Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

+375 (17) 308-25-01

+375 (17) 215-06-00

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

Актуально

  17358
Предлагаем вниманию юридического сообщества и всех читателей нашего интернет-портала ряд статей на заявленную тематику, ранее опубликованных в журнале «Судовы веснік» - официальном печатном издании Верховного Суда Республики Беларусь.
сегодня  486 6 октября 2021  1399 1 октября 2021  2121 24 сентября 2021  733 7 сентября 2021  1884

Решение Верховного Суда Республики Беларусь по делу № 9-15/2019 от 14.11.2019   

2 декабря 2019  1038

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

14.11.2019

              Дело №  9-15/2019                

г. Минск

Верховный Суд Республики Беларусь  в составе судьи, при секретаре судебного заседания – помощнике судьи, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению  общества с ограниченной ответственностью «А» к Министерству антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь о признании недействительным   приказа № 280 от 25.09.2019 о включении в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок,

 с участием представителей:

 от заявителя: заместителя директора К. по доверенности № 31 от 18.03.2019,  юрисконсульта К. по доверенности  № 30 от 04.02.2019,

 от заинтересованного лица:  начальника юридического управления Д. по доверенности № 09-04/193к от 20.08.2019,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «А» (далее - ООО «А») обратилось  с заявлением о признании недействительным приказа Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее - МАРТ) от 25.09.2019 № 280 о включении в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок.

Заявитель обосновывает свои требования тем, что заинтересованное лицо было обязано руководствоваться требованиями действующими на момент принятия решения (подписания Приказа) законодательства, в частности: Закона Республики Беларусь №136-3 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» и постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 29 декабря 2018 г. № 92 «О формировании и ведении списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок».

Также заявитель считает, что заинтересованное лицо, получив от Гродненского областного исполнительного комитета (организатора) информацию с нарушением сроков ее предоставления не было должно выносить соответствующий приказ. Гродненский облисполком обратился в МАРТ 28 августа 2019 года, приложив копию решения экономического суда Гродненской области от 17 июня 2019 года, вступившее в законную силу 9 июля 2019 года, то есть нарушен месячный срок обращения со дня расторжения договора.

МАРТ не признал заявленные требования, считает, что обоснованность принятого решения, в части выбора законодательства, применимого при включении в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, (далее - Список), подтверждается следующим.

В соответствии со статьей 2 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 136-3 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» его действие не распространяется на государственные закупки, если процедуры государственных закупок начаты или договоры заключены до вступления в силу Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. (в ред. от 17.07.2018).

Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь о 13 июля 2012 г. № 419-3 «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (в ред. от 17.07.2018) под государственной закупкой понимается приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств, а также отношения, связанные с исполнением договора государственной закупки.

Согласно статье 2 Закона Республики Беларусь о 13 июля 2012 г. № 419-3 «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (в ред. от 17.07.2018) он регулирует отношения, возникшие в связи с осуществлением государственных закупок и отношения, связанные с заключением, исполнением и расторжением договора.

В связи с чем, МАРТ считает, что отношения, связанные с заключением, исполнением, изменением и расторжением договора от 12.06.2018 не подпадают под правовое регулирование новой редакции Закона. Обращение заказчика (организатора) в МАРТ по истечении месяца, но до истечения одного года со дня получения документов, указанных в подпунктах 5.1 - 5.3 пункта 5 Инструкция о порядке формирования и ведения списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, утвержденной постановление МАРТ от 28 июня 2017 г. № 34 (далее - Инструкция № 34), не препятствует направлению в МАРТ заявления и рассмотрению МАРТ вопроса о включении поставщика (подрядчика, исполнителя) в Список.

Заслушав пояснения представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, судом установлено следующее.

В соответствии со статьей 229 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь при рассмотрении заявлений об оспаривании ненормативного правового акта суд, рассматривающий экономические дела, проверяет компетенцию государственного органа или должностного лица, издавшего ненормативный правовой акт, соответствие этого ненормативного правового акта или его обжалуемых отдельных положений законодательным или иным нормативным правовым актам.

Полномочия МАРТ на формирование Списка предусмотрены: абзацем девятым статьи 9 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-3 «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (в ред. от 13.07.2012). На основании данной нормы принято постановление МАРТ от 28 июня 2017 г. № 34, которым утверждена Инструкция о порядке формирования и ведения списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок; абзацем одиннадцатым статьи 10 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-3 «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (в ред. от 17.07.2018). На основании данной нормы принято постановление МАРТ от 29 декабря 2018 г. № 92, которым утверждена Инструкция о порядке формирования и ведения списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок (далее- Инструкция № 92).

Полномочия на издание приказа Министром антимонопольного регулирования и торговли предусмотрены подпунктом 9.2 пункта 9 Положения о Министерстве антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 сентября 2016 г. № 702.

Приказ № 280 принят на основании компетенции, предусмотренной абзацем одиннадцатым статьи 10 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-3 «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (в ред. от 17.07.2018) и подпунктом 6.36 пункта 6 Положения о Министерстве антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 сентября 2016 г. №702.

Решение МАРТ основано на предписаниях: абзаца третьего пункта 1 статьи 16 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-3 «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (в ред. от 13.07.2012),  в Список включается юридическое лицо, с которым расторгнут договор в связи с его неисполнением либо ненадлежащим исполнением; подпункта 5.2 пункта 5, пунктов 6 и 7 Инструкции № 34, заказчик направляет в МАРТ заявление по форме, утвержденной указанной Инструкцией, (заявление Гродненского облисполкома от 28.08.2019 б/н, направленное письмом от 11.09.2019 № 01-01-12/3670) и копию постановления суда о расторжении договора в связи с его неисполнением либо ненадлежащим исполнением обязательств по нему (копия решения экономического суда Гродненской области от 17.06.2019, вступившего в законную силу 9 июля 2019 г.).

Оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании доказательств, имеющихся в деле, суд пришел к выводу, что требование заявителя о признании недействительным приказа № 280 от 25.09.2019  не подлежит удовлетворению.

Неисполнение ООО «А» своих договорных обязательств послужило основанием для расторжения договора, заключенного обществом с Гродненским облисполкомом в судебном порядке (решение экономического суда Гродненской области от 17.06.2019, вступившего в законную силу 9 июля 2019 г.).

В силу статьи 2 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 136-3 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» его действие не распространяется на государственные закупки, если процедуры государственных закупок начаты или договоры заключены до вступления в силу Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. (в ред. от 17.07.2018).

Следовательно, МАРТ правильно, в соответствии с требованиями данной статьи Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 136-3 применил к таким отношениям Инструкцию № 34, которая определяет порядок включения в Список лиц, не исполнивших либо ненадлежащим образом исполнивших свои договорные обязательства, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-3 «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (в ред. от 13.07.2012). Соответственно и сроки, в течение которых в МАРТ может быть направлено заявление о включении поставщика (подрядчика, исполнителя) в Список, должны исчисляться в соответствии с требованиями данного законодательства.

Частью второй пункта 1 статьи 16 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-3 «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (в ред. от 13.07.2012), как и частью второй пункта 7 Инструкции № 34 предусмотрено, что включение в список не производится в случае, если заявление и документы, указанные в пункте 5 Инструкции, поступили в МАРТ по истечении одного года со дня расторжения договора, вступления в законную силу приговора суда или со дня истечения срока заключения договора, от заключения которого лицо отказалось. Как видно из материалов дела годичный  срок не пропущен.

На основании изложенного, суд считает, что оспариваемый ненормативный правовой акт вынесен компетентным органом и соответствует законодательству, а требования заявителя необоснованными и отказывает в их удовлетворении.

В соответствии со статьей 133 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь расходы по госпошлине в сумме 1 275 рублей относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 133, 190-193, 199, 201-204 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, суд

РЕШИЛ:

          Отказать обществу с ограниченной ответственностью «А» в удовлетворении требований о признании  недействительным приказа № 280 от 25.09.2019  Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь о включении в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок.

Решение вступает в законную силу с момента его объявления в судебном заседании, может быть обжаловано в кассационном порядке в соответствии со статьями 284-286 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.

Судья  

В очередном выпуске

Мониторинг массовой информации