Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

+375 (17) 308-25-01

+375 (17) 215-06-00

г. Минск, ул. Орловская, 76

Расписание заседаний

Пленумом Верховного Суда принято постановление по вопросам применения судами законодательства о признании и исполнении решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений

24 декабря 2014

23 декабря 2014 года Пленум Верховного Суда в целях обеспечения единства судебной практики и повышения качества осуществления правосудия в судах общей юрисдикции при рассмотрении дел о признании и исполнении на территории Республики Беларусь решений иностранных судов, арбитражей (третейских судов) принял соответствующее постановление.

Пленумом Верховного Суда обращено внимание судов на то, что строгое соблюдение порядка и сроков рассмотрения ходатайств о признании и разрешении принудительного исполнения судебных постановлений иностранных судов и решений иностранных арбитражей (третейских судов), а также заявлений о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений на территории Республики Беларусь, способствует повышению международного авторитета государства, является гарантией исполнения международных обязательств в области защиты прав граждан и организаций.

Мнение о важности и своевременности принятого постановления Пленума Верховного Суда в интервью газете «Рэспубліка» высказал заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, председатель судебной коллегии по гражданским делам Андрей Забара.

 

Почему признание иностранных судебных решений важно

Рост количества судебных споров, участниками которых выступают граждане и субъекты хозяйствования разных государств обусловлен вполне понятной логикой развития современного глобального общества. Беларусь через различные международные коммуникации в сфере экономики, культуры, науки и т.д. интенсивно интегрируется в мировое пространство. Поэтому вопрос о правильном и своевременном разрешении споров о признании и исполнении иностранных судебных решений актуален в формировании имиджа нашего государства. Правильное и своевременное разрешение таких споров в белорусских судах повышает доверие к национальной судебной власти за рубежом и способствует укреплению стабильности международных экономических и гражданско-правовых отношений. В итоге, возрастает авторитет инвестиционная привлекательность Беларуси как государства, признающего и допускающего исполнение решений судов иностранных государств, тем самым гарантирующего исполнение международных обязательств в области защиты прав и законных интересов граждан и субъектов хозяйствования.

Основная цель – общие подходы

Как уже было отмечено, с 1 января 2014 года в нашей стране действует единая судебная система, возглавляемая Верховным Судом. Такая система требует обеспечения единых подходов к применению одного и того же законодательства при рассмотрении гражданских и экономических дел, в том числе, норм международных договоров. Ведь по сути, несмотря на некоторые отдельные различия, которые имеются в хозяйственном и гражданском процессах по вопросам признания и исполнения решений иностранных судов, принципиальные подходы и позиции весьма и весьма близки.

Проведенное перед заседанием Пленума обобщение судебной практики подтвердило актуальность данного вопроса. Судами на протяжении последних пяти лет в среднем за год рассматривается около 350 дел такого рода. Из принятых к производству ходатайств и заявлений около 80% удовлетворяются. Примерно 19% из оставшихся обжалуются. Цифры статистики говорят о том, что суды в основном правильно подходят к разрешению этой категории дел.

Еще раз повторю, что поскольку, независимо от сферы судопроизводства, суды республики ныне функционируют в рамках единой судебной системы, назрела необходимость дать им определенные универсальные рекомендации по разрешению вопросов признания и исполнения решений иностранных судов. Тем самым будет обеспечиваться единство судебной практики в применении норм международных договоров, что безусловно положительно скажется на повышении качества осуществления правосудия по данной категории дел.

Что представляет собой процедура признания и исполнения иностранных судебных решений

Хотелось бы пояснить читателям, что подразумевает под собой сама процедура признания и исполнения иностранного судебного решения. По сути, этой процедурой признания мы подтверждаем правомочность иностранного судебного решения и допускаем его исполнение на нашей территории наравне со своим собственным. То есть на тех же условиях, теми же судебными исполнителями, в том же порядке, как и решение национального суда.

Очень важно отметить, что при разрешении вопроса о признании решения иностранного суда своим определением о признании и исполнении суд Республики Беларусь изменять содержание решения иностранного суда не вправе. Не может он давать и оценку законности и обоснованности такого решения. Мы лишь проверяем соблюдение при рассмотрении и вынесении решения иностранным судом норм международных договоров. Такой подход соответствует общепризнанной международной практике и нашел отражение в проекте постановления Пленума.

Когда в признании и исполнении иностранного судебного решения может быть отказано

Ограничиваясь проверкой строгого соблюдения иностранным судом условий международного договора, суд выносит определение о признании и разрешении исполнения иностранного решения на территории нашего государства. Отказать в признании суд вправе лишь по основаниям, прямо предусмотренным условиями международного договора либо процессуальным законодательством.

Перечень оснований для отказа в признании и исполнении решений иностранных судов установлен международными договорами Республики Беларусь, а также статьей 5 Приложения 4 к ГПК и статьей 248 ХПК. Если применяемый международный договор содержит иные, по сравнению с национальным законодательством, основания для отказа, суд будет руководствоваться международным договором.

При наличии расхождений приоритет всегда отдается норме международного договора. Это общепризнанный принцип, закрепленный и в нашей Конституции, где говорится о признании Республикой Беларусь приоритета общепризнанных принципов международного права.
Также важно понимать, что обязательным условием признания и исполнения решений иностранных судов является наличие международного договора либо возможность реализации принципа взаимности. Иными словами, если этих условий нет, то и решение иностранного суда у нас в республике признано быть не может, а соответственно не может быть и разрешено к исполнению.

О порядке и сроках обращения в суд за решением о признании и исполнении иностранных судебных решений

В проекте постановления Пленума обращено внимание судов на некоторые отличия в порядке обращения в суд по данной категории дел в хозяйственном и гражданском процессе. Такие различия не носят принципиального характера и указание о них будет лишь нацеливать судей на тот порядок действий, который должен обеспечить своевременное и правильное разрешение спора. Еще до возбуждения дела судья обязан проверить, соответствует ли поступившее ходатайство (заявление при обращении в экономический суд) по форме и содержанию требованиям процессуального законодательства, приложены ли к нему необходимые документы. Если же выявлено несоответствие предъявленным законодательством требованиям, отсутствие необходимых официальных документов, или заверенного перевода на белорусский или русский язык, ходатайство или заявление о признании и исполнении решения иностранного суда рассматриваться не может и возвращается судьей без рассмотрения органу или лицу, его направившему, для исправления недостатков.

Важно отметить, что общий срок предъявления к исполнению решений иностранных судов установлен в три года, но какие-то иные сроки могут быть установлены самим международным договором, участником которого является Республика Беларусь и который применим к данным правоотношениям. Некоторые международные договоры и вовсе не содержат ограничений по срокам.

Следует учитывать, что в случае пропуска срока он может быть восстановлен судом по ходатайству взыскателя, если причины пропуска будут признаны уважительными.

Этот нюанс важен, поскольку истечение срока давности предъявления решения к принудительному исполнению в ряде случаев является самостоятельным основанием к отказу в признании иностранного судебного решения.

Полагаю, что, работая в единой судебной системе, применяя одни и те же нормы международных договоров областные суды и экономические суды областей взаимообогатят судебную практику. Убежден, что такое сближение станет еще одним закономерным шагом в повышении качества нашего правосудия, авторитета судебной власти, а значит авторитета государства.

«Рэспубліка», 24.12.2014 
 

В очередном выпуске

Мониторинг СМИ

Google переводчик