Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

+375 (17) 308-25-01

+375 (17) 215-06-00

г. Минск, ул. Орловская, 76

Актуально

сегодня  42 16 апреля 2019  153 15 апреля 2019  103 15 апреля 2019  99 15 апреля 2019  307 12 апреля 2019  792

Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 27.11.2018 по делу № 57-16/2018/110А/1510К

11 декабря 2018  242

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

27.11.2018

Дело № 57-16/2018/110А/1510К

город Минск

Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Д» на решение экономического суда Витебской области от 27.06.2018 и постановление апелляционной инстанции этого суда от 09.08.2018 по делу №57-16/2018 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Д» к государственному природоохранному учреждению «Биосферный заповедник» об обжаловании действий, с участием представителей:

УСТАНОВИЛА:

Экономический суд Витебской области решением от 27.06.2018 отказал в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Д» (далее – ООО «Д», заявитель) к государственному природоохранному учреждению «Биосферный заповедник» (далее – ГПУ «Биосферный заповедник») о признании незаконными действий по приостановлению права лесопользования ООО «Д» по лесорубочному билету от 21.12.2016 №225 путем внесения записи в лесорубочный билет.

Апелляционная инстанция этого суда постановлением от 09.08.2018 оставила решение суда первой инстанции без изменения.

В кассационной жалобе ООО «Д» просит отменить принятые судом постановления и направить дело на новое рассмотрение.

Согласно материалам дела 02.12.2016 между сторонами был заключен биржевой договор № 02/4163-009 купли-продажи древесины на корню. На основании указанного договора заявителю был выдан лесорубочный билет (далее – ЛБ) № 225 от 21.12.2016.

По заявлениям ООО «Д» ГПУ «Биосферный заповедник» неоднократно предоставляло отсрочку на заготовку и вывоз древесины, ЛБ был продлен до 15.04.2018.

23.06.2017 начальником отдела охраны животного, растительного мира, водоёмов и охотничьих хозяйств ГПУ «Биосферный заповедник» в присутствии директора ООО «Д» был составлен акт обследования, которым зафиксировано повреждение заявителем лесохозяйственной дороги при вывозке древесины из квартала 88, выделов 25, 26, 29 Барсуковского лесничества ЭЛОХ «Барсуки».

основании акта обследования от 23.06.2017 в адрес ООО «Д» начальником отдела охраны животного мира ГПУ «Биосферный заповедник» было вынесено предписание №2041 от 29.06.2017 об устранении нарушений законодательства об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, об охране окружающей среды, которым заявителю предписывалось в срок до 17.07.2017 привести поврежденные участки лесохозяйственной дороги в надлежащее состояние.

11.09.2017 должностными лицами ГПУ «Биосферный заповедник» проведено повторное обследование участка лесохозяйственной дороги, о чём составлен акт обследования от 11.09.2017 №15.

16.11.2017 начальником отдела охраны животного мира ГПУ «Биосферный заповедник» проведено обследование участка лесохозяйственной дороги в квартале 88, выделах 25, 26, 29 Барсуковского лесничества ЭЛОХ «Барсуки», о чем составлен акт обследования №18 от 16.11.2017.

основании данного акта обследования начальником отдела охраны животного мира ГПУ «Биосферный заповедник» было выдано ООО «Д» предписание от 20.11.2017 №16 об устранении нарушений законодательства об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, об охране окружающей среды. На основании подпункта 1.4 пункта 1 статьи 100 Лесного кодекса Республики Беларусь заявителю предписывалось в срок до 30.11.2017 привести поврежденные участки лесохозяйственной дороги в надлежащее состояние.

В установленный срок предписание №16 от 20.11.2017 заявителем не было исполнено, в связи с чем начальником отдела охраны животного мира ГПУ «Биосферный заповедник» было проведено повторное обследование участка дороги и составлен акт обследования от 05.12.2017 №17.

13.12.2017 начальником отдела охраны животного мира ГПУ «Биосферный заповедник» был составлен протокол об административном правонарушении №170160/139 в отношении директора ООО «Д» по статье 23.1. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (невыполнение выраженного в установленной законодательством форме требования, предписания либо представления). Судом Лепельского района Витебской области директор был подвергнут административному взысканию в виде штрафа в размере 3-х базовых величин.

28.12.2017 ГПУ «Биосферный заповедник» направило заявителю письмо №4235 о принятии решения об ограничении (приостановлении) права по лесопользованию согласно ЛБ от 21.12.2016 №225. В ЛБ от 21.12.2016 №225 была внесена запись о приостановлении ООО «Д» права лесопользования.

Остаток заготовленной и невывезенной заявителем древесины составляет 638,5 куб.м.

ООО «Д» обратилось в суд с требованием о признании незаконными действий ГПУ «Биосферный заповедник» по внесению записи в ЛБ от 21.12.2016 № 225 о приостановлении лесопользования.

В обоснование заявленного требования заявитель сослался на то, что ГПУ «Биосферный заповедник» не была соблюдена форма и нарушен порядок приостановления права лесопользования, указал на отсутствие с его стороны причинения вреда лесу и (или) создания опасности причинения такого вреда в будущем, что является необходимым условием для приостановления права лесопользования.

Отказывая заявителю в удовлетворении заявленного требования, экономический суд Витебской области основывался на том, что ГПУ «Биосферный заповедник» действовало в переделах предоставленных ему полномочий в связи допущенным заявителем нарушением законодательства при осуществлении лесопользования по ЛБ от 21.12.2016 № 225.

В кассационной жалобе на принятые судом постановления заявитель указывает на то, что материалами дела не подтверждается, что участок лесохозяйственной дороги приведен в непригодное для проезда состояние работниками ООО «Д». С учетом характера дороги приведение в непригодность одного из ее участков не привело и не могло привести к существенному нарушению условий для проведения необходимых мероприятий по охране и защите леса и, как следствие, нарушению природоохранного законодательства. Отсутствуют доказательства того, что действиями (бездействием) ООО «Д» причинен вред лесам и (или) создана опасность причинения такого вреда в будущем.

В предписаниях о приведении лесохозяйственной дороги в надлежащее состояние совершение указанных действий вменялось не ООО «Д», а его директору. За неисполнение требований предписаний к административной ответственности был привлечен директор ООО «Д», что не подтверждает факт совершения нарушений юридическим лицом.

Кроме того, заявитель отмечает, что приостановление права лесопользования произведено не по форме, предусмотренной статьёй 52 Лесного Кодекса Республики Беларусь (путем вынесения требования (предписания, постановления).

Представители заявителя в судебном заседании поддержали кассационную жалобу.

Представители ГПУ «Биосферный заповедник» кассационную жалобу не признали. Возражения на доводы жалобы изложены в отзыве.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по экономическим делам не находит оснований для ее удовлетворения исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 43 Лесного кодекса Республики Беларусь (далее – Лесной кодекс) лесопользование, связанное с заготовкой древесины, осуществляется на основании лесорубочного билета, выдаваемого юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство.

Пунктом 1 статьи 57 Лесного кодекса закреплены обязанности лесопользователя, к которым относится обеспечение сохранности, приведение за свой счет в надлежащее состояние или компенсирование юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство, затрат на приведение в надлежащее состояние нарушенных при лесопользовании дорог, квартальных просек и выполнение требований (предписаний, постановлений) должностных лиц органов (организаций), осуществляющих контроль в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, выданные в пределах их компетенции.

Должностные лица, на которых возлагаются функции государственной лесной охраны Республики Беларусь, в силу полномочий, предоставленных им статьёй 100 Лесного кодекса, осуществляют следующие функции: обследуют участки лесного фонда на предмет соблюдения условий, указанных в документах, на основании которых возникает право лесопользования, проведения лесохозяйственных мероприятий в порядке, установленном республиканским органом государственного управления по лесному хозяйству; выдают обязательные для выполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, об охране окружающей среды; составляют протоколы об административных правонарушениях, осуществляют подготовку и рассмотрение дел об административных правонарушениях законодательства об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, об охране окружающей среды в соответствии с процессуально-исполнительным законодательством об административных правонарушениях; вносят предложения об ограничении (приостановлении), прекращении права лесопользования в порядке, установленном законодательством об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, об охране окружающей среды, о контрольной (надзорной) деятельности.

В силу пункта 1, подпункта 2.1. пункта 2 статьи 52 Лесного кодекса право лесопользования может быть ограничено (приостановлено) в интересах национальной безопасности, охраны окружающей среды, историко-культурного наследия, прав и законных интересов граждан.

Право лесопользования ограничивается (приостанавливается) государственными органами (организациями), осуществляющими контроль в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, в пределах их полномочий в случае нарушения лесопользователем требований законодательства об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, об охране окружающей среды и (или) условий, изложенных в документах, на основании которых возникает право лесопользования, влекущего причинение вреда лесам и (или) создание опасности причинения такого вреда в будущем.

В соответствии с пунктом 6 (п.п. 1-11) статьи 39 Лесного кодекса ограничения и запреты на осуществление лесопользования подлежат указанию в разрешительных документах на рубку леса (ЛБ).

В рассматриваемом случае ограничение (приостановление) лесопользования путем внесения соответствующей записи в ЛБ от 21.12.2016 № 225 было вызвано нарушением лесопользователем требований законодательства об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, об охране окружающей среды, выразившееся в приведении в негодность участка лесохозяйственной дороги и неисполнении предписания ГПУ «Биосферный заповедник» о восстановлении поврежденных участков лесохозяйственной дороги, что подтверждается представленными суду доказательствами: актами обследования от 23.06.2017, 11.09.2017, 16.11.2017, 05.12.2017; предписаниями от 29.06.2017, 20.11.2017, протоколом об административном правонарушении № 170160/139 в отношении директора ООО «Д» по ст.23.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, постановлением суда Лепельского района Витебской области от 03.01.2018 о привлечении директора ООО «Д» к административной ответственности за неисполнении предписаний от 20.11.2017 о восстановлении участка дороги, приведенного ООО «Д» в негодность при вывозке леса техникой из квартала 83 и 88.

В этой связи судебная коллегия признает обоснованным вывод суда о том, что внесение записи в ЛБ от 21.12.2016 №225 о приостановлении ООО «Д» лесопользования произведено должностными лицами ГПУ «Биосферный заповедник» в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с законодательством, регулирующим рассматриваемые правоотношения.

Отсутствие требования (предписания, постановления) о приостановлении права лесопользования по форме, утвержденной постановлением Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 19.02.2008 № 5 «Об утверждении формы предписания об устранении нарушений, ограничений, приостановлении или прекращении права пользования участком лесного фонда и формы разрешения на восстановление права пользования участком лесного фонда» не влияет на выводы суда о правомерности внесения обжалуемой записи в лесорубочный билет, чему была дана надлежащая правовая оценка экономическим судом Витебской области.

Доводы жалобы, основанные на том, что предписания об устранении нарушений законодательства об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, об окружающей среде выносились в отношении директора общества. признаются необоснованными, поскольку директор общества является его исполнительным органом в связи с чем предписания направлялись исполнительному органу юридического лица и подлежали исполнению юридическим лицом - ООО «Дубовые просторы».

В соответствии со ст.297 ХПК Республики Беларусь оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя и изменения или отмены принятых по делу судебных постановлений не имеется.

Руководствуясь статьями 283, 294, 296, 298 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь

ПОСТАНОВИЛА:

Решение экономического суда Витебской области от 27.06.2018 и постановление апелляционной инстанции этого суда от 09.08.2018 по делу № 57-16/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Д» - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке надзора в соответствии со статьями 300-304 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.

В очередном выпуске

Мониторинг СМИ

Google переводчик