Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

+375 (17) 308-25-01

+375 (17) 215-06-00

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

Расписание заседаний

Ответы на обращения, входящие в компетенцию Верховного Суда, поступившие на имя Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в ходе проведения встречи 1 марта 2019 года с представителями общественности и экспертного сообщества, белорусских и зарубежных СМИ «Большой разговор с Президентом»

1 апреля 2019  1951

В связи с поручением Главы государства, данным в ходе проведения встречи 1 марта 2019 года с представителями общественности и экспертного сообщества, белорусских и зарубежных СМИ «Большой разговор с Президентом», рассмотрены входящие в компетенцию Верховного Суда обращения, поступившие на имя А.Г.Лукашенко.

Поскольку в отдельных случаях установочные данные заявителей отсутствовали, ответы на поставленные вопросы приводятся в данной рубрике.

Изучение и анализ доводов обращений свидетельствуют о том, что в подавляющем большинстве их поступление обусловлено несогласием заявителей с результатами рассмотрения конкретных дел.

Так как содержание отдельных обращений не позволяет установить, когда и каким судом разрешено дело, решение по которому оспаривается в обращении, предлагаем заявителям реализовать право на обращение с жалобой в установленном соответствующим процессуальным законом порядке. Подробная информация о порядке обжалования судебных постановлений размещена на Интернет-портале судов общей юрисдикции.

Часть вопросов, изложенных гражданами в обращениях, касалась применения мер уголовной ответственности к отдельным категориям лиц.

Согласно статье 22 Конституции Республики Беларусь все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов.

Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (часть 3 статьи 3 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК)).

При этом принцип равенства не исключает принципа индивидуализации уголовной ответственности.

Суд при избрании конкретной меры уголовной ответственности виновному в преступлении учитывает индивидуальные особенности конкретного случая и лица, совершившего преступление.

УК не содержит предписаний о безусловном применении к впервые осужденным женщинам отсрочки исполнения наказания, условного неприменения наказания, а также осуждения без назначения наказания.

Если при назначении наказания в виде лишения свободы на срок до пяти лет лицу, впервые осуждаемому к лишению свободы, за преступление, не являющееся тяжким, суд, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного и иные обстоятельства дела, придет к убеждению, что цели уголовной ответственности могут быть достигнуты без отбывания назначенного наказания посредством возложения на осужденного определенных обязанностей и контроля за его поведением, он может применить отсрочку исполнения назначенного наказания на срок от одного года до двух лет. Суд может в этих случаях отсрочить и исполнение дополнительных наказаний (часть 1 статьи 77 УК).

Отсрочка исполнения наказания может быть назначена на срок от двух до трех лет лицу, осуждаемому за совершение тяжкого преступления, если такое преступление совершено лицом в возрасте до восемнадцати лет, либо лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, инвалидам I и II группы, а также лицу, впервые осуждаемому за совершение тяжкого преступления, не сопряженного с посягательством на жизнь или здоровье человека, при полном возмещении обвиняемым до окончания судебного следствия причиненного преступлением ущерба (вреда), возврате неосновательного обогащения, уплате дохода, полученного преступным путем (часть 2 статьи 77 УК).

Если при назначении наказания лицу, впервые осуждаемому к лишению свободы за совершение преступления, не представляющего большой общественной опасности, или менее тяжкого преступления, суд, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного и иные обстоятельства дела, придет к убеждению, что цели уголовной ответственности могут быть достигнуты без отбывания назначенного наказания посредством осуществления контроля за поведением осужденного, он может постановить об условном неприменении назначенного наказания с обязательным указанием в приговоре мотивов принятого решения. В этом случае суд постановляет не приводить в исполнение назначенное наказание, если в течение определенного судом испытательного срока осужденный не совершит новое преступление и будет выполнять возложенные на него судом обязанности (часть 1 статьи 78 УК).

Если в процессе судебного рассмотрения уголовного дела в отношении лица, совершившего впервые преступление, не представляющее большой общественной опасности, или менее тяжкое преступление, будет признано, что вследствие длительного безупречного поведения после совершения преступления это лицо доказало свое стремление к законопослушному поведению и с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного его дальнейшее исправление возможно без применения наказания, но при осуществлении за ним профилактического наблюдения, суд может вынести такому лицу обвинительный приговор без назначения наказания (часть 1 статьи 79 УК).

На основании вышеизложенных норм УК суд в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств рассматривает вопрос о возможности применения норм статей 77-79 УК.

Также отмечаем, что уголовным и уголовно-исполнительным законодательством предусматривается ряд мер, направленных на гуманизацию как мер уголовной ответственности, так и мер отбывания наказания осужденными женщинами, а также учитывается социальная значимость выполняемой женщиной функции материнства.

В частности, к женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, и женщинам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, возможно применение условно-досрочного освобождения от наказания посредством установления меньших частей сроков отбытого наказания в качестве условия такого освобождения – одна треть, половина, две трети (часть 3-1 статьи 90 УК).

Кроме того, в соответствии с УК к беременным женщинам, лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, лицам, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, женщинам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, иностранным гражданам и не проживающим постоянно в Республике Беларусь лицам без гражданства не могут быть назначены общественные работы (пункты 1–4, 7 части 4 статьи 49), исправительные работы (пункты 1–4, 7 части 3 статьи 52).

Достаточно острым для осужденных и их родных по-прежнему остается вопрос уголовной ответственности лиц, занимающихся незаконным оборотом наркотиков.

Суды ориентированы на осуществление правосудия по делам, в том числе связанным с незаконными действиями в отношении наркотиков, строго в соответствии с требованиями действующего законодательства и исходят из принципа индивидуализации наказания, учитывают, в частности, характер и степень общественной опасности совершенного преступления, к которым относится и объем используемого в незаконном обороте наркотика.

Принятые в данной области в последние годы законодательные меры, в том числе внесенные корректировки в УК, направлены на обеспечение защиты жизни и здоровья граждан, пресечение распространения наркомании как угрозы для демографии и здоровья нации. 

При этом необходимо отметить, что в Республике Беларусь в 2016–2018 годы наблюдается сокращение общего числа осужденных за преступления, связанные с наркотиками. Только в 2018 году за указанные преступления осуждено на 16,7 % лиц меньше, чем в 2017 году, из них за незаконный оборот наркотиков с целью сбыта – меньше на 22 %. Количество лиц, осужденных за совершение в несовершеннолетнем возрасте незаконных действий с наркотиками, уменьшилось в 2018 году более чем в 4 раза в сравнении с 2015 годом и составило 61 лицо. При этом число несовершеннолетних, осужденных за незаконный оборот наркотиков с целью сбыта, в 2018 году уменьшилось до 26 лиц, что в полтора раза меньше, чем в 2017 году.

УК позволяет судам в достаточной степени дифференцировать ответственность за незаконные действия с наркотиками в зависимости от наличия либо отсутствия у лица цели сбыта, а также с учетом квалифицирующих признаков преступления. Лицам, совершившим преступления в несовершеннолетнем возрасте, меры уголовной ответственности предусмотрены более мягкие, чем взрослым; для тех, кто действительно встал на путь исправления, существует возможность применения условно-досрочного освобождения и замены наказания на более мягкое.

В ряде обращений были поставлены вопросы, затрагивающие сферу брачно-семейных отношений, в частности, расторжение брака между супругами, имеющими несовершеннолетних детей, а также права собственности супругов, в том числе и бывших, на имущество, совместно нажитое в браке.

Расторжение брака судом регламентируется статьей 36 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье.

При приеме искового заявления о расторжении брака суд предоставляет супругам трехмесячный срок для принятия мер к примирению, а также для достижения соглашения об общих несовершеннолетних детях и разделе имущества.

По истечении трехмесячного срока брак расторгается, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи стали невозможными.

При вынесении решения о расторжении брака суд принимает меры к защите интересов несовершеннолетних детей и нетрудоспособного супруга.

Следует отметить, что в целях выполнения требований законодательства о браке и семье по укреплению семьи, защите прав и интересов детей судами при рассмотрении дел о расторжении брака принимаются исчерпывающие меры, направленные на примирение супругов и сохранение семьи, а при разрешении споров о воспитании и содержании детей суд исходит из приоритета их интересов в соответствии с нормами международного права и Конституцией Республики Беларусь.

Исходя из статей 23 и 24 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, имущество, нажитое супругами в период брака, независимо от того, на кого из супругов оно приобретено либо на кого или кем из супругов внесены денежные средства, является их общей совместной собственностью. Супруги имеют равные права владения, пользования и распоряжения этим имуществом, если иное не предусмотрено Брачным договором.

В случае раздела имущества, являющегося общей совместной собственностью супругов, их доли признаются равными, если иное не предусмотрено Брачным договором.

Суд, рассматривая каждое конкретное дело, вправе отступить от этого правила, учитывая интересы несовершеннолетних и нуждающихся в помощи нетрудоспособных совершеннолетних детей или заслуживающие внимания интересы одного из супругов.

При этом доля одного из супругов, в частности, может быть увеличена, если другой супруг уклонялся от трудовой деятельности или расходовал общее имущество в ущерб интересам семьи.

При разделе имущества, являющегося общей совместной собственностью супругов, при наличии Брачного договора суд исходит из его условий и определяет, какие предметы подлежат передаче каждому из них.

В случае, когда одному из супругов передаются предметы, стоимость которых превышает причитающуюся долю, другому супругу присуждается соответствующая денежная компенсация.

При разделе имущества судом учитываются также общие долги супругов и права требования по обязательствам, возникшим в интересах семьи.

Что касается затронутого в одном из обращений вопроса о порядке применения отдельных положений Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства», Верховный Суд находит существующую правовую регламентацию оптимальной и не требующей в настоящее время каких-либо корректив.

Не остались без внимания заявителей и вопросы реформирования судебной системы Республики Беларусь и организационного обеспечения судебной деятельности.

За последние несколько лет в этом направлении проделана масштабная работа, затронувшая как процесс осуществления правосудия, так и судоустройство и компетенцию судов.

В результате выполнения Послания о перспективах развития системы судов общей юрисдикции Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10 октября 2011 г. № 454, реализован комплекс мер по повышению качества, оперативности и доступности правосудия.

В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» создана и с 1 января 2014 г. функционирует единая система судов общей юрисдикции, возглавляемая Верховным Судом Республики Беларусь. При этом Верховный Суд осуществляет полномочия по организационному, материально-техническому и кадровому обеспечению деятельности судов общей юрисдикции.

Для повышения кадрового потенциала судов, надлежащей реализации функции по кадровому обеспечению судебной системы проводится системная работа по подбору, подготовке и формированию квалифицированного судейского корпуса страны, по устранению коррупционных рисков.

По итогам проведения судебно-правовой реформы разработан и 22 декабря 2016 года принят Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в законы Республики Беларусь по вопросам судоустройства и судопроизводства», которым Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей изложен в новой редакции.

В результате законодательством Республики Беларусь по вопросам судоустройства и судопроизводства обеспечено комплексное правовое регулирование различных направлений судебной деятельности и созданы условия для обеспечения качественного и оперативного осуществления правосудия, наиболее полного восстановления прав каждого обратившегося за судебной защитой.

Верховный Суд Республики Беларусь

В очередном выпуске

Мониторинг СМИ

Google переводчик