Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

+375 (17) 308-25-01

+375 (17) 215-06-00

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

Постановление судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 21.11.2019 по делу № 36-7Ап/2019/204Жн

26 ноября 2019  332

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении

                                    21.11.2019г.                                            

Дело № 36-7Ап/2019/204Жн

г. Минск

Верховный Суд Республики Беларусь в составе судьи, рассмотрел в открытом судебном заседании  жалобу общества с ограниченной ответственностью «А» на постановление экономического суда Брестской области от 12.09.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, поступившее от инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Брестской области в отношении ООО «А» с участием присутствующих в судебном заседании 15.11.2019 - директора Т., адвоката Ш. по доверенности  от 15.10.2019, начальника юридического отдела ИМНС по Брестской области Ф. по доверенности № 7-10 от 25.09.2018,

УСТАНОВИЛ:

В судебном заседании 15.11.2019 объявлялся перерыв до 21.11.2019г.

Постановлением экономического суда Брестской области от 12.09.2019 ООО «А» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях,  подвергнуто штрафу в доход государства в размере 49  процентов от общей стоимости предмета административного правонарушения , что составляет  9430,99 рублей

В жалобе ООО «А» просит постановление экономического суда Брестской области отменить и прекратить дело об административном правонарушении.

ИМНС не согласна с доводами жалобы, считает постановление суда законным.

Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителей,  суд пришел к следующему.

В соответствии со статьей 12.8 ПИКоАП Республики Беларусь при рассмотрении жалобы (протеста) суд, должностное лицо, уполномоченные рассматривать жалобу (протест), проверяют законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 27.08.2019 ООО «А» вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, выразившегося в  реализации продовольственных товаров в виде приготовленных холодных закусок, горячих блюд и иных продовольственных товаров на общую сумму 19 246 рублей 93 копейки за период с 07.06.2018 по 30.04.2019 в баре «А» по адресу: г. Брест  в нарушение установленного законодательством порядка без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях документов, подтверждающих их приобретение.

При рассмотрении жалобы на постановление экономического суда Брестской области от 12.09.2019 по делу № 36-7Ап/2019 Верховным Судом было установлено, что органом, ведущим административный процесс, предметом административного правонарушения определена стоимость реализованных продовольственных товаров в виде приготовленных холодных закусок, горячих блюд и иных продовольственных товаров указанных в  гостевых счетах (названные предчеками), которые приобщены к материалам дела.

В постановлении суд указал, что данная стоимость имущества, являющегося предметом административного правонарушения была определена ИМНС в связи с отсутствием имущества, поэтому расчет стоимости реализованной продукции признан судом как допустимое и достаточное доказательство по делу.

Вместе с тем, Верховный Суд считает, что данный вывод сделан экономическим судом Брестской области необоснованно, поскольку взятая из гостевых счетов сумма приготовленных блюд, то есть именно продукции собственного производства не отражает достоверных сведений о ее количестве и стоимости, составе продукции и количестве каждого ингредиента, который приобретался для ее изготовления, его стоимости.

В связи с чем, Верховный Суд считает, что  стоимость предмета административного правонарушения определена органом, ведущем административный процесс, недостоверно.

Относительно выводов экономического суда Брестской области о том, что налоговым органом обоснованно не приняты во внимание представленные обществом чеки кассового суммирующего аппарата из магазинов торговой сети, Верховный Суд, проанализировав действующее законодательство по ведению бухгалтерского учета, приходит к следующему.

Согласно статье 10 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-3 «О бухгалтерском учете и отчетности (далее-Закон о бухгалтерском учете) каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом. При этом, согласно нормам вышеуказанной статьи, формы первичных учетных документов, включенных в перечень, утвержденный Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 № 360, утверждаются уполномоченными государственными органами, указанными в этом перечне, иные же формы первичных учетных документов, не включенных, в перечень, разрабатываются и утверждаются самой организаций самостоятельно.  Условием для таких форм первичных учетных документов является то, что они должны содержать все сведения, обязательные для первичного учетного документа, установленные пунктом 2 статьи 10 Закона о бухгалтерском учете.

Под документами, подтверждающими приобретение товара, понимаются первичные учетные документы, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами, а также и другие документы, обязательное наличие которых при совершении той или иной хозяйственной операции предусмотрено законодательством Республики Беларусь.

В соответствии с Порядком расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 29.06.2000             № 359, предусмотрено, что организация может производить расчеты за приобретаемый товар как за безналичный расчет, так и за наличные денежные средства. При этом, согласно пункту 4 указанного Порядка, расчеты за наличные денежные средства осуществляются в соответствии с Инструкцией о порядках ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 19.03.2019 № 117 (далее - Инструкция № 117).

Приобретение товара за наличные денежные средства осуществляется через подотчетное лицо.

Согласно пунктам 69, 75 Инструкции № 117 при покупке товаров за наличные деньги, денежные средства выдаются работникам под отчет, также допускается использование личных денежных средств работника в интересах нанимателя.

Работники, получившие и израсходовавшие денежные средства под отчет, а также работники, потратившие личные средства на приобретение товаров в интересах нанимателя, составляют и представляют ему авансовый отчет (пункт 89 Инструкции № 117).

К авансовому отчету должны прилагаться документы, подтверждающие приобретение товаров. В соответствии с пунктом 91 Инструкции № 117 таким документом является также чек продажи, содержащий порядковый номер; наименование продавца и его УНП; дату и время продажи; наименование, количество и цену приобретенных товаров; сумму покупки и дату и время оформления (печати) чека.

Согласно пункту 31 Инструкции по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от  12.11.2010 № 133 (далее-Инструкция № 133) товары, приобретенные за наличный расчет, приходуются в организации на основании авансового отчета работника и документов, подтверждающих их покупку (товарные и кассовые чеки, квитанции к приходному кассовому ордеру и др.).

С учетом положений норм пунктов 26 и 31 Инструкции № 133  первичными учетными документами, подтверждающими приобретение товара организацией за безналичный расчет, являются товарно-сопроводительные документы, а при закупке товара за наличный расчет - авансовые отчеты с приложенными к ним документами, подтверждающие покупку.

В связи с тем, что форма авансового отчета законодательно не утверждена, поэтому организация ее разрабатывает и утверждает самостоятельно с учетом требований, предъявляемых к первичным учетным документам (ст. 10 Закона о бухгалтерском учете).

Как установлено в судебном заседании  ООО «А» были допущены нарушения правил ведения бухгалтерского учета и поэтому представленные налоговому органу чеки кассового суммирующего аппарата последним не были приняты во внимание.

Вместе с тем, Верховный Суд отмечает, что постановлением экономического суда Брестской области  от 09.09.2019 по делу № 51-9Ап/2019 (которое вступило в законную силу с момента принятия постановления Верховного Суда Республики Беларусь от 21.10.2019 по делу № 51-9Ап/2019/186Жн)  директор ООО «А» Т., которая и осуществляла закупки продукции и не оформляла документы по бухгалтерскому учету надлежащим образом, была привлечена к административной ответственности  в виде штрафа в размере пяти базовых величин.

В связи с чем, Верховный Суд приходит к выводу, что  привлечение должностного лица ООО «А» за совершенное административное правонарушение  является достаточным для общества в целом, и обеспечивает достижение целей административной ответственности.

Верховный Суд учитывает это обстоятельство и считает, что правонарушение, совершенное ООО «А» может быть   признано малозначительным, поскольку данным правонарушением причинен незначительный вред охраняемым КоАП правам и интересам.

В соответствии с частью 1 статьи 8.2 КоАП лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности в случае признания совершенного административного правонарушения малозначительным.

Согласно пункта 18 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25.09.2014 N 15 "О применении судами норм Общей части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях"  суд вправе освободить  юридическое лицо от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного правонарушения, если будет установлено, что данным правонарушением причинен незначительный вред охраняемым КоАП правам и интересам.

При таких обстоятельствах постановление экономического суда Брестской области от 12.09.2019 подлежит отмене, а производство по делу прекращению.

Руководствуясь статьями 12.8 – 12.10. Процессуально – исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление экономического суда Брестской области от 12.09.2019 по делу № 36-7Ап/2019 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «А» к административной ответственности  по части 4 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Постановление вступает в законную силу немедленно после его вынесения, может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 12.11 ПИКоАП Республики Беларусь.

Судья                                      

В очередном выпуске

Мониторинг СМИ

Google переводчик