным делам, Руслан Геннадьевич Анискевич в интервью «СБ Беларусь сегодня» ответил на некоторые актуальные вопросы, касающиеся тематики предстоящего Пленума. Публикуем текст интервью.

Уголовное право: мы помогаем, нам помогают

Процессы глобализации расширяют и сферу деятельности преступных сообществ, что все чаще затрагивает интересы не одного, а нескольких государств. Возникает необходимость объединять их усилия — для скорейшего раскрытия и расследования преступлений, осуждения виновных, исполнения назначенных им наказаний. Этой цели служит институт международной правовой помощи по уголовным делам. Верховный Суд изучил практику применения судами законодательства, регулирующего эту специфическую сферу, а на предстоящем пленуме даст судам соответствующие разъяснения. На вопросы корреспондента «СБ», которые могут заинтересовать и читателя, отвечает заместитель Председателя, председатель судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Руслан АНИСКЕВИЧ.

— Руслан Геннадьевич, уточните, пожалуйста, предмет разговора. Нередко приходится слышать сообщения о задержании гражданина какого–то государства в третьей стране, о подключении к делу консульства, об адвокатской помощи… Применительно к уголовному преступнику понятие международной правовой помощи звучит как–то двусмысленно. Кто и кому помогает?

— На вопрос исчерпывающе отвечает первая статья Закона «О международной правовой помощи по уголовным делам» от 18 мая 2004 года. Международная правовая помощь по уголовным делам — это выполнение органами Республики Беларусь, ведущими уголовный процесс, процессуальных и иных действий по просьбе органов иностранных государств, а также выполнение аналогичных действий органами иностранных государств по просьбе органов Республики Беларусь… Иначе говоря, помощь оказывается не преступникам или их представителям. Это отношения между государствами, их органами и должностными лицами этих органов.

— Насколько широка практика использования института международной правовой помощи по уголовным делам?

— К примеру, с 2010 по 2014 год Генеральной прокуратурой были рассмотрены 334 просьбы компетентных органов иностранных государств о выдаче лиц для осуществления уголовного преследования либо отбывания наказания, из которых было удовлетворено 266; 189 просьб иностранных государств о передаче лиц, осужденных в Республике Беларусь, для отбывания наказания в стране их гражданства. В Верховный Суд в 2014 году из иностранных государств поступило 47 поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам, из них 46 — на основании принципа взаимности. Цифры, возможно, своей величиной не поражают, и это, наверное, хорошо. Это значит, что лицам, которые заслуживают привлечения к уголовной ответственности, не так часто удается покинуть пределы страны и вынудить государство заниматься их розыском. Вместе с тем это и свидетельство того, что Беларусь выполняет все свои обязательства. Институт активно работает. Замечу, что международная правовая помощь по уголовным делам оказывается на основании двусторонних международных договоров, в том числе тех, которые были заключены еще во времена СССР и в отношении которых Беларусь объявила правопреемство; многосторонних договоров (конвенций) и на основании принципа взаимности.

— Чаще к нам обращаются за помощью или, наоборот, мы в ней нуждаемся больше?

— Думаю, существует определенный паритет. Помощь оказывается 37 государствам. Это страны региона СНГ, Ближнего и Дальнего Востока, Азии, Латинской Америки, страны — члены Совета Европы. 12 раз просьбы поступали из Германии, 11 — из Болгарии, 4 — из Турции, по 3 раза — из Австрии и Франции, по одному — из Латвии, Румынии, Финляндии… Наиболее активное взаимодействие с Россией.

— О чем же просят или просим?

— Часто речь идет о вручении процессуальных и иных документов по уголовным делам. Реже поступают протоколы о совершении процессуальных действий, в частности, о допросе гражданина. К нам поступает просьба, оформленная в соответствии с требованиями международного договора. Суд вызывает гражданина для получения этого уведомления. О вручении составляется протокол. Аналогичные просьбы в случае необходимости направляет и Беларусь.

— Но договор действует между государствами, а в какой мере гражданин обязан его исполнять? Поездка — это расходы, время… А если он не желает ехать?

— Наша задача — пригласить, вручить документ. Человек может отказаться или не явиться за получением уведомления, в том числе в суд — это его право. Вопрос в известной мере добровольности. Здесь не действуют меры принуждения, которые можно применить, скажем, к гражданину, если он не является на заседания нашего суда. Если гражданин не явился, документы возвращаются.

— Допустим, что гражданин Беларуси совершил преступление в Германии, угнал машину. Возбуждено дело, в Германии хотят гражданина заполучить. Мы можем его задержать и выдать?

— Предположим, что гражданин Германии совершил преступление, потом уехал в Беларусь. Они могут нас просить о выдаче подозреваемого для уголовного преследования. Процедура будет осуществлена при отсутствии ограничений, которые прописаны в международных договорах. Страна может отказать в выдаче при наличии оснований считать, что уголовное преследование осуществляется, например, за политические убеждения. Что касается граждан Беларуси, то они, по общим правилам, другим государствам для уголовного преследования не выдаются — если иное прямо не прописано в международном договоре.

Кроме того, получив отказ о выдаче, иностранное государство может нам направить документы, чтобы мы на территории нашего государства осуществили уголовное преследование лица и привлекли его к ответственности.

— Какие вообще государственные органы нашей страны вовлечены в сферу международной правовой помощи?

— Главные субъекты — Генеральная прокуратура и Верховный Суд. Для примера возьмем договор с Республикой Сербия, подписанный в Минске в марте 2013 года. В отношении уголовных дел белорусская сторона действует через Генпрокуратуру, Следственный комитет, КГБ, в отношении гражданских — через Минюст и Верховный Суд… Другую сторону представляют министерство юстиции и государственное управление Республики Сербия. Уполномоченные для таких отношений органы прописаны в каждом конкретном договоре.

— Суды какого уровня сталкиваются с подобными процедурами?

— Суды всех уровней — в зависимости от содержания просьбы. Если вопрос касается вручения документов, это могут делать и районные суды. Некоторая категория отнесена к компетенции областных. Те, что касаются адаптации приговоров, рассматривает Верховный Суд.

— Поясните, пожалуйста…

— Допустим, в России осужден к лишению свободы гражданин Беларуси. Он может попросить об отбывании наказания на родине. Если его просьба будет удовлетворена российской стороной, приговор пройдет у нас так называемую адаптацию: нормы российского Уголовного кодекса будут приведены к нормам белорусского. И соответственно будет назначено наказание.

— Возможно ли меньшее? Или большее?

— При адаптации не идет речь о смягчении или ужесточении. Под адаптацией в данном случае мы понимаем приведение норм уголовного закона страны, в которой человек осужден, к нормам нашего уголовного закона.

Приведу пример. Приговором городского суда в России гражданин осужден за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, на 7 лет 9 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. После рассмотрения материалов об исполнении приговора на территории Беларуси ему было определено наказание в виде лишения свободы сроком на те же 7 лет 9 месяцев, но в колонии усиленного режима.

— Почему вообще возникла необходимость рассмотреть эту тему на Пленуме?

— Именно в постановлениях Пленума — на основе изучения и обобщения судебной практики — даются соответствующие разъяснения судам по правильному и единообразному применению закона. Это является гарантией защиты прав и свобод личности, обеспечивает неотвратимость уголовного преследования и уголовной ответственности, способствует повышению престижа и авторитета государства, укреплению и развитию международного сотрудничества.
 

«Советская Белоруссия», № 182 (24812) Среда, 23 сентября 2015

Автор публикации: Виктор Пономарев

 

 

В очередном выпуске

Мониторинг СМИ

Google переводчик