Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

+375 (17) 308-25-01

+375 (17) 215-06-00

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

Постановление Верховного Суда Республики Беларусь от 15.01.2020 по делу № 735-7ап/2019/264Жн

22 января 2020  185

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении

                                                 15.01.2020                                                  

Дело № 735-7ап/2019/264Жн

г. Минск

Верховный Суд Республики Беларусь в составе судьи, рассмотрев в открытом судебном заседании  жалобу Минской региональной таможни на постановление экономического суда города Минска от 28.11.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном  частью 4 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, поступившее в отношении специалиста по внешнеэкономической деятельности общества с ограниченной ответственностью «Г» М., с  участием представителей органа, ведущего административный процесс –  главного инспектора отдела таможенных расследований Е. по доверенности № 03-2/1364 от 14.01.2020, старшего инспектора отдела таможенных расследований Т. по доверенности № 03-2/241 от 04.01.2020,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением экономического суда города Минска от 28.11.2019 производство по делу об административном правонарушении  в отношении специалиста по внешнеэкономической деятельности ООО «Г» М. по части 4 статьи 12.17 КоАП  Республики Беларусь прекращено ввиду отсутствия в деянии состава административного правонарушения.

Минской региональной таможней подана жалоба, в которой указано о неправильном применении судом норм, устанавливающих административную ответственность.

 Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителей органа, ведущего административный процесс,  суд пришел к следующему.

В соответствии со статьей 12.8 ПИКоАП Республики Беларусь при рассмотрении жалобы (протеста) суд, должностное лицо, уполномоченные рассматривать жалобу (протест), проверяют законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 12.11.2019 специалисту по внешнеэкономической деятельности ООО «Г» М., который является ответственным должностным лицом по оформлению транспортных и грузосоповодительных документов, вменяется в вину совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.17 КоАП Республики Беларусь, выразившегося  в отпуске товара «цветы свежие срез» общим весом 12 720 кг 07.06.2019 без наличия  транспортных документов (международной товарно-транспортной накладной «CMR»)  и грузосопроводительного документа – оригинала первого экземпляра товарной накладной.

Из материалов дела усматривается, что при остановке 07.06.2019 в 16 час. 00 мин. транспортного средства рег. номер В768ЕВ178/ВН633478 водителем перевозчика СП ЗАО «П» была представлена ксерокопия первого экземпляра товарной накладной№ 2066977  на перевозимый товар, CMR-накладной представлено не было.   Груз перевозился от грузоотправителя ООО «Г» г. Минск в адрес получателя ООО «И» г. Москва.

 Вывод экономического суда города Минска о том, что отсутствие транспортных документов и грузосопроводительного документа (оригинала первого экземпляра товарной накладной) у перевозчика по причине не выдачи его грузоотправителем - ООО «Г» не противоречит подпункту 1.15 пункта 1 статьи 22 Налогового кодекса Республики Беларусь, является необоснованным и сделан  без учета требований, предусмотренных  статьей 40, 41 Закона Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее- Закон).

Статья 40 Закона предписывает, что для выполнения автомобильной перевозки груза товарного характера оформляются товарно-транспортная накладная или CMR-накладная. Транспортные документы оформляются в порядке, установленном Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

В силу статьи 41 Закона грузоотправитель обязан обеспечить предоставление автомобильному перевозчику грузосопроводительных документов, оформленных надлежащим образом, и несет ответственность за их непредоставление в полном объеме.

Пунктом 22 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь  от 30.06.2008 № 970  (далее – Правила) предусмотрено, что к грузосопроводительным документам, которые грузоотправитель обязан передать (обеспечить передачу) автомобильному перевозчику, относится первый экземпляр товарной накладной (при автомобильной перевозке грузов товарного характера, вывозимых за пределы территории Республики Беларусь в государства – члены Евразийского экономического союза), оформленной в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В пункте 340 Правил указано, что водитель, выполняющий автомобильные перевозки грузов, в зависимости от вида перевозки и перевозимого груза должен иметь полученные от грузоотправителя транспортные и грузосопроводительные документы, указанные в пункте 22 настоящих Правил.

В этой связи подпункт 1.15 пункта 1 статьи 22 Налогового кодекса Республики Беларусь не может расцениваться как освобождающий грузоотправителя от выполнения  указанной обязанности и позволяющий автомобильному перевозчику начать транспортировку товара без наличия соответствующих документов, необходимых для сопровождения транспортировки товара.

        Из изложенного следует, что суд неправомерно прекратил дело об административном правонарушении в отношении должностного лица ООО «Г» М. за отсутствием в деянии состава правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.17 КоАП Республики Беларусь.

В соответствии со статьей 12.14-1 ПИКоАП Республики Беларусь  существенное нарушение настоящего Кодекса, неправильное применение норм, устанавливающих административную ответственность, является основанием к отмене не вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

        Судом неверно применены указанные им нормы КоАП и ПИКоАП Республики Беларусь.

При наличии указанных обстоятельств постановление суда подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение, при котором надлежит дать оценку обстоятельствам вменяемого административного правонарушения и материалам дела и вынести постановлением в соответствии с нормами законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 12.8 – 12.10. Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление экономического суда города Минска от 28.11.2019 о прекращении производства по делу об административном правонарушении № 735-7Ап/2019  в отношении специалиста по внешнеэкономической деятельности общества с ограниченной ответственностью «Г» М. ввиду отсутствия в деянии состава административного правонарушения отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в экономический суд города Минска.

Судья                                                                                     

В очередном выпуске

Мониторинг СМИ

Google переводчик