Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

+375 (17) 308-25-01

+375 (17) 215-06-00

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

Расписание заседаний

Экономический суд Витебской области признал частично недействительным решение Новополоцкой городской и районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды

2 декабря 2019  3393

9 октября 2019 года экономическим судом Витебской области рассмотрено дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «С» (далее – ООО «С», заявитель, предприятие, природопользователь) о признании недействительным решения Новополоцкой городской и районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды (далее – инспекция, заинтересованное лицо).

Как следует из материалов дела, в августе 2018 года ГУ «Республиканский центр аналитического контроля в области охраны окружающей среды» выявлено поступление в атмосферный воздух от дымогенераторов ООО «С» двух загрязняющих веществ (кислота уксусная и формальдегид), не предусмотренных действующим разрешением на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выданным предприятию в августе 2017 года (далее – разрешение). Согласно корректировке акта инвентаризации превышение приземных концентраций загрязняющих веществ (далее – ЗВ) в жилой зоне в полтора раза превысило предельно допустимую концентрацию.

В процессе проведения корректировки результатов инвентаризации выбросов, предприятием были внесены изменения в части увеличения технологической нагрузки, что повлекло за собой увеличение объемов выбросов в сравнении с 2017 годом более чем в 2 раза. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО «С» в инспекцию с заявлением о внесении изменений в действующее разрешение.

В рамках осуществления административной процедуры инспекцией в ноябре 2018 принято решение о внесении изменений в разрешение, установлены временные нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее – нормативы) до 31.12.2018 и условия их осуществления со сроком выполнения мероприятий до 31.12.2018.

В связи с несогласием с принятым инспекцией решением заявителем в мае и июне 2019 направлены жалобы в Витебский областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды, которые оставлены без удовлетворения. После чего ООО «С» обратилось в экономический суд с заявлением, согласно которому просило решение инспекции признать недействительным в части:

1. установления сроков действия временных нормативов допустимых выбросов до 31.12.2018;

2. установления в качестве условий осуществления выбросов ЗВ в атмосферный воздух:

- обязанности представления в инспекцию сведений о результатах аналитического и лабораторного контроля ежегодно до 31 декабря;

- по обеспечению выполнения запланированных мероприятий по переносу дымовой трубы от дымогенераторов рыбного цеха к зданию котельной и оснащение указанного технологического оборудования установкой дожигателя коптильного дыма на источнике выбросов № 002 рыбного цеха до 31.12.2018;

- обязанности представления в инспекцию отчета о результатах проведения контроля инструментальными методами источников выбросов и контроля качества атмосферного воздуха в зоне воздействия в период неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) в течение 10 дней с даты отбора проб и проведения испытаний;

3. сокращения периода действия разрешения с 10 лет на 5 лет и установления срока его окончания 02.09.2022.

При рассмотрении дела экономический суд исходил из следующего.

В силу статьи 46 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды.

Из положений статьи 19 Закона Республики Беларусь № 2-З от 16.12.2008 «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон) следует, что нормативы устанавливаются территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. При этом обязанность по их разработке возложена на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Обоснованность нормативов подтверждается актом инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В случае, когда согласно данному акту выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух превышают нормативы, территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в разрешении могут устанавливаться временные нормативы и условия их осуществления, к которым относятся требования, указанные в подпунктах 6.1- 6.5 пункта 6 статьи 19 Закона. К условиям осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух относятся требования по обеспечению соблюдения или достижения установленных нормативов, технологических нормативов и сроков их достижения, определенных с учетом мероприятий государственных, отраслевых или территориальных программ в области охраны атмосферного воздуха.

Из указанных норм следует, что поскольку согласно корректировке акта инвентаризации выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух превышали нормативы, инспекция обоснованно установила в разрешении временные нормативы и закрепила в качестве одного из условий их осуществления обязанность природопользователя по обеспечению выполнения запланированных мероприятий по переносу дымовой трубы от дымогенераторов рыбного цеха к зданию котельной и оснащение указанного технологического оборудования установкой дожигателя коптильного дыма на источнике выбросов № 002 рыбного цеха до 31.12.2018.

Устанавливая сроки временных нормативов выбросов до 31.12.2018, инспекция обоснованно исходила из необходимости соблюдения гарантированных Конституцией Республики Беларусь прав граждан на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, Общих требований в области охраны окружающей среды.

Кроме того, в случае необходимости изменения срока действия временных нормативов и срока действия условий их осуществления в соответствии с пунктом 23 Положения о порядке выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, внесения в них изменений и (или) дополнений, приостановления, возобновления, продления срока действия разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, прекращения их действия, утвержденного постановлением Совета Министров Республики № 664 от 21.05.2009 (далее – Положение № 664), предприятие могло обратиться в инспекцию до момента окончания указанных сроков для внесения в разрешение на выбросы изменений с представлением обоснования. В установленном порядке ООО «С» с таким заявлением в инспекцию не обратилось.

Таким образом, инспекция обоснованно установила временные нормативы выбросов и требование по выполнению мероприятий по переносу дымовой трубы и установке дожигателя коптильного дыма на источнике выбросов до 31.12.2018 как условие осуществления выбросов. В силу вышеизложенного заявление ООО «С» в соответствующей части требований удовлетворению не подлежало.

В остальной части заявленные требования заявителя суд признал подлежащими удовлетворению.

Установление инспекцией в разрешении в качестве условий осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух требований о представлении в инспекцию сведений о результатах аналитического и лабораторного контроля ежегодно до 31 декабря и о представлении отчета о результатах проведения контроля инструментальными методами источников выбросов и контроля качества атмосферного воздуха в зоне воздействия в период неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) в течение 10 дней с даты отбора проб и проведения испытаний являются необоснованными, .поскольку не предусмотрены пунктом 6 статьи 19 Закона.

Сокращение инспекцией срока действия выданного заявителю разрешения с 10 до 5 лет также является необоснованным, поскольку противоречит части второй пункта 25 Положения № 664: в случае принятия органом выдачи разрешений решения о внесении изменений и (или) дополнений в разрешение на выбросы срок его действия не изменяется.

При таких обстоятельствах экономический суд удовлетворил заявление ООО «С» частично и признал недействительным с момента принятия решение начальника инспекции Новополоцкой городской и районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды о внесении изменений в разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в части установления в качестве условий осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух обязанности представления в инспекцию сведений о результатах аналитического и лабораторного контроля ежегодно до 31 декабря; обязанности представления в инспекцию отчета о результатах проведения контроля инструментальными методами источников выбросов и контроля качества атмосферного воздуха в зоне воздействия в период неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) в течение 10 дней с даты отбора проб и проведения испытаний;  сокращения периода действия разрешения с 10 лет на 5 лет и установления срока окончания 02.09.2022. В остальной части удовлетворения требований отказано.

Кроме того, с Витебского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды в пользу ООО «С» взыскано 255 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.

ООО «С» не согласилось с вынесенным решением и обратилось в экономический суд с апелляционной жалобой. По мнению предприятия, действующим законодательством территориальным органам Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды предоставлено право устанавливать нормативы (временные нормативы) выбросов, но не определять самостоятельно сроки их действия. Установленные инспекцией мероприятия и сроки их реализации безосновательны, заведомо невыполнимы для природопользователя, поскольку строительно-монтажные работы по переносу дымовой трубы к зданию котельной технологически невозможны при температурном режиме и погодных условиях ноября и декабря 2018 года.

Как пояснили в судебном заседании представители заинтересованного лица, при принятии решения учтено, что сведения, представленные ООО «С», указывали на увеличение выбросов ЗВ в атмосферный воздух и превышение в 1,64 раза нормативов качества атмосферного воздуха в жилой зоне (вблизи производственного объекта общества находится ряд жилых домов и дошкольное учреждение «Ясли-сад № 23»). В составе группы ЗВ, выбрасываемых ООО «С» и превышающих нормативы качества атмосферного воздуха в жилой зоне, входят: формальдегид, азота диоксид и фенол, которые в соответствии с постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 21.12.2010 № 174 относятся ко второму классу опасности (вещества высокоопасные). ООО «С» в ходе хозяйственной деятельности планировало с 4 квартала 2018 года увеличить в 2,2 раза загрязнение атмосферного воздуха, при этом только с 2022 года - обеспечить право граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренное статьей 46 Конституции Республики Беларусь. Также при принятии решения и определении сроков учтено наличие коллективных жалоб граждан на низкое качество атмосферного воздуха в жилой зоне, расположенной рядом с производственным объектом общества.

Согласно приложению 2 к Положению № 664, форма разрешения на выбросы предусматривает указание срока, на который установлены временные нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов.

Таким образом, экономический суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что основания для признания решения Новополоцкой инспекции в обжалуемой части недействительным отсутствуют, обжалуемое судебное постановление соответствует материалам дела, действующему законодательству, поэтому подлежит оставлению без изменения.

Решение суда первой инстанции от 9 октября 2019 года и постановление апелляционной инстанции от 16 ноября 2019 года могут быть обжалованы в кассационном порядке.

В очередном выпуске

Мониторинг массовой информации