Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

+375 (17) 308-25-01

+375 (17) 215-06-00

г. Минск, ул. Орловская, 76

Расписание заседаний

Международная конференция «Конституционный контроль: современные тенденции развития и совершенствования» прошла в Минске

27 июня 2014

Международная Конференция, приуроченная к двадцатилетию Конституционного Суда Республики Беларусь, собрала широкий круг участников.

Среди них представители Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии), председатели конституционных судов Армении, Казахстана, Грузии, Турецкой Республики, Болгарии, Азербайджана, судьи конституционных судов Российской Федерации, Таджикистана, Венесуэлы, других стран.

В работе международной конференции также приняли участие некоторые руководители государственных органов власти и управления, академического сообщества Беларуси.

Председатель Верховного Суда Республики Беларусь  выступил с докладом «Эффективность защиты прав и свобод граждан судами общей юрисдикции».

Доклад Председателя Верховного Суда Республики Беларусь Валентина Олеговича Сукало

Уважаемые коллеги,
уважаемые гости!

Позвольте от имени судейского корпуса приветствовать вас на международной конференции, посвященной 20-летию Конституционного Суда Республики Беларусь.

Высокий уровень присутствия здесь лучших ученых и практиков, руководителей высших судов иностранных государств, несомненно, придает особую значимость данной конференции, и будет способствовать ее успешной работе.

Правовая система белорусского государства построена таким образом, что четко определенная и не пересекающаяся компетенция Конституционного и Верховного Суда не предполагает каких-то правовых конфликтов или коллизий.

Напротив, разумное профессиональное взаимодействие и сотрудничество является гарантом стабильности, законности и высокого уровня правопорядка в нашей стране на протяжении 20 лет.

Прошедший 2013 год для белорусского правосудия является знаковым, определившим не только перспективы совершенствования судебной системы, но и, в целом, вошедшим в историю развития белорусской государственности.

Принятый Президентом страны в конце прошлого года блок нормативных актов серьезно изменил построение и структуру судебной системы Республики Беларусь, передал ей новые функции и полномочия.


С 1 января этого года в нашей стране создана единая система судов общей юрисдикции, в которую вошли общие и хозяйственные суды под руководством высшего судебного органа по разрешению гражданских, уголовных, административных и экономических дел – Верховного Суда.


Эти изменения не коснулись Конституционного Суда Республики Беларусь, который по-прежнему занимает особое положение в судебной ветви власти, является специализированным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим конституционное правосудие.

Практика работы в первом полугодии показала, что выбранная организационная структура судов Республики Беларусь себя полностью оправдывает. Соответствие ее административно-территориальному делению страны делает судебную систему Беларуси простой, понятной и доступной каждому гражданину.

Подобное объединение не представлялось возможным реализовать без решения ещё одного очень важного вопроса – выбора оптимальной модели судебного администрирования и обеспечения.

На протяжении ряда лет этими вопросами занималась исполнительная власть в лице Министерства юстиции и его органов. Однако как показывает международный опыт, наиболее эффективным и приемлемым является вариант, когда все функции судебного администрирования и обеспечения выполняют специальные структурные подразделения в вышестоящих судах.

Поэтому с начала текущего года Верховный Суд был наделен полномочиями по организационному, кадровому, финансовому и материально-техническому обеспечению правосудия, устранив зависимость от органов исполнительной власти.

В настоящее время мы вправе самостоятельно и рационально использовать финансовые средства, выделяемые государством на функционирование судов, активно влиять на кадровую политику и поддержание профессионального уровня судей, в целом более эффективно обеспечивать организацию работы судебной системы.

Одновременно, для улучшения механизма исполнения судебных решений при Министерстве юстиции создана новая служба принудительного исполнения с единой организационной структурой и ведомственной подчиненностью.

Нецелесообразным было признано также существование в стране органов «военного правосудия», поэтому с 1 июля текущего года мы упраздняем военные суды.

С целью совершенствования судебной деятельности, повышения качества, открытости и доступности правосудия в 2011-м году Главой государства утверждено Послание о перспективах развития системы судов общей юрисдикции.
По существу этот документ представляет собой план мер по реформированию судебной системы, рассчитанный на пятилетний период, третий этап судебно-правовой реформы.

Оно охватывает многие сферы деятельности не только судов, но и правоохранительных органов Беларуси, определяет основные направления государственной судебно-правовой политики.

Сегодня можно констатировать, что благодаря оперативным и согласованным действиям основных исполнителей данного Послания, путем принятия ряда законодательных и организационных мер нам удалось снять напряженность и интенсивность судебной деятельности, улучшить качество и оперативность отправления правосудия в Республике Беларусь.

Так, в 2011 году в нашей стране состоялась передача из судов в ведение нотариусов приказного производства, а также в органы ЗАГС гражданских дел о расторжении брака супругов, не имеющих несовершеннолетних детей и споров об имуществе.

Расширены полномочия судов второй инстанции, которую в нашей стране представляют суды областного звена, путем предоставления возможности в кассационном порядке выносить новое решение по делу без направления его для повторного судебного разбирательства в нижестоящий суд.

В Гражданский процессуальный кодекс внесены нормы о заочном производстве и по данному вопросу принято соответствующее постановление Пленума Верховного Суда.

С целью досудебного урегулирования споров граждан и юридических лиц в нашей стране действует Закон Республики Беларусь «О медиации» и принятые в его развитие изменения в процессуальное законодательство.
Введена также альтернативная подведомственность по ряду категорий дел об административных правонарушениях.

Эти новшества не могли не сказаться на улучшении качества работы судов, а в конечном итоге и на повышении уровня судебной защиты прав и интересов граждан.
В результате объемы уголовного правосудия в нашей стране были сокращены на 26%, гражданского на 40% и административного на 10% и эта положительная тенденция продолжается.

Активное применение элементов апелляции в уголовном и гражданском процессе позволило на 40% сократить число повторного рассмотрения дел по первой инстанции.

Кроме того, в целях повышения оперативности и качества отправления правосудия, своевременной и эффективной защите прав граждан мы пошли по пути разумной процессуальной экономии, избавления от не обязательных элементов судебного процесса, упрощения судебных процедур.

В результате мы освободили судей и стороны по делу от выполнения ряда формальных действий, не влияющих на степень защищенности нарушенного права.

В частности, мотивировочная часть решения суда по результатам рассмотрения гражданских споров нашими судьями составляется не по всем делам, а лишь в случаях, предусмотренных законом. Например, по требованию одной из сторон или в случае обжалования в вышестоящий суд.

В уголовном процессе устранена возможность возвращения дела для производства дополнительного расследования, введена процедура ускоренного производства по некоторым составам преступлений, предусмотрено единоличное рассмотрение большинства уголовных дел и с согласия сторон право провозглашать только резолютивную часть приговора.

Кроме того, в случае признания обвиняемым своей вины и когда сделанное признание не оспаривается какой-либо из сторон и не вызывает сомнений, суд наделен правом ограничиться исследованием лишь тех доказательств, на которые укажут стороны, либо объявить судебное следствие законченным и перейти к судебным прениям.

Подобные меры привели к своим положительным результатам оптимизации судебной нагрузки и достижении разумной процессуальной экономии, сказались на повышении оперативности восстановления нарушенных прав граждан, защите их интересов.
Изменение подходов судей к качеству и полноте досудебной подготовки позволили на 22% снизить количество отложений слушанием по гражданским делам, и практически на 6,7% – по уголовным.

Сегодня белорусские судьи составляют полные судебные решения только по 3% гражданских споров, по 25% уголовных дел провозглашается только резолютивная часть приговоров, а свыше 45% уголовных дел рассматриваются в сокращенном порядке судебного следствия.

Кроме того, судами нашей страны обеспечена практика применения институтов освобождения от уголовной ответственности и прекращения уголовных дел в отношении лиц, совершивших впервые преступления, не относящиеся к категории тяжких или особо тяжких в случае полного возмещения ущерба, причиненного преступлением.

По этим основаниям в 2013 году только судами прекращены уголовные дела в отношении более 2 000 человек, а всего более 5 тысяч, что положительно отразилось на снижении уровня судимости в нашей стране.
В условиях нормальной криминогенной ситуации и динамики преступности, изменения ее структуры такие подходы серьезно оптимизировали меры уголовного наказания.

Экономическими судами Республики Беларусь в прошедшем году проведено более 9 тысяч примирительных процедур, из которых в 60% случаев стороны урегулировали спор и заключили соответствующее соглашение, что позволило уйти от потери времени в судебных разбирательствах, избавиться от дополнительных и неоправданных расходов.

Таким образом, принятые меры по совершенствованию судебной деятельности в Республике Беларусь позволили обеспечить процессуальную экономию, рационально использовать время судей, участников процесса, свидетелей и других лиц, не вызывать их без необходимости в суд и не подвергать психологическому воздействию друг на друга в ходе состязательного процесса.

Использование упрощенных процедур судопроизводства предоставило возможность больше времени уделить повышению профессионального уровня судей, более полно подготовить и качественно рассмотреть находящиеся в производстве сложные многотомные и объемные дела.
Обеспечению качественного рассмотрения основных категорий дел способствует обязательная специализация судей во всех крупных судах Республики Беларусь.

Опыт работы судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда – первого на постсоветском пространстве специализированного суда по рассмотрению указанной категории дел показал, что специализация в достаточной степени обеспечивает высокий уровень досудебной подготовки и рассмотрения дел, наработку и закрепление навыков организации судебных процессов с учетом их предметных особенностей и специфики.

Значительное место в работе судебной системы Республики Беларусь мы уделяем обеспечению доступности правосудия для широкого круга граждан как важной составляющей общего доверия к национальному правосудию.

Вышестоящими судами повышены требования к качеству процессуальных документов, препятствующим в доступе к правосудию, таким как об отказе в возбуждении дел и оставлении жалоб (заявлений) без движения, об отложении и приостановлении судебных разбирательств.

Положительные результаты принятия таких мер свидетельствует о том, что наши граждане все более оперативно получают судебную защиту, доступный уровень судебной помощи, причем около 96% лиц из числа обратившихся получают удовлетворение своих требований.

Это значит, что конституционная норма о праве граждан на судебную защиту получает в нашей стране свою полную реализацию.

Уровень компетентности судейского корпуса, высокая восприимчивость к новым прогрессивным идеям дают основания утверждать, что судебная власть в Республике Беларусь будет и в дальнейшем развиваться в соответствии с потребностями общества, обеспечивая безусловную защиту прав и законных интересов гражданина, интересов белорусского государства.


В заключение руководитель системы судов общей юрисдикции еще раз поздравил Конституционный Суд Республики Беларусь с 20-летим со дня образования, пожелав судьям и сотрудникам больших профессиональных успехов и достижений в работе на благо Отечества, преданности благородному делу служения Закону и справедливости.

Конференция завершила свою работу 29 июня.

В очередном выпуске

Мониторинг СМИ

Google переводчик