Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

+375 (17) 308-25-01

+375 (17) 215-06-00

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

Постановление Верховного Суда Республики Беларусь от 15.01.2020 по делу № 742-7ап/2019/259Жн

22 января 2020  138

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении

                                                       15.01.2020                                                  

Дело № 742-7ап/2019/259Жн

г. Минск

Верховный Суд Республики Беларусь в составе судьи К., рассмотрев в открытом судебном заседании  жалобу Минской региональной таможни на постановление экономического суда города Минска от 02.12.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном  частью 4 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, поступившее в отношении водителя совместного предприятия закрытого акционерного общества «П» К., проживающего по адресу: Витебская обл., г. Поставы, ул. Солнечная,д.8, с участием представителей органа, ведущего административный процесс –  главного инспектора отдела таможенных расследований Е. по доверенности № 03-2/1364 от 14.01.2020, старшего инспектора отдела таможенных расследований Т. по доверенности № 03-2/241 от 04.01.2020,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением экономического суда города Минска от 02.12.2019 производство по делу об административном правонарушении  в отношении водителя  СП ЗАО «П» К. по части 4 статьи 12.17 КоАП  Республики Беларусь прекращено ввиду отсутствия в деянии состава административного правонарушения.

Минской региональной таможней подана жалоба, в которой указано о неправильном применении судом норм, устанавливающих административную ответственность.

 Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителей органа, ведущего административный процесс,  суд пришел к следующему.

В соответствии со статьей 12.8 ПИКоАП Республики Беларусь при рассмотрении жалобы (протеста) суд, должностное лицо, уполномоченные рассматривать жалобу (протест), проверяют законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 15.11.2019 водителю СП ЗАО «П» К. вменяется в вину совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.17 КоАП Республики Беларусь, выразившегося  в транспортировке товара «цветы свежие срез» общим весом 12 720 кг 07.06.2019 без наличия транспортных документов (международной товарно-транспортной накладной «CMR») и грузосопроводительного документа – оригинала первого экземпляра товарной накладной.

Из материалов дела усматривается, что при остановке 07.06.2019 в 16 час. 00 мин. транспортного средства рег. номер В768ЕВ178/ВН633478 водителем перевозчика СП ЗАО «П» была представлена ксерокопия первого экземпляра товарной накладной № 2066977 на перевозимый товар, CMR-накладной представлено не было.  Груз перевозился от грузоотправителя ООО «Г» г. Минск в адрес получателя ООО «И» г. Москва.

 Вывод экономического суда города Минска о том, что отсутствие транспортных документов и грузосопроводительного документа (оригинала первого экземпляра товарной накладной) у перевозчика по причине не выдачи их грузоотправителем - ООО «Г» не противоречит подпункту 1.15 пункта 1 статьи 22 Налогового кодекса Республики Беларусь, является необоснованным и сделан  без учета требований, предусмотренных  статьям 40, 41 Закона Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон).

 Статья 40 Закона предписывает, что для выполнения автомобильной перевозки груза товарного характера оформляются товарно-транспортная накладная или CMR-накладная. Транспортные документы оформляются в порядке, установленном Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

В силу  статьи 41 Закона грузоотправитель обязан обеспечить предоставление автомобильному перевозчику грузосопроводительных документов, оформленных надлежащим образом, и несет ответственность за их непредоставление в полном объеме. Автомобильный перевозчик не обязан проверять правильность оформления грузосопроводительных документов и не несет ответственность за неправильность их оформления.

Пунктом 22 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь  от 30.06.2008 № 970  (далее - Правила) предусмотрено, что к грузосопроводительным документам, которые грузоотправитель обязан передать (обеспечить передачу) автомобильному перевозчику, относится первый экземпляр товарной накладной (при автомобильной перевозке грузов товарного характера, вывозимых за пределы территории Республики Беларусь в государства – члены Евразийского экономического союза), оформленной в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В пункте 340 Правил указано, что водитель, выполняющий автомобильные перевозки грузов, в зависимости от вида перевозки и перевозимого груза должен иметь полученные от грузоотправителя транспортные и грузосопроводительные документы, указанные в пункте 22 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 353 Правил автомобильный перевозчик обязан иметь при выполнении автомобильной перевозки грузов транспортные и грузосопроводительные документы (в случаях, когда их наличие предусмотрено законодательством Республики Беларусь), при этом проверять правильность оформления и полноту наличия грузосопроводительных документов автомобильный перевозчик не обязан.

       Согласно пункту 21 Правил автомобильный перевозчик может отказаться принять груз к автомобильной перевозке в случае, если автомобильному перевозчику не переданы надлежаще оформленные транспортные и грузосопроводительные документы.

В этой связи подпункт 1.15 пункта 1 статьи 22 Налогового кодекса Республики Беларусь не может расцениваться как позволяющий автомобильному перевозчику начать транспортировку товара без наличия соответствующих документов, необходимых для сопровождения транспортировки товара.

        Из изложенного следует, что суд неправомерно прекратил дело об административном правонарушении в отношении водителя СП ЗАО «П» К. за отсутствием в деянии состава правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.17 КоАП Республики Беларусь.

В соответствии со статьей 12.14-1 ПИКоАП Республики Беларусь  существенное нарушение настоящего Кодекса, неправильное применение норм, устанавливающих административную ответственность, является основанием к отмене не вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

        Судом неверно применены указанные им нормы КоАП и ПИКоАП Республики Беларусь.

При наличии указанных обстоятельств постановление суда подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение, при котором надлежит дать оценку обстоятельствам вменяемого административного правонарушения и материалам дела и вынести постановлением в соответствии с нормами законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 12.8 – 12.10. Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление экономического суда города Минска от 02.12.2019 о прекращении производства по делу об административном правонарушении № 742-7Ап/2019  в отношении совместного предприятия закрытого акционерного общества «П» К. ввиду отсутствия в деянии состава административного правонарушения отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в экономический суд города Минска.

Судья                                      

В очередном выпуске

Мониторинг СМИ

Google переводчик