Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

+375 (17) 308-25-01

+375 (17) 215-06-00

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

Актуально

  3982 26 июня 2020  998 22 июня 2020  918 22 июня 2020  303 16 июня 2020  1387
"Если абстрагироваться от правовых терминов, я бы назвал правосудие завтрашнего дня понятным обществу, умным, исполнимым, современным с точки зрения технологических возможностей. Это правосудие с человеческим лицом. Менее конфликтное, примирительное, связанное с медиацией, третейскими возможностями. Правосудие, которое не ассоциировалось бы с какими-то карательными функциями, а, наоборот, суды воспринимались бы людьми как место, где защитят их права, рассудят по закону и справедливости", - В.О.Сукало
11 июня 2020  1477

Постановление Верховного Суда Республики Беларусь от 10.09.2019 по делу № 71-12ап/2019/148Жн

30 сентября 2019  511

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении

                                       10.09.2019                                               

Дело № 71-12ап/2019/148Жн

г. Минск

Верховный Суд Республики Беларусь в составе судьи, рассмотрев в открытом судебном заседании  жалобу  Глубокской межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира на постановление экономического суда  Витебской области  от 23.07.2019 о прекращении дела об административном правонарушении, предусмотренном  частью 3 статьи 15.35 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в отношении производственно-строительного закрытого акционерного общества «Т», с участием представителей: от ПС ЗАО «Т» - адвоката Л. по доверенности от 16.01.2016, главного бухгалтера филиала П. по доверенности № 21 от 09.09.2019, от  органа, ведущего административный процесс – начальника отдела правового обеспечения Р.  по доверенности № 3/11 от 03.01.2019,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением экономического суда Витебской области  от 23.07.2019 прекращено дело об административном правонарушении по  части 3 статьи 15.35 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях  в отношении производственно-строительного закрытого акционерного общества «Т» ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

Глубокская межрайонная инспекция охраны животного и растительного мира просит отменить постановление суда о прекращении дела об административном правонарушении, ссылаясь на то, что состав административного правонарушения имеется, а выводы суда не соответствуют законодательству и фактическим обстоятельствам дела, а именно требование-накладная (форма 203-АПК), представленная ПС ЗАО «Т» не соответствует требованиям статьи 10 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности».

Представители   ПС ЗАО «Т» считают постановление суда законным. В судебное заседание были представлены дополнительные  материалы, свидетельствующие об оформлении первичных учетных документов и отражении их в бухгалтерском учете. Данные документы были приняты судом для рассмотрения жалобы в силу части 3 статьи 12.8 ПИКоАП Республики Беларусь.

Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителей,  суд пришел к следующему.

В соответствии со статьей 12.8 ПИКоАП Республики Беларусь при рассмотрении жалобы (протеста) суд, должностное лицо, уполномоченные рассматривать жалобу (протест), проверяют законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 09.07.2019 ПС ЗАО «Т» вменяется в вину совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.35 КоАП Республики Беларусь, выразившегося в нарушении правил ведения рыболовного хозяйства, а именно ПС ЗАО «Т» осуществляло  промысловый лов на арендованном озере  Глубокского района и не обеспечило оформление и учет выловленной рыбы в товарно-транспортной накладной. Нарушены пункты 80, 83 Правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 08.12.2005 № 580 «О некоторых мерах по повышению эффективности рыбохозяйственной деятельности, совершенствованию государственного управления ею» (далее-Правила).

Суд прекратил производство по делу об административном правонарушении по основанию отсутствия в деянии ПС ЗАО «Т» состава вмененного административного правонарушения, сославшись то, что не допущено нарушение правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства, поскольку хозяйственная операция по перемещению выловленной рыбы оформлена 21.06.2019 требованием-накладной (форма 203-АПК) с учетом норм абзаца шестого части восьмой пункта 1 Инструкции   о порядке заполнения товарно-транспортной накладной и товарной накладной, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2016 № 58 (далее – Инструкция № 58).

Однако судом неверно применены указанные им нормы законодательства и как следствие нормы КоАП Республики Беларусь, устанавливающие административную ответственность.

В соответствии со статьей 12.14-1 ПИКоАП Республики Беларусь  существенное нарушение настоящего Кодекса, неправильное применение норм, устанавливающих административную ответственность, является основанием к отмене не вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

           В соответствии с частью 1 пункта 80 Правил общее количество выловленной рыбы указывается прописью в тоневом журнале и товарно-транспортной накладной.

Согласно пункта 83 Правил  перемещение выловленной рыбы, не учтенной в тоневых журналах и товарно-транспортных накладных, за исключением ее перевозки в рыболовных угодьях во время лова в маломерных судах, непосредственно используемых для промыслового лова рыбы, запрещается.

        Из материалов дела видно, что арендатором рыболовных угодий является юридическое лицо ПС ЗАО «Т», которое осуществляет промысловое рыболовство и им не соблюдены установленные для арендаторов рыболовных угодий нормы вышеназванных Правил в части перемещения выловленной рыбы без оформления товарно-транспортной накладной.

       Доводы ПС ЗАО «Т» об оформлении требования-накладной (форма 203-АПК), что, по их мнению, является надлежащим первичным документом, необоснованно приняты во внимание экономическим судом Витебской области.

В соответствии с пунктом 2  статьи 10 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» первичные учетные документы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, должны содержать следующие сведения: наименование документа, дату его составления; наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, являющегося участником хозяйственной операции; содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях; должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи. Первичные учетные документы могут содержать иные сведения, не являющиеся обязательными.

Из представленных в Верховный Суд дополнительных материалов об утверждении форм первичных учетных документов следует, что вышеназванная требования-накладная (форма 203-АПК) утверждена была ни самим юридическим лицом, а также не соблюдены требования, предъявляемые к первичному учетному документу. Таким образом, данный документ  не соответствует ни статье 10 вышеназванного Закона, ни Инструкции № 58.

Кроме того, из представленной Верховному Суду видеозаписи, сделанной во время проведения проверки органом, ведущим административный процесс, видно, что транспортировка выловленной рыбы была с участием автомобиля Рено Логан, что также было отражено  в протоколе осмотра от 21.06.2019.

Верховный Суд приходит к выводу, что по делу дана неправильная правовая оценка административному правонарушению, что в силу статьи 12.8 ПИКоАП служит основанием для отмены обжалованного постановления. В соответствии с данной статьей дополнительные материалы могут послужить основанием для изменения постановления по делу об административном правонарушении или его отмены с прекращением дела об административном правонарушении в случае, когда содержащиеся в дополнительных материалах сведения не требуют проверки и оценки судом, вынесшими постановление по делу об административном правонарушении.

       Оценивая совершенное  административное правонарушение с точки зрения фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу о применении статьи 8.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Малозначительным признается правонарушение, формально содержащее признаки деяния, предусмотренного КоАП, которое не причинило и по своему содержанию не могло причинить значительного вреда охраняемым КоАП интересам.

Согласно части 7 статьи 4.2 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях административная ответственность должна быть справедливой и гуманной, то есть административное взыскание должно назначаться с учетом характера и вредных последствий совершенного административного правонарушения, обстоятельств его совершения.

        Санкция части 3 статьи 15.35 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусматривает штраф на юридическое лицо от ста до пятисот  базовых величин. Применение даже минимального штрафа   является чрезмерным, поскольку совершенное деяние – составление сопроводительного документа с нарушением установленной формы не причинило вреда охраняемым настоящим Кодексом правам и интересам. При этом суд также принимает во внимание небольшое количество выловленной рыбы - 14 кг, а также то, что ее количество по видам было внесено в тоневой журнал до начала проверки. В связи с чем, следует освободить производственно-строительное закрытое акционерное общество «Т» от административной ответственности, признав  совершенное административное правонарушение малозначительным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 12.8 – 12.10, 12-14-1 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

         Жалобу Глубокской межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира удовлетворить.

Постановление экономического суда Витебской области от 23.07.2019 по делу об административном правонарушении № 71-12Ап/2019 в отношении производственно-строительного закрытого акционерного общества «Т» отменить.

Освободить производственно-строительное закрытое акционерное общество «Т» от административной ответственности, признав  совершенное административное правонарушение малозначительным.

Дело  № 71-12 АП/2019 об административном правонарушении в отношении производственно-строительного закрытого акционерного общества «Т» прекратить, ввиду признания малозначительным деяния, содержащего признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.35 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Постановление вступает в законную силу немедленно после его вынесения, может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 12.11 ПИКоАП Республики Беларусь.

Судья

В очередном выпуске

Мониторинг СМИ

Google переводчик