Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

+375 (17) 308-25-01

+375 (17) 215-06-00

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 28.12.2018 по делу № 129-29/2017/294А/1009К

9 января 2019  479

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

28.12.2018

Дело № 129-29/2017/294А/1009К

г. Минск

Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу УП «Т» на постановление апелляционной инстанции экономического суда города Минска от 18.06.2018 по делу №129-29/2017 по заявлению УП «Т» о признании недействительными подпунктов 2.1, 2.2, 2.3 пункта 2 и пункта 4 решения Минского городского исполнительного комитета от 01.06.2017 № 1826, заинтересованное лицо – Минский городской исполнительный комитет, при участии представителя заявителя и заинтересованного лица,

УСТАНОВИЛ:

Экономический суд города Минска решением от 02.02.2018 по делу № 129-29/2017 признал недействительными с момента принятия подпункты 2.1, 2.2, 2.3 пункта 2 и пункт 4 решения Минского городского исполнительного комитета от 01.06.2017 № 1826 «О предоставлении земельного участка», а также взыскал с Минского городского исполнительного комитета в пользу УП «Т» 460 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.

Постановлением апелляционной инстанции экономического суда города Минска от 18.06.2018 по делу №129-29/2017 решение экономического суда первой инстанции от 02.02.2018 отменено, в удовлетворении требования отказано. С УП «Т» в пользу Минского городского исполнительного комитета взыскано 196 рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.

УП «Т» обратилось с кассационной жалобой на постановление апелляционной инстанции, в которой просит его отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции.

В кассационной жалобе заявитель указывает о неправильном применении судом норм материального права, в частности, не применении подлежащих применению в рассматриваемом случае абзацев 11, 12,17 части 1 пункта 6 Указа Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 №667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» (далее – Указ №667). Кроме того, по мнению заявителя, суд апелляционной инстанции дал неправильную правовую оценку пункту 4 решения, вынесенного заинтересованным лицом. Также в жалобе указывается на то, что судом апелляционной инстанции не дана оценка доводам заявителя о превышении заинтересованным лицом компетенции при вынесении им решения в обжалуемой части, а также доводам заявителя об ошибочности расчетов при определении заинтересованным лицом как размера платы за право заключение договоров аренды земельного участка, так и размера арендной платы за земельный участок.

В судебном заседании представитель заявителя доводы, изложенные в кассационной жалобе и дополнениям к ней, поддержал в полном объеме.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица просил в удовлетворении кассационной жалобы отказать, а обжалуемое судебное постановление оставить без изменения по основаниям, изложенным в отзыве на нее и дополнению к ней.

Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь, заслушав пояснения явившихся в судебное заседание лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы и отзыва на него, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных постановлений, установила следующее.

Согласно части первой статьи 297 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК) основаниями для изменения или отмены судебных постановлений суда первой и (или) апелляционной инстанций являются необоснованность судебных постановлений, нарушение либо неправильное применение норм материального и (или) процессуального права.

Как усматривается из материалов дела, на основании договора купли-продажи объекта, УП «Т» (далее по тексту – Предприятие) приобрело в собственность у ОДО «П» здание, незавершенное строительством, расположенное по адресу: г.Минск, ул. Д. 9, общей площадью 6 362 кв.м., расположенное на земельном участке площадью 3,0 га.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации № 500/973-115 от 11.03.2008 за Предприятием зарегистрировано право собственности на объект незавершенного строительства и переход права временного пользования на земельный участок с назначением для обслуживания объекта незавершенного строительством, площадью 3,0 га с кадастровым номером 500000000006001233.

Между Минским городским исполнительным комитетом (далее – Исполком) и Предприятием 24.04.2009 заключен договор на реализацию права проектирования и строительства торгово-развлекательного комплекса с подземной автостоянкой по ул. Д, 9 со сроком окончания строительства декабрь 2013 года.

Срок временного пользования земельным участком площадью 3,0 га по ул. Д, 9, предоставленным ранее для обслуживания объекта, незавершенного строительством, продлен заявителю до 01.11.2010 по решению Исполкома от 18.02.2010 № 393.

На основании пункта 8 решения Исполкома от 25.03.2010 № 596Предприятию дополнительно во временное пользование сроком до 01.11.2010 предоставлен земельный участок площадью 0,1152 га для строительства торгово-развлекательного комплекса с подземной автостоянкой по ул. Д, 9. Размер земельного участка, предоставленного во временное пользование Предприятию сроком до 01.11.2010 для строительства торгово-развлекательного комплекса, составил 3,1152 га.

27.06.2011 между Исполкомом и Предприятием расторгнут договор на реализацию права проектирования и строительства торгово-развлекательного комплекса с подземной автостоянкой по ул. Д, 9 от 24.04.2009. В этот же день между Республикой Беларусь в лице Исполкома и Предприятием заключен инвестиционный договор № 78 от 27.06.2011 (зарегистрирован в Государственном реестре инвестиционных договоров с Республикой Беларусь 30.06.2011 за №ИД-680) на реализацию инвестиционного проекта «Строительство торгово-развлекательного комплекса с подземной автостоянкой по ул. Д, 9» (далее – инвестиционный договор). Срок окончания строительства по условиям данного договора определен – 2 декабря 2014.

В целях реализации инвестиционного проекта по строительству объекта на основании пункта 10 решения Исполкома от 14.07.2011 № 1963 (далее – решение №1963) из земельного участка, предоставленного Предприятию во временное пользование общей площадью 3,1152 га (состоящего из земельных участков площадью 3 га с кадастровым номером 500000000006001233 и площадью 0,1152 га с кадастровым номером 500000000006005733), изъят земельный участок площадью 3,0944 га. Данным решением изъятые части земельных участков у Предприятия и иных землепользователей общей площадью 3,5737 га и земли общего пользования площадью 1,4976 га предоставлены Предприятию как земельный участок площадью 5,0713 га в аренду сроком до 02.12.2014 (на срок реализации инвестиционного проекта в соответствии с инвестиционным договором).

14.07.2011 Исполкомом и Предприятием заключен договор аренды земельного участка, расположенного по ул. Д, 9, площадью 5,0713 га, с кадастровым номером 500000000006006262 для строительства торгово-развлекательного комплекса с подземной автостоянкой по ул. Д, 9 (без инженерных сетей). Договором определено, что право аренды на земельные участки возникает с момента его государственной регистрации и действует до 02.12.2014.

Государственная регистрация создания земельного участка площадью 5,0713 га под кадастровым номером 500000000006006262 на основании выделения вновь образованного земельного участка, возникновения права собственности Республики Беларусь на него и права аренды за Предприятием произведена 23.08.2011.

Затем Исполкомом принято решение от 18.12.2014 №3212 (далее – решение №3212) в связи с необходимостью продления срочных прав на земельный участок в ранее установленных границах предоставить Предприятию в аренду сроком до 24.10.2016 тот же земельный участок для строительства торгово-развлекательного комплекса с подземной автостоянкой по ул. Д, 9 (без инженерных сетей).

В этой связи между Исполкомом и Предприятием заключен договор аренды того же земельного участка, в котором определено, что право аренды возникает с момента его государственной регистрации и действует до 24.10.2016. Государственная регистрация права аренды за Предприятием произведена 05.01.2015.

На основании решения Исполкома от 30.04.2015 №1100 в связи с необходимостью изменения границ земельного участка в соответствии с разработанной и согласованной в установленном порядке проектно-сметной документацией у Предприятия изъята часть земельного участка с кадастровым номером 500000000006006262 общей площадью 0,3690га земель под застройкой. Соответственно, решено изменить границы земельного участка с кадастровым номером 500000000006006262 площадью 5,0713 га и считать всего в аренде сроком до 24.10.2016 у Предприятия для строительства торгово-развлекательного комплекса с подземной автостоянкой по ул. Д, 9 (без инженерных сетей) земельный участок площадью 4,8286 га, назначение земельного участка в соответствии с единой классификацией назначения объектов недвижимого имущества – земельный участок для размещения объектов иного назначения.

В этой связи сторонами 28.07.2015 подписано соглашение к договору аренды земельного участка от 30.12.2014, в соответствии с которым уменьшен размер земельного участка до 4,8286 га. Государственная регистрация изменения земельного участка с кадастровым номером 500000000006006262 на основании изменения границ земельного участка произведена 28.07.2015.

Впоследствии Исполком на основании решения от 25.08.2016 № 2466 прекратил действие инвестиционного договора по соглашению сторон.

25.08.2016 Исполком и Предприятие подписали соглашение о расторжении (прекращении действия) инвестиционного договора по соглашению сторон.

Затем 29.09.2016 произведена государственная регистрация создания незавершенного законсервированного капитального строения на основании строительства и консервации незавершенного капитального строения с инвентарным номером 500/U-64501, расположенного по адресу: г. Минск, ул. П, 25, площадь 6852,0 кв.м, права собственности на него за ИООО «И» и права хозяйственного ведения за Предприятием.

На основании решения Исполкома от 15.12.2016 №3742 в соответствии с абз. 6 и 14 п. 11-1 Положения о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденного Указом №667 Предприятию отказано в предоставлении на новый срок земельного участка площадью 4,8286 га с кадастровым номером 500000000006006262 для строительства торгово-развлекательного комплекса с подземной автостоянкой по ул. Д, 9 (без инженерных сетей) в аренду сроком до 24.10.2016. Кроме того, в соответствии с абз. 4 п. 11-1 указанного положения Предприятию отказано в предоставлении земельного участка площадью 4,8286 га для обслуживания здания неустановленного назначения (объект незавершенного строительства) по ул. Д, 9 и обслуживания здания неустановленного назначения (незавершенное законсервированное капитальное строение) по ул. П,25). Также решено прекратить существование земельного участка с кадастровым номером 500000000006006262.

Решением Исполкома от 01.06.2017 №1826 (далее – решение №1826) в целях дальнейшей реализации Предприятием права проектирования и строительства объекта «Строительство торгово-развлекательного комплекса с подземной автостоянкой по ул. Д, 9 Предприятию в аренду сроком до 01.07.2018 предоставлен земельный участок площадью 4,8286 га под застройкой для обслуживания незавершенного законсервированного капитального строения – здания неустановленного назначения по ул. П, 25 (земельный участок для размещения объектов неустановленного назначения) (пункт 1 решения).

Одновременно пунктом 2 указанного решения Предприятию вменено в обязанность:

2.1 в двухмесячный срок со дня принятия настоящего решения перечислить в бюджет г.Минска плату за право заключения договора аренды земельного участка площадью 4,8286 га в размере 713 169,25 долларов США (за период с 24 октября 2016 года до 1 июля 2018 года) с перечислением в белорусских рублях по курсу Национального банка Республики Беларусь на момент оплаты на расчетный счет №.. в ОАО «Беларусбанк», код.795, УНП .., наименование бенефициара ГУ МФ РБ по г.Минску, наименование платежа 04002;

2.2 в двухмесячный срок со дня принятия настоящего решения перечислить в бюджет г.Минска плату за право заключения договора аренды земельного участка, подлежащую возмещению в связи с расторжением инвестиционного договора от 27 июня 2011 года №78, зарегистрированного в реестре инвестиционных договоров с Республикой Беларусь 30 июня 2011 г., регистрационный номер ИД-680 в размере 1 997 627 (один миллион девятьсот девяносто семь тысяч шестьсот двадцать семь) долларов США с перечислением в белорусских рублях по курсу Национального банка Республики Беларусь на момент оплаты на расчетный счет №.. в ОАО «Беларусбанк», код.795, УНП .., наименование бенефициара ГУ МФ РБ по г.Минску, наименование платежа 04002;

2.3 в двухмесячный срок со дня принятия настоящего решения перечислить в бюджет г.Минска арендную плату на земельный участок, подлежащую возмещению в связи с расторжением инвестиционного договора от 27 июня 2011 года №78, зарегистрированного в реестре инвестиционных договоров с Республикой Беларусь 30 июня 2011 г., регистрационный номер ИД-680 в размере 2 422 110 295 (два миллиона четыреста двадцать два миллиона сто десять тысяч двести девяносто пять) белорусских рублей в денежных единицах образца 2000 года с перечислением на расчетный счет №.. в ОАО «Беларусбанк», код.795, УНП .., наименование бенефициара ГУ МФ РБ по г.Минску, наименование платежа 04002;

Пунктом 4 данного решения предусмотрено, что в связи с невыполнением Предприятием в установленные сроки обязательств, предусмотренных подпунктами 2.1-2.3 пункта 2 настоящего решения, договор аренды земельного участка подлежит расторжению в одностороннем порядке в соответствии с действующим законодательством.»

Пунктом 5 решения решено признать утратившим силу решение Исполкома от 15.12.2016 №3742.

В дальнейшем на основании решения Исполкома от 17.08.2017 №2734 в пункт 1 решения Исполкома от 01.06.2017 №1826 внесены изменения, путем изложения его в новой редакции:

«Изъять у Предприятия земельный участок площадью 4,8286 га (в красных линиях) под застройкой по ул. Д, 9 ранее предоставленный на основании пункта 10 решения Мингорисполкома от 14.07.2011 №1963, пункта 1 решения Мингорисполкома от 18.12.2014 №3112, пункта 1 решения Мингорисполкома от 30.04.2014 №1100 в аренду сроком до 24.10.2016 для строительства торгово-развлекательного комплекса с подземной автостоянкой по ул. Д, 9 (без инженерных сетей), и возвратить данный земельный участок в состав земель общего пользования. Прекратить существование данного земельного участка с кадастровым номером 500000000006006262. Предоставить Предприятию в аренду сроком до 01.07.2018 земельный участок площадью 4,8268 га (в красных линиях) под застройкой для обслуживания зданий неустановленного назначения по ул. Д, 9, ул. П, 25 (земельный участок для размещения объектов иного назначения)».

Государственная регистрация прекращения права собственности и существования земельного участка с кадастровым номером 500000000006006262 произведена 25.08.2017.

В этот же день 25.08.2017 произведена государственная регистрация создания земельного участка с кадастровым номером 500000000006008797 на основании выделения вновь образованного земельного участка, возникновения на него прав собственности Республики Беларусь и права аренды за Предприятием.

В соответствии с пунктами 1 решений Исполкома №1826 и 2734 сторонами заключен договор аренды земельного участка от 25.08.2017, в соответствии с которым Предприятию в срочное возмездное владение и пользование передан земельный участок в кадастровым номером 500000000006008797, расположенный по адресу: г. Минск, ул. Д, 9, ул. П, 25 площадью 4,8286 га (в красных линиях) для обслуживания зданий неустановленного назначения. Согласно условий договора право аренды возникает с момента государственной регистрации и действует до 01.07.2018.

Предметом судебного разбирательства явилось требование Предприятия о признании недействительными подпунктов 2.1, 2.2, 2.3 пункта 2 и пункта 4 решения Исполкома от 01.06.2017 № 1826.

Удовлетворяя заявленное требование и признавая недействительным обжалуемые пункты решения Исполкома, суд первой инстанции пришел к следующему выводу. Поскольку плата за право заключения договора аренды земельного участка для строительства с Предприятия ранее не взималась, то исходя из положений абзаца 12 части 1 пункта 6 Указа № 667, при обращении заявителем за оформлением правоудостоверяющих документов на земельный участок, на котором расположены незавершенные законсервированные капитальные строения, плата за право заключения договоров аренды земельного участка взиманию не подлежала. Суд также пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для распространения положений Декрета Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь» (далее – Декрет №10), в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 12.11.2015 №8 (далее – Декрет №8), к отношениям сторон и возложению на Предприятие обязанности по уплате льгот и преференций, предоставленных Декретом № 10, с учетом даты заключения инвестиционного договора, отсутствия между сторонами подписанного дополнительного соглашения к инвестиционному договору в соответствии с пунктом 4 Декрета № 8, наличия условий дополнительного соглашения № 2 к инвестиционному договору, которым стороны исключили пункты договора по предоставлению льгот и преференций.

С данными выводами не согласился суд апелляционной инстанции, правильно посчитав, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права.

В силу абзаца 12 части 1 пункта 6 Указа № 667 (в редакции от 24.09.2015) без проведения аукциона на право заключения договоров аренды, аукциона с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений) и аукциона по продаже земельных участков в частную собственность земельные участки предоставляются на вещных правах в соответствии с законодательными актами в области охраны и использования земель, в частности при обращении за оформлением правоудостоверяющих документов на земельные участки, на которых расположены незавершенные законсервированные капитальные строения.

В части пятой пункта 6 Указа № 667 (в редакции от 24.09.2015) в случае, указанном в абзаце 12 части 1 пункта 6 Указа № 667, плата за право заключения договоров аренды земельных участков взимается, если такая плата взималась при предоставлении этих участков в аренду для строительства капитальных строений (зданий, сооружений).

В рассматриваемом случае по решению № 1963 Предприятию был предоставлен вновь созданный земельный участок, причем в большем размере, чем был ранее предоставлен согласно решениям Исполкома от 05.02.2004 № 159, от 25.03.2010 № 596, от 29.12.2010 № 3267, от 17.03.2011 № 657, без проведения аукциона на право заключения договора аренды, без внесения платы за право заключения договора аренды и именно в связи с реализацией инвестиционного проекта по Декрету № 10. В связи с этим, апелляционной инстанцией правильно отклонены доводы заявителя о том, что по решению № 1963 земельный участок с кадастровым номером 500000000006006262 был предоставлен заявителю взамен изымаемого в соответствии с положениями абзаца 11 части 1 пункта 6 Указа № 667 (в редакции от 11.12.2009).

Суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что у Предприятия возникла обязанность возместить плату за право заключения договора аренды земельного участка при предоставлении его в аренду по решению № 1963 в связи с прекращением инвестиционного договора и не реализацией инвестиционного проекта, следовательно, у Предприятия возникла и обязанность внести плату за право заключения договора аренды земельного участка при обращении за оформлением правоудостоверяющих документов на земельный участок, на которых расположено незавершенное законсервированное капитальное строение.

Такой вывод следует из анализа действий сторон при заключении, исполнении и расторжении инвестиционного договора.

Данный договор заключен на условиях Декрета № 10 (в редакции Декрета Президента Республики Беларусь № 7 от 13.09.2010), в подпункте 2.1 пункта 2 которого предусматривалось, что инвестор имеет право на предоставление без проведения аукциона на праве аренды земельного участка требуемого размера для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным проектом.

В п.п. 3.1.3 п.3 инвестиционного договора предусмотрена обязанность инвестора возместить в случае несоблюдения или ненадлежащего соблюдения инвестором принятых на себя обязательств по настоящему договору денежные средства в размере предоставленных ему льгот и преференций в соответствии с Декретом и настоящим договором.

В п. 3.4.2 п. 3 инвестиционного договора предусматривалось право Республики Беларусь на возмещение инвестором, в случае несоблюдения или ненадлежащего соблюдения им обязательств по Договору денежных средств в размере предоставленных ему льгот и преференций согласно законодательству Республики Беларусь и договору.

Инвестиционным договором предусмотрено право инвестора на:

освобождение от перечисления в республиканский бюджет платы за право заключения договора аренды земельного участка (п. 3.2.2 п. 3.2);

установление фиксированного, на дату заключения договора аренды земельного участка, размера арендной платы, без последующего повышения в течение срока реализации инвестиционного проекта (п.п. 3.2.8 п. 3.2).

Впоследствии в связи со вступлением в силу Декрета Президента Республики Беларусь от 06.06.2011 №4 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 №10», стороны подписали дополнительное соглашение от 10.11.2011 №1 к инвестиционному договору (зарегистрировано в государственном реестре инвестиционных договоров с Республикой Беларусь 22.11.2011 за №ИД-680/1) в соответствии с которым пункт 3.2 был изложен в новой редакции. В частности предусмотрено право инвестора на:

освобождение от внесения арендной платы за право заключения договора аренды земельного участка, перечисляемой в республиканский или местный бюджет (п.п. 3.2.2 п.3);

освобождение от земельного налога или арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставленные для строительства объекта, предусмотренного инвестиционным проектом, на период проектирования и строительства объекта по 31 декабря года, следующего за годом, в котором завершено строительство объекта (п.п. 3.2.7 п.3).

В соответствии с дополнительным соглашением к инвестиционному договору № 2 от 15.01.2015 (зарегистрировано в государственном реестре инвестиционных договоров с Республикой Беларусь 03.02.2015 за №ИД-680/2), стороны внесли ряд изменений. В частности, исключили п.п. 3.2.1 -3.2.10 п. 3 договора, изложив п.п. 3.2 п. 3 инвестиционного договора в следующей редакции: «инвестор подтверждает, что не будет пользоваться льготами и преференциями, предусмотренными Декретом, с 3 декабря 2014. Указанным дополнительным соглашением также был изменен срок окончания строительства - на 24 октября 2016 (п.п. 2.6 п. 2 инвестиционного договора) и изменен срок действия инвестиционного договора – до 24.10.2016 (п.п. 8.1 п. 8 инвестиционного договора).

Затем Предприятием было подано заявление от 12.15.2006 №57 о расторжении инвестиционного договора по соглашению сторон и разрешении продолжить реализацию проекта «Строительство торгово-развлекательного комплекса с подземной автостоянкой по Д,9» на общих основаниях без предоставления льгот и преференций в рамках разрешений на проектирование и строительство, решений об отводе земельных участков под строительство данного объекта.

Исполкомом принято решение от 25.08.2016 №2466 о прекращении действия инвестиционного договора по соглашению сторон. Из справки-обоснования к нему усматривается, что причиной обращения Предприятия за расторжением инвестиционного договора приостановление строительство объекта явилось предвидение нарушения сроков реализации проекта ввиду отсутствия финансирования в необходимых объемах и приостановления строительства объекта. Также в ней содержится информация о том, что Предприятие сохраняет намерение реализовать данный проект после получения устойчивого финансирования на общих основаниях (без предоставления льгот и преференций, предусмотренных Декретом №10) и с 03.12.2014 года не будет пользоваться предусмотренными им льготами и преференциями согласно условий дополнительного соглашения №2 к инвестиционному договору.

25.08.2016 стороны подписали соглашение о расторжении (прекращении действия) инвестиционного договора по соглашению сторон. Пунктом 2 данного соглашения установлено, что все обязательства сторон, а также требования, вытекающие из инвестиционного договора, прекращаются, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь.

На момент принятия Исполкомом решения от 25.08.2016 №2466 и заключения сторонами соглашения о расторжении (прекращении действия) инвестиционного договора Декрет № 10 действовал в редакции Декрета № 8, которая предусматривала, что в случае прекращения инвестиционного договора по основаниям иным, чем исполнение инвестором (инвесторами) и (или) организацией своих обязательств по инвестиционному договору, инвестор (инвесторы) и (или) организация обязаны возместить Республике Беларусь и ее административно-территориальным единицам суммы льгот и (или) преференций в порядке и сроки, установленные Советом Министров Республики Беларусь (часть 1 подпункта 6.1 пункта 6 Декрета № 10).

Суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что, исходя из содержания положений Декрета № 10 (во всех его редакциях), предусмотренные Декретом № 10 льготы и преференции предоставляются именно в целях реализации на территории Республики Беларусь инвестиционного проекта, в то время как Предприятием инвестиционный проект реализован не был. Поскольку инвестиционный договор содержал положения о возмещении инвестором в случае несоблюдения взятых на себя обязательств использованных льгот и преференций, необходимости во внесении в договор изменений и дополнений, обеспечивающих реализацию положений Декрета № 10 в редакции Декрета № 8 не имелось (пункт 4 Декрета № 8).

Соответствующие пояснения дал в ходе судебного разбирательства и опрошенный в качестве специалиста представитель Министерства экономики Республики Беларусь, который также пояснил об отсутствии необходимости предусматривать соответствующие положения как в инвестиционном договоре, так и в дополнительных соглашениях к нему, так как необходимость принятия мер, направленных на возмещение льгот установлена Декретом №10. Такая позиция содержится в разъяснениях Министерства экономики Республики Беларусь, которое является государственным органом, проводящим политику в сфере осуществления инвестиций, от 17.10.2016 №24-01-15/9136 и от 07.10.2016 №24-01-03/8898, данных по вопросам применения Декрета №10 к ранее заключенным инвестиционным договорам и направленных в адрес государственных органов, местных исполнительных комитетов. На эти же разъяснения сослался в ответе на запрос суда кассационной инстанции Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь.

Кроме того, следует принять во внимание то обстоятельство, что не соблюдение инвестором обязательств не было обусловлено действиями (бездействиями) второй стороны инвестиционного договора.

Соответственно, у Предприятия возникла обязанность по возмещению ранее полученных льгот по инвестиционному договору в виде возмещения платы за право заключения договора аренды земельного участка, предоставленного по решению № 1963, и арендной платы за земельный участок до даты начала внесения заявителем самостоятельно арендной платы. При этом, указание сторонами в соглашении о расторжении (прекращении действия) инвестиционного договора на прекращение всех обязательств сторон по договору не исключает предусмотренную законодательством обязанность инвестора по возмещению льгот и преференций в связи с не реализацией инвестиционного проекта.

Вместе с тем, как в ходе судебного разбирательства, так и в ходе рассмотрения апелляционной жалобы заявитель указывал также на неправильный расчет сумм денежных средств, указанных в подпунктах 2.1 , 2.2 и 2.3 пункта 2 оспариваемого решения.

Отклоняя доводы заявителя, суд апелляционной инстанции исходил из того, что арендная плата и плата за право за заключение договора аренды определяются в силу законодательства местным исполнительным комитетом при предоставлении земельного участка в аренду. С подписанием договора заявитель принял условия, на которых предоставляется земельный участок в аренду, в том числе с размером подлежащих возмещению платежей, приступил к пользованию земельным участков.

Однако при определении размера подлежащих внесению (возмещению) вышеуказанных платежей, местный исполнительный комитет обязан руководствоваться действующим законодательством, правомерность применения которого также подлежит проверке судом в случае ее оспаривания.

По результатам изучения расчетов усматривается следующее.

В подпункте 2.1 пункта 2 обжалуемого решения определен размер платы за право заключения договора аренды земельного участка, предоставленного на основании данного решения в размере 713 169,25 долларов США (за период с 24.10.2016 до 01.07.2018) с перечислением в белорусских рублях по курсу Национального банка Республики Беларусь на момент оплаты.

В рассматриваемом случае Исполкомом неправомерно в расчет был включен период аренды с 24.10.2016 до 01.06.2017, поскольку в данный период земельный участок в установленном законодательством порядке в аренду Предприятию предоставлен не был.

Плата за право заключения договора аренды земельного участка составила:

378,71*4,8286*10000*0,033=603 450,90 долларов США, где

378,71 долларов США - кадастровая стоимость 1 кв. м. данного земельного участка для общественно деловой застройки согласно решения Исполкома от 27.12.2012 №4010 «Об установлении результатов кадастровой оценки земель города Минска»;

0,033 – коэффициент для определения платы за право, рассчитанный методом интерполяции в соответствии с приложением №1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 26.03.2008 №462 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 №667» (далее – постановление №462) в редакции от 27.12.2016, исходя из срока аренды земельного участка 1 год и 1 месяц (за период с 01.06.2017 до 01.07.2018): 0,032+ (0,043-0,032)/12*1);

4,8586*10000 – площадь земельного участка в метрах квадратных.

Таким образом, Предприятию необоснованно начислена плата за заключение договора аренды в размере 109 718,35 долларов США (713 169, 25 долларов США - 603 450,90 долларов США). Решение №1826 в данной части подлежит признанию недействительным.

В подпункте 2.2 пункта 2 обжалуемого решения определена плата за право заключения договора аренды, подлежащая возмещению в связи с расторжением инвестиционного договора в размере 1 997 627 долларов США с перечислением в белорусских рублях по курсу Национального банка Республики Беларусь на момент оплаты.

Плата за право заключения договора аренды земельного участка рассчитана верно:

По решению №1963:

427*5,0713*10000*0,055=1 190 995 долларов США, где

427 долларов США - кадастровая стоимость 1 кв. м. данного земельного участка для общественно деловой застройки согласно решения Исполкома от 19.07.2007 №1576 «Об утверждении результатов кадастровой оценки земель города Минска»;

0,055 – коэффициент для определения платы за право, рассчитанный методом интерполяции в соответствии с приложением №1 к постановлению №462 в редакции от 30.06.2011, исходя из срока аренды земельного участка 3 года и 4 месяц (за период с 14.07.2011 до 02.12.2014): 0,052+ (0,061-0,052)/12*4)

5,0713*10000 - площадь земельного участка в метрах квадратных.

По решению №3212:

378,71*5,0713*10000*0,042=806 632 доллара США, где

378,71 долларов США - кадастровая стоимость 1 кв. м. данного земельного участка для общественно деловой застройки согласно решения Исполкома от 27.12.2012 №4010 «Об утверждении результатов кадастровой оценки земель города Минска»;

0,042 – коэффициент для определения платы за право, рассчитанный методом интерполяции в соответствии с приложением №1 к постановлению №462 в редакции от 09.10.2014, исходя из срока аренды земельного участка 1 год и 11 месяц (за период с 18.12.2014 до 24.10.2016): 0,032+ (0,043-0,032)/12*11);

5,0713*10000 - площадь земельного участка в метрах квадратных.

Итого возмещению подлежала плата за право заключения договора аренды земельного участка 1 997 627 долларов США (1 190 995 долларов США+806 632 доллара США).

При определении размера платы за право заключения договоров Исполком правомерно руководствовался следующими нормами законодательства:

ч. 8 ст. 31 Кодекса Республики Беларусь о земле в редакции, действующей на момент принятия решения №1963;

ч. 2 п.3 Указа №667 (в редакции, действующей на момент принятия решения №1963);

п.п. 2.4 п. 2 постановления №462 в редакции, действующей на момент принятия решений №№1963, 3212, 1826;

ч.6 п.6 Указа №667, в редакции, действовавшей на момент принятия решения №3212;

ч. 2 п. 1 ст. 298 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Вместе с тем, при принятии обжалуемого решения Исполкомом не в полном объеме учтены положения ст. 31-1 Кодекса Республики Беларусь о земле в редакции, действующей на момент принятия решений №3212 и 1826, ч. 4 п. 3 Указа №667 (в редакции, действующей на момент принятия решения №3212 и 1826), в соответствии с которыми плата за заключение договора аренды земельного участка определяется в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, на основании кадастровой стоимости земельного участка, действующей на дату подачи заявления заинтересованного лица о предоставлении ему земельного участка в аренду, исходя из официального курса доллара США к белорусскому рублю, установленного Национальным банком Республики Беларусь на дату подачи такого заявления.

В этой связи размер платы за право заключения договора аренды земельного участка в 2017 году и в декабре 2014 года (при заключении договора аренды на новый срок) должен был определяться не по курсу Национального банка Республики Беларусь на момент оплаты, как то указано в подпунктах 2.1 и 2.2 пункта 2 обжалуемого решения, а на дату подачи Предприятием соответствующих заявлений о предоставлении земельного участка.

С учетом изложенного, в соответствии со статьей 230 ХПК Исполком обязан привести в соответствии с вышеуказанной нормой законодательства подпункты 2.1 и 2.2 пункта 2 решения №1826.

Мнение Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь, изложенное в ответе на запрос суда кассационной инстанции по вопросу расчета платы за право заключения договора аренды, не учитывается, поскольку основано на иных обстоятельствах, не касающихся рассматриваемой ситуации.

Относительно определения суммы арендной платы, подлежащей возмещению в связи с расторжением инвестиционного договора, указанной в подпункте 2.3 пункта 2 обжалуемого решения усматривается следующее.

При проведении расчета Исполком правомерно руководствовался:

п.п. 1.1 и п.п. 1.4 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 №101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» (далее – Указ №101), в редакции, действовавшей на момент принятия решений №1963 и 3212.

Вместе с тем, не в полной мере учтены положения п.п. 1.8 и 1.9 п. 1 Указа №101, в редакции, действовавшей на момент принятия решения №1963, в соответствии с которой основанием для исчисления арендной платы является решение местного исполнительного комитета о предоставлении земельного участка в аренду; арендная плата за земельные участки уплачивается за период с 1 числа месяца, следующего за месяцем принятия решения, до месяца (включительно), в котором истекает срок аренды земельного участка.

По этой причине Исполкомом неверно определен срок аренды земельного участка, который составил 41 месяц (с 14.07.2011 до 02.12.2014).

Также в расчете неправомерно был использован коэффициент 1,9 к базовым ставкам арендной платы, установленные решениями Исполкома от 11.09.20108 №2150 и 17.02.2012 №457. Данная ошибка устранена Исполкомом путем вынесения решения №2653 от 16.08.2018 «О внесении изменений в решение Мингорисполкома от 01.06.2017 №1826», которое не учитывается судом кассационной инстанции согласно ст. 294 ХПК по причине его вынесения после принятия обжалуемого судебного постановления.

Таким образом, размер арендной платы, подлежащей возмещению в связи с расторжением инвестиционного договора составил:

5,0713*10000*427*0,0055*3000/12*41=1 220 769 675 рублей без учета деноминации, где:

5,0713*10000 - площадь земельного участка в метрах квадратных;

427 долларов США - кадастровая стоимость 1 кв. м. данного земельного участка для общественно деловой застройки согласно решения Исполкома от 19.07.2007 №1576 «Об утверждении результатов кадастровой оценки земель города Минска»;

0,0055 – коэффициент для расчета арендной платы согласно приложению 1 к Указу №101;

3000 рублей без учета деноминации – курс доллара США к белорусскому рублю, установленному Национальным банком Республики Беларусь на 01.01.2011;

12 – количество месяцев в году;

41 – количество месяцев использования земельного участка.

Следовательно, к возмещению Исполкомом неправомерно определена сумма в размере 1 201 340 620 рублей без учета деноминации (2 422 110 295 рублей - 1 220 769 675 рублей). Решение №1826 в данной части подлежит признанию недействительным.

При этом при расчете арендной платы правомерно принят во внимание весь период аренды, в том числе по декабрь 2014 года. Фактически уплаченные Предприятием суммы арендной платы за данный период подлежат учету Исполкомом в рамках осуществления мероприятий по возмещению сумм льгот в соответствии с действующим законодательством.

Что касается доводов заявителя о превышении Исполкомом своей компетенции при вынесении решения в обжалуемой части, то судом апелляционной инстанции они отклонены правомерно.

Согласно п. 31 Положения о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденных Указом №667 (в редакции, действовавшей на момент принятия решения №1826), в решении об изъятии и предоставлении земельного участка должны быть указаны, в частности, размер и условия платы за право заключения договора аренды земельного участка, а также иные условия отвода земельного участка (в том числе срок осуществления государственной регистрации в отношении предоставленного земельного участка, срок и условия занятия (строительства, иного освоения) земельного участка). Законодательство не содержит четко определенного перечня условий отвода земельного участка. Довод заявителя о том, что условия отвода земельного участка – это условия, относящиеся только к охране и целевому использованию земель, не основан на нормах действующего законодательства. Поскольку у Предприятия имелось обязательство по возврату льгот в связи с расторжением инвестиционного договора, то подпункты 2.2 и 2.3 пункта 2 правомерно включены в решение №1826 как условия отвода земельного участка и не противоречат действующему законодательству.

Односторонний отказ арендодателя от исполнения договора аренды земельного участка в случае невыполнения арендатором хотя бы одного из условий отвода земельного участка предусмотрен абз. 4 ч. 3 п. 8 Указа №667, в связи с чем, пункт 4 решения №1826 соответствует требованиям действующего законодательства.

По совокупности вышеизложенного судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь пришла к выводу о том, что на основании абзаца 3 части 1 статьи 296 ХПК постановления судов обеих инстанций подлежат отмене с принятием нового постановления о частичном удовлетворении заявленного требования.

В соответствии со статьей 133 ХПК понесенные судебные расходы по оплате государственной пошлины распределяются следующим образом:

за рассмотрение заявления судом первой инстанции: на заявителя – 230 рублей, на заинтересованное лицо – 230 рублей, которые подлежат возмещению заявителю;

за рассмотрение апелляционной жалобы: на заинтересованное лицо – 98 рублей, на заявителя - 98 рублей, которые подлежат возмещению заинтересованному лицу;

за рассмотрение кассационной жалобы: на заявителя – 196 рублей, на заинтересованное лицо – 196 рублей, которые подлежат возмещению заявителю.

Вопрос о повороте исполнения постановления апелляционной инстанции экономического суда города Минска от 18.06.2018 по делу №129-29/2017/294А в части взыскания с заявителя в пользу заинтересованного лица 196 рублей в возмещение расходов за рассмотрение апелляционной жалобы судом кассационной инстанции не рассматривается ввиду отсутствия соответствующего ходатайства заявителя с приложением соответствующих доказательств его исполнения, но может быть разрешен в порядке части 3 статьи 332 ХПК.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 283, 294, 296 - 298, 332 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь

ПОСТАНОВИЛА:

Решение экономического суда города Минска от 02.02.2018 и постановление апелляционной инстанции этого же суда от 18.06.2018 по делу №129-29/2017 отменить.

Требование УП «Т» удовлетворить частично.

Признать недействительным подпункт 2.1 пункта 2 решения Минского городского исполнительного комитета от 01.06.2017 №1826 «О предоставлении земельного участка» в части установления обязанности УП «Т» перечислить в бюджет города Минска плату за право заключения договоры аренды земельного участка площадью 4,8286 га в размере 109 718,35 долларов США (за период с 24.10.2016 до 01.06.2017) с перечислением в белорусских рублях по курсу Национального банка Республики Беларусь на момент оплаты.

Признать недействительным подпункт 2.3 пункта 2 решения Минского городского исполнительного комитета от 01.06.2017 №1826 «О предоставлении земельного участка» в части установления обязанности УП «Т» перечислить в бюджет города Минска арендную плату за земельный участок, подлежащую возмещению в связи с расторжением инвестиционного договора от 27.06.2011 №78, зарегистрированного в Государственном реестре инвестиционных договоров 30.06.2011, регистрационный номер ИД-680 в размере 1 201 340 620 рублей в денежных единицах образца 2000 года.

В удовлетворении оставшейся части требования УП «Т» отказать.

Взыскать с Минского городского исполнительного комитета в пользу УП «Т» в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 230 рублей за рассмотрение заявления и 196 рублей за рассмотрение кассационной жалобы.

Взыскать с УП «Т» в пользу Минского городского исполнительного комитета 98 рублей в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.

Выдать судебные приказы.

Судебный приказ экономического суда города Минска от 16.07.2018 по делу №129-29/2017 признать утратившими силу.

Поручить экономическому суду города Минска выдать поворотный приказ в случае предъявления соответствующих доказательств исполнения судебного приказа экономического суда города Минска от 16.07.2018 по делу №129-29/2017.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия, может быть обжаловано (опротестовано) в порядке надзора в соответствии со статьями 300-304 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.

В очередном выпуске

Мониторинг СМИ

Google переводчик