Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

+375 (17) 308-25-01

+375 (17) 215-06-00

г. Минск, ул. Орловская, 76

Расписание заседаний

В Минске состоялось расширенное заседание Президиума Верховного Суда Республики Беларусь

11 февраля 2015

11 февраля на расширенном заседании Президиума Верховного Суда Республики Беларусь подведены итоги работы судов общей юрисдикции в 2014 году и определены задачи по дальнейшему повышению эффективности судебной деятельности.

В заседании приняли участие руководство Верховного Суда Республики Беларусь во главе с Председателем, а также судьи, руководители структурных подразделений аппарата Верховного Суда, председатели областных (Минского городского) судов, экономических судов областей (города Минска), председатели районных судов республики, судьи, повышающие квалификацию в ИППК.

В качестве приглашенных расширенное заседание Президиума посетили Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь П.П. Миклашевич, Генеральный прокурор Республики Беларусь А.В. Конюк, заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь В.В. Мицкевич, председатель Следственного комитета Республики Беларусь В.П. Шаев, Министр юстиции Республики Беларусь О.Л. Слижевский, Председатель Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь А.И. Швед.

Докладчиком по основному вопросу выступил Председатель Верховного Суда Республики Беларусь В.О. Сукало.

Анализируя итоги и результаты работы за прошедший год, можно сделать вывод о том, что проводимая в стране судебно-правовая реформа принесла позитивные результаты, а выбранная стратегия и модель национального правосудия является правильной. Сохраняя главные конституционные принципы построения судебной системы – территориальности и специализации, удалось сблизить все сферы правосудия – уголовное, гражданское, административное и экономическое. Сегодня все эти направления находятся под единым организационным и судебным контролем – Верховного Суда Республики Беларусь, что позволяет максимально синхронизировать судебную практику при применении различными судами одних и тех же норм гражданского, административного, таможенного, налогового, финансового законодательства. В результате глубоких структурных, организационных и функциональных преобразований, объединения кадровых и материально-технических ресурсов общих, хозяйственных и военных судов созданы необходимые условия для ее дальнейшего развития, повышения эффективности и качества судебной деятельности.


В условиях становления судебной системы в ее новом качестве судами обеспечивалась открытость и доступность правосудия, законность при рассмотрении большинства дел. В 2014 году не допущено случаев необоснованного осуждения граждан. Сохранились в целом взвешенные подходы к назначению наказания по уголовным делам, применению институтов освобождения от уголовной ответственности. Увеличение в этот период объемов уголовного, гражданского и экономического правосудия не вызывало снижения его качества. Более половины судов не допустили нарушений сроков рассмотрения дел. Совершенствуется работа судебных коллегий областных судов. Расширяется практика окончательного разрешения уголовных и гражданских дел судом второй инстанции без передачи дел на новое разбирательство в нижестоящие суды.

В целом это позволило повысить оперативность и экономичность правосудия, снизить нагрузку на стадии судебного надзора.

Возросла эффективность использования средств, направляемых на финансирование судебной системы. Так, в 2014 году введены в эксплуатацию три новые здания судов — Столинского, Ушачского и Воложинского районов, продолжено строительство зданий судов в г. Минске, г. Бресте, Гродненском и Слонимском районах.

Успешно реализуется разработанная Верховным Судом программа информатизации системы судов общей юрисдикции на 2014–2015 годы, продолжает обновляться Интернет-портал Верховного Суда Республики Беларусь, начато формирование электронной базы текстов судебных решений по отдельным категориям дел.

Вместе с тем судебная деятельность, организация правосудия требуют дальнейшего совершенствования.

В 2014 году отменены в кассационном, апелляционном, надзорном порядке приговоры в отношении 852 лиц, 1694 решения по гражданским делам и судебные постановления по 287 делам, рассмотренным экономическими судами (в 2013 году − 861, 1775 и 316 соответственно) и по административным делам. Поэтому в текущем году должна быть продолжена работа по дальнейшему улучшению качества правосудия.

Для отдельных судов остается актуальной задача повышения уровня организации и оперативности правосудия, качества подготовки дел к слушанию. Не изжиты случаи волокиты, необоснованных отложений и приостановлений судебных разбирательств. В отдельных судах существенного улучшения требуют работа аппарата, организация рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, качество исходящих документов.

В 2014 году в системе не удалось избежать случаев осуждения за коррупционные преступления. В связи с чем одним из ключевых условий обеспечения эффективности судебной деятельности остается совершенствование кадровой работы в судах всех уровней.

По итогам заседания Президиумом Верховного Суда Республики Беларусь принято постановление, определяющее основные задачи по дальнейшему повышению эффективности судебной деятельности.

Верховному Суду Республики Беларусь совместно с нижестоящими судами следует продолжить выполнение мероприятий по реализации положений Послания Президента Республики Беларусь о перспективах развития системы судов общей юрисдикции, направленных на совершенствование судебной деятельности, с учетом структурных, организационных и функциональных преобразований судебной системы.

Кроме того, необходимо выработать комплекс мер, направленных на повышение качества и эффективности работы с кадрами; уделить должное внимание совершенствованию работы с обращениями граждан в районных, областных и экономических судах; провести комплекс мероприятий организационно-методического характера по подготовке судебной системы к переходу от кассационного к апелляционному судопроизводству; обобщить практику применения примирительных процедур в судах, выработать рекомендации по их дальнейшему использованию в судебной деятельности; приступить к разработке и согласованию концепции программы информатизации судов общей юрисдикции на 2016−2020 годы; экономическим судам рекомендовано совершенствовать механизмы рассмотрения дел об экономической несостоятельности (банкротстве).

 

В очередном выпуске

Мониторинг СМИ

Google переводчик