Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

+375 (17) 308-25-01

+375 (17) 215-06-00

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

Расписание заседаний

Состоялось заседание Пленума Верховного Суда Республики Беларусь по вопросам применения судами законодательства при рассмотрении экономических и гражданских дел, возникающих из налоговых правоотношений

20 декабря 2019  2626

19 декабря 2019 года состоялось заседание Пленума Верховного Суда Республики Беларусь по вопросам применения судами законодательства при рассмотрении экономических и гражданских дел, возникающих из налоговых правоотношений.

В работе Пленума приняли участие представители Генеральной прокуратуры, Комитета государственного контроля, Министерства по налогам и сборам.

Законодательство о налогах и сборах находится в процессе непрерывного развития, а его правильное применение является одним из важнейших направлений в сфере правосудия.

Со времени принятия новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь прошел практически год. Изменения налогового законодательства были направлены на дальнейшее снижение налоговой нагрузки на экономику, повышение эффективности налогового администрирования, стимулирование деловой инициативы, улучшение инвестиционного климата.

Кроме того, признан утратившим силу Указ Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств», подвергавшийся критике бизнес-сообщества. Нормы, направленные на обеспечение полноты уплаты налогов, сегодня закреплены непосредственно в Налоговом кодексе (в ст.33).

В новом Налоговом кодексе расширен перечень основных принципов налогообложения, среди которых законность, обязательность, равенство, справедливость и экономическая обоснованность налогообложения, презумпция добросовестности плательщика налогов, сборов (пошлин). Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 №7 «О развитии предпринимательства» принцип добросовестности субъектов хозяйствования определен как один из основных принципов при взаимоотношениях государственных органов, их должностных лиц с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Насколько сегодня устранена правовая неопределенность в проблемных вопросах при применении норм налогового законодательства в хозяйственной деятельности, какая предварительная работа судами проделана, насколько консолидированы подходы контролирующих органов и судов в части правил корректировки налоговых обязательств в контексте противодействия уклонению от уплаты налогов – эти и другие вопросы обсудили в ходе заседания Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

Комплексный анализ содержащихся в налоговом законодательстве понятий позволил разработчикам проекта постановления Пленума предложить механизм реализации нового для налогового законодательства принципа – принципа презумпции добросовестности налогоплательщика посредством распределения бремени доказывания.

Контролирующие (надзорные) органы должны обеспечить прозрачность подходов при применении пункта 4 статьи 33 НК, регулярно информируя субъекты предпринимательской деятельности о допустимых условиях налоговой оптимизации.

В отношении добросовестных налогоплательщиков не применяется корректировка налоговой базы по взаимоотношениям с контрагентом, чья деятельность добросовестной не была, если не доказано, что контрагенты действовали сообща в целях необоснованной минимизации своих налоговых обязательств.

Внимание судов обращено на то, что исходя из принципа презумпции добросовестности плательщика налогов, бремя доказывания неисполнения или ненадлежащего исполнения им налоговых обязательств лежит на налоговых и иных уполномоченных органах, их должностных лицах.

Как отметил в ходе заседания Пленума заместитель Председателя Верховного Суда Республики Беларусь Юрий Викторович Кобец, очевидно, что принцип добросовестности является основополагающим принципом всего правового оборота, как между равными субъектами права, так и между лицами, находящимися между собой в отношениях власти и подчинения в области административных и иных публичных правоотношений. При этом применительно к общему принципу добросовестности важно отметить, что в Налоговом кодексе этот принцип закреплен как презумпция плательщика и определено его содержание, а именно, плательщик признается добросовестным, пока иное не будет доказано на основании документально подтвержденных сведений.

В этой связи по экономическим делам добросовестность плательщика, участвующего в деле, может опровергаться иными лицами, участвующими в деле, а именно, налоговыми и иными уполномоченными органами, их должностными лицами, и только на основании документально подтвержденных сведений.

С учетом их исследования и оценки суд может посчитать презумпцию опровергнутой, если установит, например, что неисполнение (или ненадлежащее исполнение) в установленный срок налогового обязательства имело место по обстоятельствам, зависящим от плательщика, которые он мог преодолеть за счет имеющихся у него возможностей.

Юрий Кобец подчеркнул, что соответствующие правовые позиции закреплены в проекте постановления Пленума.

Оспорить решения налогового, иных уполномоченных органов, обжаловать действия (бездействие) их должностных лиц вправе любые лица, если они полагают, что такими решениями, действиями (бездействием) нарушены их права и (или) законные интересы. Лицо вправе обратиться за судебной защитой независимо от того, обжаловало ли оно решение налогового, иных уполномоченных органов, действия (бездействие) их должностных лиц в вышестоящий налоговый, иной уполномоченный орган или вышестоящему должностному лицу.

В проекте постановления Пленума особое значение имеет широкое раскрытие юридического аспекта принципа справедливости через определение порядка разрешения пробелов в правовом регулировании налоговых отношений. Если в ходе рассмотрения экономических и гражданских дел, возникающих из налоговых правоотношений, будут установлены пробелы в правовом регулировании налоговых отношений, внутренние противоречия в актах налогового законодательства либо иные недостатки, создающие правовую неопределенность, суды должны будут принимать решения в пользу плательщиков налогов, сборов (пошлин).

Формальные нарушения порядка составления первичных учетных документов не являются основанием для корректировки налоговой базы налогоплательщика, при отсутствии совокупности доказательств, свидетельствующих о преследовании цели необоснованного получения налоговой выгоды. В проекте постановления отмечено, что при проверке законности корректировки налоговой базы судам необходимо учитывать, что хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском и (или) налоговом учете исходя не столько из их правового, сколько из их экономического содержания.

Принятое постановление Пленума является гарантией повышения ответственности за принятие решений всеми участниками налоговых отношений, снижения правовых рисков предпринимательской деятельности, разъяснения конкретных обстоятельств как оснований для корректировки налоговой базы или суммы подлежащего уплате (зачету, возврату) налога (сбора).

В очередном выпуске

Мониторинг СМИ

Google переводчик