Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

+375 (17) 308-25-01

+375 (17) 215-06-00

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

Расписание заседаний

«Иметь или не иметь». Интервью заместителя Председателя Верховного Суда Республики Беларусь Андрея Забары изданию «СБ Беларусь сегодня»

22 декабря 2015

Накануне Пленума Верховного Суда Республики Беларусь с интервью, посвященном тематике предстоящего заседания, выступил заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, председатель судебной коллегии по гражданским делам Андрей Александрович Забара.

Советская Белоруссия № 247 (24877). Вторник 22 декабря 2015 Автор публикации: Виктор ПОНОМАРЕВ Автор фотографии: Александр СТАДУБ
 

Иметь или не иметь


Всякое имущество по логике вещей должно иметь своего владельца, хозяина. Но сплошь и рядом в городских дворах можно видеть явно брошенные, ржавеющие автомобили, а в деревнях — пустующие и ветшающие дома. Одних такая картина возмущает, другие не прочь стать владельцем ничейного имущества. Можно ли сделать это на законных основаниях? Какие законодательные нормы регулируют это право? В чем практическое, экономическое и философское, воспитательное значение судебных решений по подобным делам? На эти и другие вопросы корреспондента «СБ» отвечает заместитель Председателя Верховного Суда, председатель судебной коллегии по гражданским делам Андрей ЗАБАРА. Поводом послужил предстоящий Пленум высшей судебной инстанции, посвященный практике рассмотрения судами гражданских дел о признании имущества бесхозяйным.



— Андрей Александрович, позволяет ли судебная практика как–то оценить количество бесхозяйного имущества в стране? Его становится больше или меньше?

— Могу сказать, что в течение последних лет число подобных дел возрастает. Но не потому, что бесхозяйного имущества становится больше. Дело скорее в том, что все более активно реализуются нормативные акты Президента, обратившие внимание на эту проблему. Имею в виду Указы от 9 августа 2011 года № 348 «О мерах по организации сбора, хранения неэксплуатируемых транспортных средств и их последующей утилизации» и от 23 февраля 2012 года № 100 «О мерах по совершенствованию учета и сокращению количества пустующих и ветхих домов в сельской местности». Кроме того, 21 мая 2015 года Совет Министров принял постановление № 428 «О некоторых вопросах наведения порядка на земле». Напомню также Директиву Президента № 3 «Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности государства», обязывающую экономить все виды ресурсов, изживать бесхозяйственность и расточительство.

Нельзя не заметить, что автохлама во дворах становится меньше. И местные исполнительные органы взялись наводить порядок на территориях сельских населенных пунктов, за которые отвечают. Иначе госконтроль может взыскательно спросить: Указ № 100 прямо возлагает на него эту обязанность. Работа по выявлению бесхозяйного имущества, несомненно, активизировалась. По нашим данным, в 2014 году в стране выявлено около 35 тысяч пустующих домов. Они распределены неравномерно, меньше всего их в Минской области. Причина понятна: земля здесь дороже, юридические лица и граждане используют имущество рачительно, предпочитая продавать, а не бросать. В других регионах ситуация похуже. Например, в Гомельской области, где земли в бывшей зоне отселения недавно введены в сельхозоборот.

— Позвольте практический вопрос. Знаю многодетную деревенскую семью, в которой пятеро детей. Дочери замужем, получили жилье в агрогородках, устроены. Один из сыновей желает жить рядом с родительским гнездом. Участок — по соседству. Зарос бурьяном, дом много лет пустует и разрушается. Но получить на него права парень не может: хозяин неизвестен. Каков алгоритм действий в подобных случаях?

— Он предусмотрен Указом № 100. Сразу оговорюсь, что напрямую парень купить дом не сможет. Пойти в исполком, сельсовет и сказать «продайте мне» — так не получится. Существует процедура. Сначала специальная комиссия должна признать дом пустующим. Он считается таковым, если на протяжении трех лет подряд собственник проживает в нем менее чем месяц в течение календарного года и письменно не уведомил исполком о намерении использовать дом для проживания. Законодатель предусмотрел уважительные для собственника причины, которыми могут быть длительная командировка, болезнь, направление на работу в другую местность, даже нахождение в местах лишения свободы или ЛТП… Чтобы, к примеру, освободившийся человек не остался без жилья.

Если необходимые условия соблюдены, составляется акт о признании имущества бесхозяйным. Затем исполком извещает об этом собственника, а если он неизвестен, то принимает меры к его розыску. Извещает через СМИ, что такой дом существует и что собственник должен заявить на него свои права. Если этого не происходит, дом включается в регистр пустующих и только после этого исполком — тоже по строгой процедуре — обращается в суд с заявлением о признании дома бесхозяйным и передаче его в коммунальную собственность. Для этого существует так называемое особое производство, когда нет спора, а решается вопрос о статусе имущества.

Если дом признается бесхозяйным, он передается в коммунальную собственность. Затем исполком, действуя от лица местного Совета, принимает решение, как быть с этим домом. Может оставить в коммунальной собственности, сдавать на принципах коммерческого найма; передать какому–то юридическому лицу, допустим, сельскохозяйственному или ремонтному предприятию; поставить вопрос о сносе, если дом ветхий; продать с аукциона…

— Но тогда человеку, который первым обратил внимание на пустующий дом, он может и не достаться: его купит другой…

— Не исключено. С другой стороны, никто не мешает ему в том же сельсовете поинтересоваться, за кем числится дом, и купить его у собственника, которому он не нужен. Подчеркну, что я обрисовал процедуру лишь в общих чертах: это все же вопрос больше местной власти, чем судебной. Но путь только такой.

— Возможно, вопрос прозвучит наивно, но хотелось бы понять: могу ли я как просто неравнодушный гражданин, который видит брошенное, ничейное движимое имущество, инициировать процедуру передачи ее в руки хорошего собственника? Или это прерогатива исключительно государственных органов?

— Знаете, я как гражданин не встречал брошенного дорогостоящего движимого имущества… Статистика такова. Наиболее часто в суды с заявлениями о признании имущества бесхозяйным обращались органы внутренних дел. Это более четверти изученных нами дел. На втором месте — налоговые органы. Далее следуют прокуроры, таможенные органы, местные исполнительно–распорядительные органы…

Среди юридических лиц чаще заявителями являлись государственные организации. Чаще всего заявления касались транспортных средств, велосипедов, мобильных телефонов и другой оргтехники.

Но государственные органы, например, МВД, налоговые или таможенные службы, не занимаются целенаправленным поиском бесхозяйного имущества. Они лишь выявляют его в процессе исполнения своих профессиональных функций, в ходе своих действий.

— Находят мобильный телефон?

— Речь, как правило, идет о партиях. Приведу примеры. Нередко в сферу «серого» оборота попадают спиртное, сигареты или табак в нерасфасованном виде, оргтехника: планшеты, телефоны, разного рода гаджеты… Речь идет об имуществе, которое являлось, например, предметом административного правонарушения, собственник которого отсутствует или бросил это имущество.

Допустим, инспектор ГАИ останавливает фургон, просит предъявить документы и открыть багажник. Вместо этого водитель и пассажиры бросаются врассыпную. Грузом оказывается… спиртное без акцизов. Состав административного нарушения есть — собственника нет. На кого возложить ответственность? Административный кодекс предусматривает определенный порядок определения судьбы такого имущества. Но если в рамках административного производства вопрос нельзя разрешить, это может быть сделано в суде, через процедуру признания имущества бесхозяйным. Или, предположим, налоговая инспекция в ходе проверки находит на складах партию товара, от которого все открещиваются. Никаких документов на товар и реквизитов владельца… Процедура определения судьбы имущества будет та же — через суд.

Другое дело — исполкомы, которые ответственны за состояние населенных пунктов и земель. Они целенаправленно занимаются — должны заниматься! — выявлением бесхозяйного имущества. С движимым имуществом, если его стоимость не превышает 5 базовых величин, все проще. Вышли вы на крыльцо, увидели на земле, допустим, авторучку, взяли ее — можете считать себя ее собственником.

Если же имущество стоит дороже пяти базовых величин, то приобрести право на него можно только в судебном порядке. В суде подлежат доказыванию две вещи. Что у имущества нет собственника либо он от него отказался. И второе: что вы уже вступили во владение им. Этого достаточно, чтобы имущество признали за физическим лицом либо организацией — все зависит от конкретных обстоятельств.

— А если, допустим, я нашел бесхозную вещь — тот же телефон или велосипед? Можно ли стать ее собственником, чтобы и совесть была чиста, и закон не нарушен?

— Общий совет таков. Если вещь найдена, допустим, в электричке или супермаркете, то следует заявить об этом администрации или в милицию, при этом даже оставив вещь у себя. Если в течение 6 месяцев не найдется владелец, то нашедший вещь может оставить ее в своей собственности. Исключения составляют случаи, когда человек знает, кому вещь принадлежит, но умолчал об этом. В таком случае могут наступить и не только гражданско–правовые последствия…

— Изучение судебной практики в этом специфическом вопросе выявило ли нечто такое, что требует изменений? Каковы будут рекомендации пленума для судов? В чем вообще причина рассмотрения этих вопросов?

— С одной стороны, это наша плановая работа. Пленумы проходят несколько раз в год, каждый раз мы изучаем различные категории дел. Привлекаем ученых и экспертов — чтобы, так сказать, держать руку на пульсе жизни. Пленум ориентирован прежде всего на судей, которые получат необходимые разъяснения и рекомендации — на основании изучения и обобщения судебной практики. В целом картина удовлетворительная. 98,9 процента дел рассмотрены уже в 1–м судебном заседании.

В поле зрения пленума попадают те правовые ситуации, которые уже имеют место в судебной практике. Мы идем от жизни. Если, скажем, в 2014 году не было дел, связанных с признанием бесхозяйными безнадзорных животных, то у нас не было оснований проблему рассматривать. Поскольку и проблемы нет. Или же клады, антикварное, историческое оружие и боеприпасы, иное вооружение или военная техника также не были предметом рассмотрения судов.

Но я бы посмотрел шире. Пусть решения судов прямо и не влияют на экономику. Эффект уже в том, что земельные участки вокруг домов, которые признаны бесхозяйными, могут быть вовлечены в сельскохозяйственный оборот или на них будет построено что–то новое, полезное. Земля нуждается в хозяине и хозяйском к себе отношении. Наведение порядка на ней — не какая–то временная мера, а задача, которую ставит Глава государства. Беларусь не такая большая страна, чтобы разбрасываться земельными ресурсами. Каждый клочок земли должен быть востребован и приносить пользу.

Возможно, кто–то вспомнит о пустующем родительском доме и хотя бы приведет его в порядок, выкосит вокруг бурьян. Заброшенный дом не только не радует видом. Может случиться пожар, например. Часто пустующие дома становятся пристанищем для сомнительной публики, местом для возможных преступлений. В нашей работе, однако, надо помнить о необходимости соблюдения баланса между интересами общества и собственника. Чтобы не было повальной, «революционной» экспроприации, все должно делаться исключительно по закону. С другой стороны, недобросовестный собственник должен знать, что может лишиться своего имущества. Кто не ценит свою собственность, тот не будет уважать чужую и наоборот. Все взаимосвязано. Когда регистры пустующих домов находятся в открытом доступе на сайтах исполкомов, а дела рассматриваются судами гласно, открыто, — это становится одним из элементов воспитания надлежащего собственника и повышает уровень правовой культуры как части общей культуры общества.

В очередном выпуске

Мониторинг СМИ

Google переводчик