Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

+375 (17) 308-25-01

+375 (17) 215-06-00

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

Расписание заседаний

Состоялось заседание Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, посвященное некоторым вопросам применения законодательства при рассмотрении судами экономических дел, связанных с государственной регистрацией и ликвидацией (прекращением деятельности) субъектов хозяйствования

21 декабря 2018  3893

20 декабря 2018 года состоялось заседание Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, посвященное некоторым вопросам применения законодательства при рассмотрении судами экономических дел, связанных с государственной регистрацией и ликвидацией (прекращением деятельности) субъектов хозяйствования.

Процесс создания субъектов хозяйствования и прекращения их деятельности происходит непрерывно. Их государственная регистрация обеспечивает легитимность предпринимательской деятельности и является одним из базовых условий существования бизнеса.

Принятый в 2009 году Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 года № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» закрепил как заявительный принцип государственной регистрации, предусматривающий совершение регистрационных действий в день обращения при наличии установленного законодательством перечня необходимых документов на основании уведомления соответствующего государственного органа, так и презумпцию достоверности сведений и документов, представляемых заявителем для государственной регистрации. За предоставление ложной информации в момент государственной регистрации Декретом № 1 определены последствия в виде признания в судебном порядке государственной регистрации недействительной, взыскания полученных субъектом хозяйствования доходов и ликвидации. Законодатель таким образом обеспечил понятный и простой путь входа в бизнес.

В последнее время происходит дальнейшее упрощение правил ведения бизнеса. В Декрет № 1 неоднократно вносились изменения, последние - в феврале 2017 года. В частности, изменен подход к признанию госрегистрации недействительной, установлены сроки для обращения в суд. В прошлом году был принят целый пакет документов по либерализации бизнеса, среди которых ключевой - Декрет № 7 «О развитии предпринимательства». Декретом № 7 заложена основа для пересмотра законодательства во всех сферах, связанных с осуществлением предпринимательства, а также внесены изменения в Декрет № 1. В частности, исключены нормы, связанные с использованием субъектами хозяйствования печати; усовершенствован порядок электронного обращения, представления электронных документов; установлены изъятия для Палаты налоговых консультантов, особенности для отдельных финансовых организаций.

Выступая с докладом на заседании Пленума, заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь Юрий Викторович Кобец отметил ряд важных моментов. В частности, он обратил внимание на то, что в 2017 году в стране было зарегистрировано порядка 43 000 субъектов хозяйствования. При этом в 2017 году экономическими судами принято менее 100 решений о признании государственной регистрации недействительной, что свидетельствует о добросовестности подавляющего большинства участников предпринимательской деятельности при государственной регистрации. Наряду с этим ежегодно экономическими судами принимается не более 140 решений о ликвидации субъектов хозяйствования.

Судебная практика по делам о ликвидации стабильна и единообразна, принятые решения в вышестоящие инстанции обжаловались в единичных случаях и после вступления в законную силу не отменялись.

Вместе с тем обобщение судебной практики по делам о признании недействительной регистрации субъектов хозяйствования выявило ряд проблемных вопросов рассмотрения данной категории дел.

Так, экономическими судами по-разному определялся вид судопроизводства и сроки рассмотрения таких дел, допускались ошибки в применении норм материального права при принятии решения об удовлетворении заявленных требований, что влекло за собой отмену судебных постановлений, как в апелляционном, так и в кассационном порядке.

Юрий Кобец подчеркнул, что в таких условиях «рассмотрение Пленумом Верховного Суда судебной практики применения экономическими судами законодательства о государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования является последовательным шагом. Во-первых, по реализации Декрета № 7; во-вторых, к переходу от потерявшего актуальность судебного контроля над ликвидацией к возложению судом обязанности по ликвидации на лицо, принявшее решение о создании субъекта хозяйствования. С учетом проведенных в стране реформ, направленных на либерализацию экономики страны судебный порядок ликвидации должен соответствовать экономическим интересам государства на современном этапе. Прекращать хозяйственную деятельность должны лица, которые ответственны за создание субъекта хозяйствования и осуществление хозяйственной (предпринимательской) деятельности. В-третьих, это шаг в обеспечении единообразия судебной практики и определенности при применении судами законодательства по делам названной категории».

С результатами аналитики проблемных вопросов, выявленных в ходе изучения и обобщения судебной практики, участников заседания Пленума ознакомила судья Верховного Суда Республики Беларусь Ольга Николаевна Синкевич.

Особый акцент был сделан на необходимости пересмотра подходов к ликвидации субъектов хозяйствования. Ликвидация в судебном порядке предполагает полное судебное сопровождение – от принятия решения вплоть до исключения субъекта из госрегистра. Рассмотрение дела, назначение ликвидационной комиссии, принятие требований кредиторов, предоставление суду промежуточного баланса, расчеты с кредиторами – сегодня на это уходит до полугода в лучшем случае.

Дело усложняется, если имущества для расчетов недостаточно. Тогда возбуждается дело о банкротстве, а дело о ликвидации откладывается. Но и в добровольном порядке бизнес ликвидируется тоже достаточно долго: строгость процедуры диктуется защитой интересов кредиторов и государства.

С учетом проведенных в стране реформ, направленных на либерализацию экономики страны судебный порядок ликвидации должен соответствовать экономическим интересам государства на современном этапе. Прекращать хозяйственную деятельность должны лица, которые ответственны за создание субъекта хозяйствования и осуществление хозяйственной (предпринимательской) деятельности.

Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь принято соответствующее постановление, в котором судам даны разъяснения и рекомендации по правильному и единообразному применению законодательства при рассмотрении данной категории дел.

В очередном выпуске

Мониторинг СМИ

Google переводчик