Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

+375 (17) 226-12-06

+375 (17) 327-12-25

г. Минск, ул. Ленина, 28

г. Минск, ул. Володарского, 8

Расписание заседаний

Состоялось заседание Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, посвященное судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного транспортными средствами

29 июня 2018

29 июня 2018 года состоялось заседание Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, посвященное судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного транспортными средствами.

Сегодня очевидны возрастающее число транспортных средств, находящихся в частной собственности граждан, увеличивающаяся интенсивность эксплуатации автомобильного транспорта в целом да и тот факт, что автомобиль как источник повышенной опасности может стать причиной дорожно-транспортных происшествий, влекущих причинение вреда как жизни и здоровью граждан, так и имуществу физических и юридических лиц. В этой связи наличие четких правовых норм, гарантирующих защиту пострадавших в результате ДТП лиц, а также их правильное понимание и применение судами чрезвычайно важно.

Напомним, что обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств за вред, причиненный в результате ДТП физическим либо юридическим лицам, введено в нашей стране Декретом Президента Республики Беларусь от 19 февраля 1999 года № 8 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Введение обязательного страхования в значительной степени решило проблему возмещения вреда потерпевшим от негативных последствий ДТП.

Указом Президента Республики Беларусь от 19.02.1999 № 100 было создано Бюро по транспортному страхованию и утверждено Положение о порядке и условиях проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Для разъяснения основных вопросов, возникающих в ходе складывающейся судебной практики, в 2004 году Пленумом было принято постановление № 9 «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного транспортными средствами», в которое трижды вносились изменения и дополнения ввиду изменения законодательства: постановлениями от 28.09.2005 № 10, от 21.12.2006 № 12, от 29.03.2012 № 2.

Впоследствии в целях совершенствования государственного регулирования страховой деятельности Президентом Республики Беларусь был принят Указ № 530 об утверждении Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, в котором в том числе определялись порядок и условия проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

В 2014 году законодательство, регулирующее отношения по обязательному страхованию, претерпело значительные изменения. С 1 июля 2014 года Положение действует в новой редакции, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 14.04.2014 № 165. Глава 13 регулирует порядок и условия осуществления данного вида обязательного страхования.

В частности, Указом № 165 внесены следующие основные изменения по обязательному страхованию:

  • перечень ТС, гражданская ответственность владельцев которых подлежит обязательному страхованию, дополнен мопедами и квадрациклами;
  • установлены размеры страховых взносов для электромобилей;
  • предусмотрена уплата страхового взноса в два этапа при заключении договора комплексного внутреннего страхования;
  • предоставлена возможность уплаты страхового взноса по договорам страхования "Зеленая карта", распространяющим свое действие только на территорию Российской Федерации, наряду со свободно конвертируемой валютой в российских рублях;
  • установлено право страховщика на взыскание со страхователя недоплаченной части страхового взноса в связи с увеличением страхового риска путем оформления исполнительной надписи у нотариуса и исключение нормы о возможности суброгации в данном случае;
  • упрощена процедура получения потерпевшим страховых выплат за причиненный в ДТП вред, при наличии у него договора добровольного страхования имущества, в том числе добровольного страхования наземных транспортных средств;
  • увеличен размер страховой выплаты при оформлении ДТП без вызова ГАИ с 200 до 400 евро;
  • сняты ограничения в размере трехкратного лимита ответственности при причинении в ДТП вреда нескольким потерпевшим;
  • потерпевшему предоставлена возможность получения страхового возмещения в размере фактических расходов, понесенных на ремонт поврежденного транспортного средства, за вычетом стоимости обновления деталей.

Государственное регулирование обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств постоянно совершенствуется. Свои коррективы вносит и судебная практика. Обобщение накануне нынешнего заседания Пленума практики рассмотрения судами дел о возмещении вреда, причиненного транспортными средствами, показало, что судами в основном правильно применяются нормы законодательства о возмещении вреда, а также об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Вместе с тем иногда в практике судов возникают отдельные вопросы, связанные как с определением круга заинтересованных по таким делам лиц, так и с порядком и условиями страховых выплат потерпевшим в ДТП.

В ходе изучения судебной практики выявлено, что наиболее распространенными являются гражданские дела по суброгационным искам страховщиков, Белорусского бюро по транспортному страхованию – то есть о взыскании выплаченных сумм страхового возмещения и сопутствующих расходов – к лицу, ответственному за причинение вреда. Такие дела составляют – гражданские 94,7%; экономические споры – 84,8% от числа изученных.

В ходе заседания Пленума Верховного Суда обсуждены результаты обобщения судебной практики рассмотрения судами дел о возмещении вреда, причиненного транспортными средствами, проанализировано применение нового законодательства, судам даны необходимые разъяснения. Соответствующие коррективы внесены в действующее постановление.

Объем необходимых изменений обусловлен развитием законодательства в данной сфере, а дополнения, вносимые в постановление, – типичными вопросами, возникающими в судебной практике. В принятом постановлении Пленума максимально сохранены основная структура действующего постановления Пленума Верховного Суда  Республики Беларусь от 24 июня 2004 года № 9 «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного транспортными средствами» и уже апробированные судебной практикой подходы к рассмотрению дел данной категории. При этом, как и прежде, суды ориентированы на обеспечение максимальной защиты прав и законных интересов лиц, пострадавших в результате ДТП.

СМИ о работе Пленума

О том, как возмещается ущерб, причиненный здоровью или имуществу граждан при ДТП, а также о судебной практике по таким делам накануне Пленума Верховного суда корреспонденту БЕЛТА рассказал судья, секретарь пленума Александр Паутов.

Пленуму Верховного Суда предстоит рассмотреть важный для многих из нас вопрос: судебную практику по делам о возмещении вреда, причиненного транспортными средствами. Его актуальность в беседе с корреспондентом «СБ» оценивает судья судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Валентина КУЛИК.

ВС будет ориентировать суды на максимально оперативное возмещение вреда при ДТП

Действующее постановление по вопросам возмещения вреда при ДТП будет дополнено изменениями

Пленум Верховного суда будет ориентировать суды на максимально оперативное возмещение вреда при ДТП. Об этом заявил заместитель председателя Верховного суда, председатель судебной коллегии по гражданским делам Андрей Забара перед заседанием пленума Верховного суда по делам о возмещении вреда, причиненного транспортными средствами

ВС будет ориентировать суды на максимально оперативное возмещение вреда при ДТП

В очередном выпуске

Мониторинг СМИ

Google переводчик