Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

+375 (17) 308-25-01

+375 (17) 215-06-00

г. Минск, ул. Орловская, 76

Расписание заседаний

Еще один шаг на пути совершенствования процесса отправления правосудия

12 июня 2015

11 июня 2015 года состоялось очередное заседание седьмой сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, на котором депутатский корпус рассмотрел 4 законопроекта в первом чтении, 8 –– во втором, в том числе 5 –– о ратификации международных соглашений, а также принял к сведению Декрет Президента Республики Беларусь.

На рассмотрение депутатов был представлен проект Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые кодексы Республики Беларусь», докладчиком по которому выступил Председатель Верховного Суда Республики Беларусь В.О. Сукало.

В законопроекте предусмотрена корректировка норм семи кодексов. Разработка проекта осуществлялась в соответствии с планом подготовки законопроектов на 2014 год. Отдельные изменения, которые предложены проектом, связаны с принятием Президентом Республики Беларусь в ноябре 2013 года законодательных актов, направленных на совершенствование судебной системы. Кроме того, в ходе подготовки проекта реализован ряд решений Главы государства, которые содержатся в Концепции совершенствования системы мер уголовной ответственности и порядка их исполнения, а также в Послании о перспективах развития системы судов общей юрисдикции Республики Беларусь.

Наконец, значительное количество положений проекта определены практикой применения норм кодексов.

Представляя законопроект на заседании Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Председатель Верховного Суда Республики Беларусь остановился на самых значимых из предлагаемых изменений.

В частности, в докладе отмечено, что наибольшее количество новелл вносится в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь.

В первую очередь, В.О. Сукало обратил внимание на дальнейшее расширение в уголовном процессе элементов апелляции. Речь идет об излагаемом в новой редакции разделе «Апелляционное производство», посвященном пересмотру не вступивших в законную силу приговоров, определений, постановлений.

Первый шаг на пути перехода от кассации к апелляционному производству сделан в 2012 году. Тогда в Уголовно-процессуальный кодекс были включены нормы, позволившие судам при пересмотре не вступивших в законную силу приговоров вносить в них изменения и окончательно разрешать по существу значительное количество дел. Одновременно у суда появилось право применять закон о более тяжком преступлении, увеличивать срок или размер наказания, если по этим основаниям на приговор подана жалоба потерпевшим или принесен протест прокурором.

Ежегодно указанные нормы позволяют в порядке кассационного производства изменять 300 – 350 приговоров, количество отмененных вердиктов уменьшилось, сократились расходы на повторное рассмотрение дел судами первой инстанции.

Председатель Верховного Суда обратил внимание, что в то же время при пересмотре дела в кассации суд по-прежнему ограничен в праве исследования и оценки доказательств. Если на стадии предварительного или судебного следствия была допущена ошибка, сегодня кассационная инстанция вынуждена отменять приговор и направлять дело на новое рассмотрение. Проект позволит изменить такое положение дел.

В частности, суду апелляционной инстанции предоставляется право исследовать и давать оценку доказательствам, которые имеются в деле, но не были исследованы судом первой инстанции. При необходимости суд также сможет оценивать доказательства, исследованные судом первой инстанции, но не получившие оценку в приговоре. Расширяются полномочия суда по назначению экспертизы при пересмотре дел.

С указанными изменениями связано предоставление суду апелляционной инстанции более широких возможностей по корректировке состоявшихся судебных решений.

В.О. Сукало подчеркнул, что главная цель, которая при этом достигается – повторное судебное разбирательство одних и тех же дел в нижестоящих судах будет носить лишь единичный характер. Это объективно сократит затраты на судебное производство, сделает более понятными и доступными процедуры пересмотра судебных решений в соответствии с общепризнанными стандартами.

В докладе также обращено внимание на новеллы проекта, направленные на дальнейшее развитие института ускоренного производства в уголовном процессе.

В частности, уточняется круг дел, по которым может быть постановлен приговор без проведения судебного разбирательства и вызова сторон. Это – дела о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности, по которым обвиняемый полностью признает свою вину и гражданский иск, если он предъявлен.

Предусматривается возможность подачи обвиняемым и другими лицами возражений на приговор, который вынесен без судебного разбирательства. Последствием таких возражений является безусловная отмена приговора судьей, его постановившим, и передача дела другому судье для назначения дела к судебному разбирательству.

Одной и важных новелл проекта является предложенное изменение подхода к применению судом принудительных мер воспитательного характера в отношении несовершеннолетнего, совершившего преступление, не представляющее большой общественной опасности, или впервые совершившего менее тяжкое преступление. Такой несовершеннолетний будет освобождаться от уголовной ответственности, если суд придет к выводу, что он может быть исправлен без применения мер уголовного наказания. Сегодня суд при таких обстоятельствах выносит обвинительный приговор.

Председатель Верховного Суда Республики Беларусь в числе других изменений и дополнений Уголовно-процессуального кодекса также выделил:


●установление запрета на истребование дела из суда со дня назначения судебного разбирательства и до вступления приговора в законную силу;


●уточнение права суда на изменение квалификации преступления в сторону смягчения;


●расширение перечня дел, относящихся к делам частного обвинения (хищение путем использования компьютерной техники);


●определение срока на ознакомление с протоколом судебного заседания (10 суток с момента окончания судебного заседания);


●закрепление порядка и особенностей использования систем видеоконференцсвязи в уголовном процессе;


●возложение на органы прокуратуры функции по обеспечению участия в судебном заседании потерпевших и свидетелей обвинения.

Также в докладе отмечена предусмотренная проектом корректировка норм Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Среди таких изменений названы:


●расширение перечня противоправных действий, за совершение которых к уголовной ответственности подлежат привлечению лица в возрасте от 14 до 16 лет (хищение с использованием компьютерной техники, уклонение от отбывания наказания в виде ограничения свободы);


●ужесточение ответственности за истязание, совершенное в отношении престарелого лица.

Проектом также предлагается расширить практику применения штрафа за уголовно наказуемые деяния, в частности за кражу, совершенную повторно, либо группой лиц, либо с проникновением в жилище.

Кроме того, предусматривается введение административной преюдиции за присвоение авторства, а равно разглашение без согласия автора сущности изобретения до официальной публикации сведений о нем.

Одновременно в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях вводится более строгая административная ответственность за незаконное распространение или иное незаконное использование объектов авторского права, смежных прав или объектов права промышленной собственности.

Предлагаемое изменение, как отметил В.О. Сукало, позволит должным образом пресекать факты приобретения, хранения и перевозки в целях распространения контрафактных экземпляров произведений, записанных фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания. Это положительным образом должно повлиять на оценку зарубежными торговыми партнерами ситуации, сложившейся в области защиты интеллектуальной собственности в Республике Беларусь.

Особое внимание депутатов Председатель Верховного Суда обратил на положения проекта, которые призваны содействовать оптимизации процесса рассмотрения судами дел, а также последующего исполнения принятых решений.

Так, одно из предложений проекта по дополнению Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь касается расширения перечня требований, подлежащих рассмотрению в порядке приказного производства. В их число включаются требования, связанные со сделками, совершенными в простой письменной форме (при рассмотрении дел в отношении таких сделок в качестве доказательств принимаются только письменные документы).

Данная мера позволит значительно уменьшить нагрузку на районные (городские) суды в части рассмотрения дел в исковом порядке, а также оптимизировать процедуру реального взыскания бесспорной задолженности.

В.О. Сукало также обратил внимание на предлагаемую проектом в целях обеспечения процессуальной экономии корректировку норм Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в части расширения перечня случаев, когда составление протокола в судебном заседании является необязательным (правонарушитель признает вину и не возражает против рассмотрения дела в его отсутствие).

Кроме того, в Уголовно-исполнительном кодексе Республики Беларусь корректируются нормы в части уточнения органа, исполняющего наказания в виде штрафа и конфискации имущества.

В заключение своего выступления В.О. Сукало отметил, что представленный на рассмотрение депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь проект содержит положения, которые позволят значительно улучшить организацию рассмотрения судами дел. Причем это будет сделано без каких-либо дополнительных затрат на финансирование судебной системы. Практическая реализация предлагаемых проектом изменений и дополнений станет еще одним шагом на пути совершенствования процесса отправления правосудия.

В очередном выпуске

Мониторинг СМИ

Google переводчик