Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

+375 (17) 308-25-01

+375 (17) 215-06-00

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 18.03.2020 по делу № 109-7/2019/10А/242К

24 марта 2020  335

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                                                        18.03.2020                                                           

Дело №109-7/2019/10А/242К

г. Минск 

Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу районного исполнительного комитета на решение экономического суда Брестской области от 19.12.2019 и постановление апелляционной инстанции этого суда от 04.02.2020 по делу №109-7/2019/10А по иску государственного учреждения «В» к районному исполнительному комитету о взыскании 1 746,71 белорусских рублей в возмещение вреда, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика – учреждение здравоохранения «П», граждане Я., Ш., Г.,

с участием представителя государственного учреждения «В» – юрисконсульта Б. (доверенность от 18.09.2019, в деле), в отсутствие представителей надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания районного исполнительного комитета, учреждения здравоохранения «П», Я., Ш., Г.,

УСТАНОВИЛА:

решением от 19.12.2019, оставленным в силе постановлением суда апелляционной инстанции от 04.02.2020, экономический суд Брестской области взыскал с районного исполнительного комитета (далее –райисполком) в пользу государственного учреждения «В» 1 746,71 белорусских рублей в возмещение вреда, причиненного государству.

Райисполком обратился с кассационной жалобой на указанные судебные постановления суда первой и апелляционной инстанций, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование кассационной жалобы указано на неправильную оценку судом доводов заявителя об истечении срока исковой давности по заявленному требованию и об оказании медицинской помощи военнослужащим, включающей проведение обследования, на безвозмездной основе.

Представитель государственного учреждения «В» считает жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в отзыве на нее.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь считает, что решение экономического суда Брестской области от 19.12.2019 и постановление апелляционной инстанции этого суда от 04.02.2020 по настоящему делу следует оставить без изменения.

Из материалов дела следует, что 25.05.2016 гражданин Г., 28.01.1993 года рождения, был призван на срочную военную службу (призывная комиссия создана райисполкомом), которую проходил в войсковой части.

Приказом командира войсковой части  №182 от 17.08.2016 рядовой Г. был уволен с военной службы в запас по подпункту 213.2 пункта 213 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.04.2005 №186, на основании заключения военно-врачебной комиссии о признании его негодным к военной службе в мирное время, ограниченно годным к военной службе в военное время (свидетельство о болезни государственного учреждения «В» от 25.07.2016 №716/107 утверждено председателем центральной военно-врачебной комиссии Вооруженных Сил Республики Беларусь (далее – ЦВВК) 10.08.2016).

Свидетельство о болезни от 25.07.2016 №716/107 выдано по результатам стационарного обследования Г., проведенного в нейрохирургическом отделении государственного учреждения «В» в период с 12.07.2016 по 27.07.2016. Стоимость нахождения (обследования) Г. в лечебном учреждении, включающая стоимость койко-дня, питания, а также медикаментов и материалов медицинского назначения, составила 1 747,71 белорусских рублей.

В соответствии с Инструкцией о порядке организации и проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Республики Беларусь и транспортных войсках Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства обороны Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 02.11.2010 №44, оформлена Карта изучения причин необоснованного призыва гражданина на срочную военную службу по состоянию здоровья (далее - Карта). Соответствующие разделы Карты, содержащие сведения о диагнозе заболевания Г., причинах его увольнения с военной службы и наличия/отсутствия причинной связи установленного заболевания с прохождением военной службы, подписаны военным комиссаром района 30.08.2016 (Раздел II), руководителем учреждения здравоохранения «П» 30.08.2018 и председателем ЦВВК 21.09.2016 (Раздел III).

Спора между сторонами по факту необоснованного призыва Г. на военную службу и наличием у него заболевания, предусмотренного статьей 66 графы II Расписания болезней и таблицы дополнительных требований к состоянию здоровья граждан, утвержденных постановлением Министерства обороны Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 20.12.2010 №51/170 (далее – постановление №51/170), не имеется.

Удовлетворяя заявленные требования, экономический суд Брестской области руководствовался статьями 197, 201, 933, 938 ГК Республики Беларусь, статьей 10 Закона Республики Беларусь от 05.11.1992 №1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе» (далее – Закон), придя к выводу о наличии у государственного учреждения «В», являющегося бюджетной организацией, соответствующего ущерба, требование о взыскании которого было заявлено в установленный законодательством трехлетний срок исковой давности.

Суд кассационной инстанции считает состоявшиеся по делу судебные постановления соответствующими материалам дела и нормам материального права, установленные судами нижестоящих инстанций фактические обстоятельства подтверждены имеющимися в деле доказательствами.

Так, в соответствии со статьей 10 Закона местные исполнительные и распорядительные органы, создавшие призывные комиссии, несут ответственность за вред, причиненный государству и гражданам призывом на военную службу, службу в резерве граждан, не подлежащих призыву на военную службу, службу в резерве по состоянию здоровья и иным основаниям. Возмещение вреда производится в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Беларусь.

На основании статьи 933 ГК Республики Беларусь вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Ссылки райисполкома на статью 14 Закона Республики Беларусь от 04.01.2010 №100-З «О статусе военнослужащих» (бесплатной медицинской помощи, оказываемой военнослужащим) и отсутствие ущерба в данном случае безосновательны.

На обследование Г. и установление (подтверждение) его заболевания, препятствовавшего призыву на военную службу, государственным учреждением «В» были затрачены бюджетные средства. Данные расходы явились следствием допущенной врачебной комиссией военного комиссариата района, созданной райисполкомом, ошибки при медицинском обследовании призывника, и не были бы понесены государственным учреждением «В» при принятии указанной комиссией решения в соответствии с постановлением №51/170.

Кроме того, как правильно указал экономический суд Брестской области, Г. был направлен в государственное учреждение «В» не для лечения (оказания медицинской помощи), а для повторного стационарного обследования в целях определения его годности по состоянию здоровья к военной службе.

Также не учитывают всех обстоятельств дела и требований законодательства доводы кассационной жалобы о пропуске государственным учреждением «В» сроков исковой давности по заявленному требованию.

Процедура официального и достоверного установления причины необоснованного призыва Г. на военную службу завершена 21.09.2016 с утверждением Карты изучения причин необоснованного призыва гражданина на срочную военную службу по состоянию здоровья председателем ЦВВК 21.09.2016 (Раздел III). Поэтому именно с указанной даты и подлежит исчислению установленный статьей 197 ГК Республики Беларусь срок исковой давности для защиты нарушенного права.

Таким образом, принятые по настоящему делу судебные постановления являются законными и обоснованными, предусмотренных статьей 297 ХПК Республики Беларусь оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 294, 296, 298 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь

ПОСТАНОВИЛА:

решение экономического суда Брестской области от 19.12.2019 и постановление апелляционной инстанции этого суда от 04.02.2020 по делу №109-7/2019/10А оставить без изменения, а кассационную жалобу районного исполнительного комитета – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия, может быть обжаловано (опротестовано) в порядке надзора в соответствии со статьями 300-304 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь.

В очередном выпуске

Мониторинг СМИ

Google переводчик