Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

+375 (17) 308-25-01

+375 (17) 215-06-00

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

Расписание заседаний

Верховный Суд признал недействительным предписание КГК о возмещении в бюджет использованных не по целевому назначению средств бюджета

29 августа 2018

Верховным Судом рассмотрено дело по заявлению открытого акционерного общества «МИНСК КРИСТАЛЛ» (далее – ОАО «МИНСК КРИСТАЛЛ», заявитель, предприятие) о признании недействительным предписания Комитета государственного контроля Республики Беларусь (далее – КГК) от 25.01.2018 «О возмещении в бюджет использованных не по назначению средств бюджета».

КГК проведена проверка ОАО «МИНСК КРИСТАЛЛ», в ходе которой КГК пришел к выводу, что заявителем допущено использование средств республиканского бюджета, возмещенных в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 06.06.2011 № 231 «О некоторых вопросах стимулирования развития высокоэффективных производств» (далее – Указ № 231), не по целевому назначению. Возмещенные заявителю проценты за пользование кредитом использовались им на цели, не связанные с реализацией инвестиционных проектов: на уплату налогов, сборов, иных платежей в бюджет, заработную плату, оплату электроэнергии и т.п.

На основании акта проверки от 21.07.2017 КГК в адрес ОАО «МИНСК КРИСТАЛЛ» вынесено предписание от 25.01.2018 о возмещении в республиканский бюджет использованных не по целевому назначению средств бюджета в сумме 4 549 999,85 руб. с начислением процентов в размере 1/360 ставки рефинансирования, установленной Национальным банком Республики Беларусь на дату возмещения в срок до 30.04.2018.

Заявитель не согласился с вынесенным предписанием и обратился в Верховный Суд Республики Беларусь с заявлением о признании его недействительным, указав, что нормы Указа № 231, а также постановлений Совета Министров, принятых во исполнение Указа № 231, им не нарушены. Суммы, затраченные ОАО «МИНСК КРИСТАЛЛ» на выполнение инвестиционных проектов превосходят суммы, возмещенные в соответствии с указанными постановлениями Совета Министров. Кроме того, бюджетные средства возмещались на расчетный (текущий) счет без уведомления ОАО «МИНСК КРИСТАЛЛ» и списывались налоговым органом в бесспорном порядке в счет уплаты обязательных платежей в бюджет вне зависимости от намерений предприятия.

В соответствии с Указом № 231 юридическим лицам, включенным в перечень, утверждаемый Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь, при реализации инвестиционного проекта и достижении определенных экономических показателей предоставляется государственная поддержка.

ОАО «МИНСК КРИСТАЛЛ» осуществляло реализацию инвестиционного проекта «Строительство завода и подъездной автомобильной дороги к нему в промышленной зоне «Колядичи-2». 1 очередь» со сроком реализации проекта в 2010-2014 годах. Для реализации и финансирования данного инвестиционного проекта предприятием были заключены кредитные договоры со сроком погашения кредита по - 2020 год.

По итогам реализации инвестиционного проекта получены положительные заключения Министерства финансов Республики Беларусь, концерна «Белгоспищепром».

С учетом выполнения заявителем всех условий для оказания государственной поддержки и в целях реализации Указа № 231 Советом Министров Республики Беларусь принято постановление № 1262 от 20.09.2011 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 231», согласно которому ОАО «МИНСК КРИСТАЛЛ» включено в перечень реализующих инвестиционные проекты юридических лиц.

В последующем в соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 Указа № 231 Советом Министров Республики Беларусь ежегодно с 2014 по 2017 годы издавались постановления в возмещении юридическим лицам, реализующим инвестиционные проекты, процентов за пользование банковскими кредитами. Аналогичное постановление было принято в 2018 году.

При рассмотрении дела судом установлено, что в рамках Указа № 231 и указанных выше постановлений Совета Министров в 2014-2017 годах ОАО «МИНСК КРИСТАЛЛ» были возмещены из республиканского бюджета проценты по заключенному для реализации инвестиционного проекта кредитному договору в размере 5 105 575,44 руб. Вместе с тем заявитель за период 2014-2017 годов уплатил в счет погашения основного долга по кредитам 6 634 071,60 руб., в счет уплаты процентов за пользование кредитными ресурсами – 11 616 138,89 руб. Таким образом, за указанный период на реализацию инвестиционных проектов, включая погашение кредитов и уплату процентов по ним, направлено 26,3 млн. рублей, что в несколько раз превышает размер полученных бюджетных средств. При этом согласно справке банка просроченной задолженности по основному долгу и процентам по кредитному договору предприятие не допускало.

В обоснование своих требований КГК ссылался на тот факт, что указанный в постановлении Совета Министров инвестиционный проект завершен и направление денежных средств на погашение долга по кредиту и процентов за пользование им является нецелевым использованием полученных бюджетных средств. Кроме того, выделяемые из бюджета средства должны быть использованы предприятием на иные инвестиционные проекты и не могут быть использованы на реализацию указанного в перечне инвестиционного проекта.

Поскольку кредит получен ОАО «КРИСТАЛЛ МИНСК» на реализацию инвестиционного проекта, суд признал направление денежных средств на погашение кредита и процентов по нему направлением денежных средств на реализацию инвестиционного проекта. Кроме того, в ежегодных постановлениях Совета Министров, в том числе и принятом в 2018 году, ОАО «МИНСК КРИСТАЛЛ» указано как предприятие, реализующее инвестиционный проект.

Из пункта 2 ежегодных постановлений, принимаемых во исполнение Указа № 231, следует, что средства, выделяемые юридическим лицам, используются ими для реализации инвестиционных проектов. При анализе данного пункта судом установлено, что из него не следует, что средства могут использоваться только на иные инвестиционные проекты.

Также Указом № 231 и постановлениями Совета Министров не предусмотрено открытие для возмещаемых бюджетных средств отдельного счета, в силу чего бюджетные средства поступали (перечислялись казначейством) на расчетный (текущий) счет предприятия. При этом заинтересованным лицом на основании данных о движении денежных средств по счету было установлено, что бюджетные средства использованы предприятием на уплату платежей в бюджет и иные хозяйственные нужды сразу после их поступления на расчетный счет предприятия в течение 1-5 дней при отсутствии на счете собственных средств в необходимом количестве.

В то же время конкретный срок поступления бюджетных средств постановлениями Совета Министров также не установлен и о конкретном дне поступления денежных средств после подачи заявки заявитель не уведомлялся, в связи с чем значительные суммы бюджетных средств при недостаточности собственных средств списывались в счет уплаты налогов и иных платежей в бюджет независимо от воли предприятия.

В соответствии с подпунктом 9.1. пункта 9 Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», которым установлено, что в случае неясности или нечеткости предписаний актов законодательства суды, другие государственные органы и иные государственные организации, должностные лица принимают решения в пользу субъектов предпринимательской деятельности.

Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» определены принципы взаимодействия государственных органов и субъектов хозяйствования, к которым отнесены презумпция добросовестности субъектов хозяйствования, приоритетная направленность работы контролирующих органов на профилактику правонарушений.

На основании имеющихся в материалах дела доказательств суд пришел к выводу, что доказательств недобросовестности ОАО «МИНСК КРИСТАЛЛ» при использовании бюджетных средств Комитетом государственного контроля не представлено, следовательно, его добросовестность презюмируется.

В связи с вышеизложенным Верховный Суд Республики Беларусь требования заявителя удовлетворил в полном объеме и признал предписание КГК от 25.01.2018 «О возмещении в бюджет использованных не по целевому назначению средств бюджета», вынесенное ОАО «МИНСК КРИСТАЛЛ» недействительным с момента издания.

Решение вступило в законную силу с момента его объявления.

В очередном выпуске

Мониторинг СМИ

Google переводчик