Верховный суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

+375 (17) 226-12-06

+375 (17) 327-12-25

г. Минск, ул. Ленина, 28

г. Минск, ул. Володарского, 8

О практике применения судами законодательства о превентивном надзоре

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

21 декабря 2017 г. № 14

Обсудив результаты изучения и обобщения практики разрешения судами вопросов, связанных с установлением, продлением, приостановлением, возобновлением, прекращением превентивного надзора и изменением его требований, в целях единообразного применения законодательства Пленум Верховного Суда Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Обратить внимание судов, что превентивный надзор осуществляется в целях наблюдения за поведением лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, предупреждения с их стороны преступлений и оказания на них необходимого профилактического воздействия.

Правильное применение судами законодательства, регулирующего порядок и основания установления, продления, приостановления, возобновления, прекращения превентивного надзора и изменения его требований, имеет важное значение для обеспечения законности применения мер ограничения, связанных с осуществлением превентивного надзора, эффективной профилактики преступности и снижения рецидива преступлений.

2. Судам следует иметь в виду, что превентивный надзор может быть установлен в пределах срока судимости за лицом, отбывшим наказание в виде лишения свободы, достигшим восемнадцатилетнего возраста, являющимся гражданином Республики Беларусь либо постоянно проживающим в Республике Беларусь иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Установление превентивного надзора за лицом, совершившим преступление в возрасте до восемнадцати лет, допускается после достижения им совершеннолетия.

Для установления превентивного надзора за иностранным гражданином или лицом без гражданства необходимо наличие у него выданного в установленном порядке разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь и вида на жительство.

3. Судам необходимо учитывать, что независимо от категории совершенного преступления и поведения в период отбывания наказания превентивный надзор подлежит обязательному установлению за лицом, допустившим особо опасный рецидив преступлений или судимым за преступление, совершенное в составе организованной группы или преступной организации (часть 3 статьи 80 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК).

За лицом, судимым за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо судимым два или более раза к наказанию в виде лишения свободы за любые умышленные преступления, превентивный надзор может быть установлен при условии, что на момент освобождения из исправительного учреждения оно признано злостно нарушающим установленный порядок отбывания наказания (пункт 1 части 4 статьи 80 УК) либо после отбытия наказания более двух раз в течение года привлекалось к административной ответственности за совершение административных правонарушений, за которые законом предусмотрено административное взыскание в виде административного ареста (пункт 2 части 4 статьи 80 УК).

Превентивный надзор может быть установлен за лицом, указанным в пункте 2 части 4 статьи 80 УК, и в том случае, если после освобождения из исправительного учреждения оно было осуждено и отбывало наказание, не связанное с лишением свободы.

4. Разъяснить судам, что при решении вопроса об установлении превентивного надзора судимым два или более раза к наказанию в виде лишения свободы признается лицо, в отношении которого имеется не менее двух вступивших в законную силу приговоров, по каждому из которых данный вид наказания ему назначен за любое умышленное преступление. Осуждение лица к лишению свободы не может учитываться в качестве самостоятельного основания к установлению превентивного надзора, когда окончательное наказание за совершенные преступления назначено по правилам, предусмотренным частью 2 статьи 71 или частью 5 статьи 72 УК.

5. Обратить внимание судов, что представление об установлении превентивного надзора за лицом, указанным в пункте 1 части 4 статьи 80 УК, направляет в суд администрация исправительного учреждения. При рассмотрении такого представления суду необходимо проверять наличие решения администрации исправительного учреждения о признании осужденного злостно нарушающим установленный порядок отбывания наказания. Также следует выяснять, имелись ли основания для его вынесения и не истекает ли на момент освобождения осужденного из исправительного учреждения срок, в течение которого он признается злостно нарушающим установленный порядок отбывания наказания (статья 117 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь (далее – УИК).

6. При рассмотрении представления территориального органа внутренних дел об установлении превентивного надзора за лицом, указанным в пункте 2 части 4 статьи 80 УК, суду надлежит проверять законность привлечения его к административной ответственности за совершение административных правонарушений, за которые предусмотрено административное взыскание в виде административного ареста.

Для установления превентивного надзора за таким лицом необходимо не менее трех постановлений о наложении на него административных взысканий, вынесенных в течение года. При этом вид наложенного административного взыскания значения не имеет. Началом исчисления годичного срока следует считать день наложения первого административного взыскания.

7. Судам необходимо учитывать, что по общему правилу превентивный надзор устанавливается на срок от шести месяцев до двух лет, но в пределах срока судимости. В то же время за лицом, допустившим особо опасный рецидив преступлений, превентивный надзор подлежит установлению до снятия судимости.

8. Надлежит иметь в виду, что в случае принятия решения об установлении за лицом превентивного надзора суд возлагает на него обязанность соблюдения всех требований, предусмотренных частью 7 статьи 80 УК. Изменение этих требований в течение срока осуществления превентивного надзора не допускается.

Отсутствие у лица регистрации по месту жительства или месту пребывания не препятствует установлению за ним превентивного надзора. В этом случае необходимо учитывать данные, свидетельствующие о месте фактического жительства лица, а при отсутствии такового – о месте его фактического пребывания, в том числе в государственной организации (ее структурном подразделении), оказывающей социальные услуги населению (например, дом временного пребывания лиц без определенного места жительства и др.).

9. Суд вправе возложить на лицо обязанность соблюдать любые требования превентивного надзора в соответствии с предусмотренным частью 8 статьи 80 УК перечнем, который является исчерпывающим. При этом следует учитывать причины и условия, способствовавшие совершению лицом преступлений, обстоятельства их совершения, поведение лица во время и после отбытия наказания, данные о его личности, образе жизни и избирать такие требования превентивного надзора и связанные с ними ограничения, которые необходимы для обеспечения должного контроля за поведением лица и оказания на него профилактического воздействия.

По представлению территориального органа внутренних дел предусмотренные частью 8 статьи 80 УК требования и связанные с ними ограничения в отношении лица могут быть изменены в течение срока осуществления за ним превентивного надзора.

10. Необходимо иметь в виду, что разрешение вопроса о приостановлении превентивного надзора осуществляется по представлению территориального органа внутренних дел после вступления в законную силу приговора суда об осуждении лица к наказанию в виде ограничения свободы, ареста либо решения суда о направлении его в лечебно-трудовой профилакторий. При этом превентивный надзор следует считать приостановленным с начала исчисления срока отбывания лицом наказания или со дня его приема в лечебно-трудовой профилакторий.

С учетом положений статьи 1991 УИК представление о возобновлении превентивного надзора судам надлежит рассматривать до отбытия лицом наказания в виде ограничения свободы, ареста или до прекращения его нахождения в лечебно-трудовом профилактории. Превентивный надзор возобновляется с момента отбытия этим лицом наказания или прекращения его нахождения в лечебно-трудовом профилактории (часть 10 статьи 80 УК).

11. Надлежит учитывать, что к компетенции суда относится прекращение превентивного надзора в связи с истечением срока, на который он был установлен, погашением или снятием судимости, а также досрочно. Превентивный надзор по иным основаниям, предусмотренным частью 11 статьи 80 УК, прекращает территориальный орган внутренних дел.

Решение о прекращении превентивного надзора может быть принято только после возникновения обстоятельства, являющегося основанием для его прекращения.

12. Разрешая вопрос о прекращении превентивного надзора в связи с истечением срока, на который он был установлен, суду следует учитывать, что его исчисление для лиц, указанных в части 3 и пункте 1 части 4 статьи 80 УК, начинается со дня освобождения из исправительного учреждения, а для лица, указанного в пункте 2 части 4 статьи 80 УК, – со дня объявления ему территориальным органом внутренних дел постановления суда об установлении за ним превентивного надзора.

Рассматривая представление о досрочном прекращении превентивного надзора, суду надлежит проверить, соблюдало ли лицо требования превентивного надзора и не совершало ли преступлений и административных правонарушений. Наряду с этим могут учитываться и иные обстоятельства, связанные с поведением лица в период осуществления за ним превентивного надзора, его семейное положение, состояние здоровья и др.

13. Судам надлежит иметь в виду, что превентивный надзор может быть продлен, в том числе неоднократно, лишь в пределах срока судимости лица. Не допускается продление превентивного надзора после истечения срока, на который он был установлен или продлен.

В случае продления превентивного надзора избранные в отношении лица требования и связанные с ними ограничения сохраняются и могут быть изменены при наличии об этом просьбы в представлении территориального органа внутренних дел.

14. Следует учитывать, что продление превентивного надзора возможно в случае несоблюдения его требований, предусмотренных частями 7, 8 статьи 80 УК и установленных лицу постановлением суда. Несоблюдение иных требований (например, являться по вызову в территориальный орган внутренних дел в указанный срок и давать пояснения по вопросам соблюдения требований превентивного надзора) не может служить основанием для продления превентивного надзора.

При продлении превентивного надзора в связи с привлечением лица к ответственности за совершение административных правонарушений не могут учитываться те взыскания, на основании которых за ним был установлен либо ранее продлен превентивный надзор.

15. Судам надлежит строго соблюдать порядок разрешения вопросов, связанных с установлением, продлением, приостановлением, возобновлением, прекращением превентивного надзора и изменением его требований.

Согласно статье 198 УИК представление администрации исправительного учреждения об установлении за лицом превентивного надзора необходимо рассматривать в срок, обеспечивающий объявление постановления этому лицу за день до его освобождения из исправительного учреждения.

По результатам рассмотрения вопросов, связанных с установлением, продлением, приостановлением, возобновлением, прекращением превентивного надзора и изменением его требований, суд выносит постановление, которое должно быть составлено с использованием ясных, понятных выражений, исключающих различное толкование принятых судом решений.

Постановление суда по вопросам, связанным с установлением, продлением, приостановлением, возобновлением, прекращением превентивного надзора и изменением его требований, обжалованию и опротестованию в апелляционном порядке не подлежит (пункт 2 части 1 статьи 377 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь).

16. Обратить внимание судов на необходимость соблюдения срока направления сведений для включения в банк данных о гражданах Республики Беларусь, право на выезд которых из Республики Беларусь временно ограничено, или в Список лиц, право на выезд которых из Республики Беларусь временно ограничено, при установлении за лицом превентивного надзора с требованием не выезжать за пределы Республики Беларусь либо при отмене этого требования, а равно при прекращении превентивного надзора, содержащего указанное требование (часть 61 статьи 4022 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь).

17. Судам надлежит реагировать вынесением частных определений (постановлений) на недостатки в деятельности государственных органов и организаций по осуществлению превентивного надзора за лицами, отбывавшими наказание в виде лишения свободы.

Областным, Минскому городскому судам периодически изучать практику разрешения судами вопросов, связанных с установлением, продлением, приостановлением, возобновлением, прекращением превентивного надзора и изменением его требований, принимать необходимые меры по ее правильному и единообразному формированию.

 

Председатель Верховного Суда Республики Беларусь

В.О.Сукало
Секретарь Пленума,
судья Верховного Суда Республики Беларусь
А.М.Паутов

 

В очередном выпуске

Мониторинг СМИ

Google переводчик