Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

+375 (17) 308-25-01

+375 (17) 215-06-00

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

Расписание заседаний

"Превентивный надзор как шанс". Интервью заместителя Председателя, председателя судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Руслана Анискевича изданию «СБ Беларусь сегодня»

21 декабря 2017

Публикуем текст интервью заместителя Председателя, председателя судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь Руслана Геннадьевича Анискевича изданию «СБ Беларусь сегодня» 
21 декабря 2017 года

Превентивный надзор как шанс

Пленум Верховного Суда рассмотрит практику применения превентивного надзора в отношении бывших осужденных

Сегодня пленум Верховного Суда рассмотрит вопрос, с которым в своей жизни сталкивалась относительно небольшая часть сограждан. Большинству этого и не пожелаешь. В повестке дня пленума — судебная практика, связанная с установлением, продлением, приостановлением, возобновлением и прекращением превентивного надзора. На вопросы о сути и значимости этого правового института отвечает заместитель Председателя Верховного Суда, председатель судебной коллегии по уголовным делам Руслан Анискевич.

— Руслан Геннадьевич, что такое превентивный надзор и для чего он нужен?

— Это не наше изобретение. Ни в одной стране осужденный, освободившийся из мест лишения свободы, не остается без опеки, надзора со стороны государства. Во всяком случае, на постсоветском пространстве. Хотя соответствующие нормы могут находиться в разной степени интеграции в уголовный и уголовно–процессуальный кодексы и называться по–разному. В России, например, — это административный надзор. Как, кстати, и у нас когда–то.

Превентивный надзор — это одно из средств снижения рецидивной преступности, то есть предупреждения дальнейшего противоправного поведения граждан, которые были осуждены и вышли на свободу. Избавиться от рецидивной преступности нам пока не удалось.

— Как выглядит надзор в цифрах и каковы будут рекомендации пленума?

— На конец 2016 года под надзором находились 2.825 человек, при этом суды за год рассмотрели дела об административных нарушениях в отношении 11.439. Это значит, что некоторые из поднадзорных совершали нарушения неоднократно. На сегодняшний день под превентивным надзором находятся 2.812 граждан. В первом полугодии 2017 года за нарушения требований надзора были осуждены 502 человека. Из них один оштрафован, 206 назначено наказание в виде ареста, 295 осуждены к лишению свободы. При этом в 468 случаях преступления совершались при рецидиве, в 154 — при опасном рецидиве, в одном случае — особо опасном. К 334 поднадзорным применены принудительные меры лечения от алкогольной и наркотической зависимости.

Рекомендации будут даны всем судам и правоприменителям: строгое следование закону. Скажем, администрация исправительного учреждения должна направить представление в суд за месяц до освобождения осужденного. Выявлены случаи, когда документы поступали уже после того, как человек вышел на свободу. Бывало, что до истечения срока судимости оставалось 1 — 2 месяца, когда установление надзора становилось формальностью. Укажем, конечно, на недопустимость формализма при рассмотрении материалов в судах. В заключение замечу, что превентивный надзор — лишь одно из средств в комплексе мер, которые должно использовать государство для адаптации отбывших наказание к жизни в обществе.

— Это профилактическая мера или все же наказание?

— В Уголовном кодексе превентивный надзор находится в разделе «Иные меры уголовной ответственности». Это краткий ответ на ваш вопрос. Превентивный надзор существенно ограничивает права гражданина на свободный образ жизни, устанавливая для него определенные рамки. Он обязан прибывать к месту жительства в указанный ему срок, уведомлять о перемене места работы, выезжать за пределы населенного пункта по служебным и личным делам — только с согласия надзирающего органа. Ему может быть установлено ограничение на посещение определенных мест, запрет на выезд за пределы страны, обязанность являться для регистрации.

Некоторые юристы склонны связывать эти меры только с ограничением гражданских свобод и считать чуть ли не произволом. Не могу с этим согласиться. Эта мера направлена на особую категорию людей, которые своим поведением — во время отбывания наказания и после освобождения — не подтвердили, что готовы интегрироваться в общество и жить по его законам.

Несколько упростив, можно выделить две категории граждан. Первая — лица, допустившие особо опасный рецидив либо совершившие преступления в составе организованных преступных групп и организаций. Они попадают под административный надзор сразу при освобождении. Всем остальным надзор может быть установлен судом в период вольной жизни, если они совершают административные правонарушения, за которые предусмотрен в том числе административный арест, и своим поведением не доказывают, что намерены вести правопослушный образ жизни. Тем и другим надзор устанавливается только в пределах срока судимости. Суд может и продлить надзор, причем неоднократно. Если же человек доказал, что все осознал и готов жить в ладу с обществом, может досрочно его прекратить.
 

Беседовал Виктор Пономарев

Автор фото — Юрий Мозолевский

В очередном выпуске

Мониторинг СМИ

Google переводчик