Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

Экономический суд Гродненской области


В экономическом суде Гродненской области состоялся семинар, посвященный вопросам применения на практике декретов Президента Республики Беларусь, направленных на развитие экономики

19 декабря 2018  1261

18 декабря по инициативе экономического суда Гродненской области состоялся семинар «Экономическое правосудие: Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» и судебная практика».

В семинаре приняли участие руководство и судьи экономического суда Гродненской области, председатель Гродненского областного суда, представители органов исполнительной власти, Комитета государственного контроля Гродненской области, управления Департамента финансовых расследований, прокуратуры Гродненской области, УВД Гродненского облисполкома, ИМНС по Гродненской области, транспортной инспекции, Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, Гродненского Областного Союза Нанимателей, инкубатора малого предпринимательства Республики Беларусь, центров поддержки предпринимательства Республики Беларусь, а также более 30 представителей субъектов хозяйствования области.

Открывая семинар приветственным словом, председатель экономического суда Денис Валдайцев привел данные судебной статистики и рассказал о судебной практике, сформировавшейся за год действия Декрета, особо подчеркнув требование Главы государства, озвученное в апреле этого года в ежегодном Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь: «обеспечить верховенство закона без ущерба экономическому росту».

Председатель экономического суда Гродненской области подчеркнул, что суд при отправлении правосудия, наряду с традиционным следованием принципам законности и обоснованности, будет исходить из трех следующих принципов: «Первый принцип – это презумпция добросовестности субъектов хозяйствования. Второй принцип, заложенный еще в Директиве № 4 Главы государства 2010 года, - в случае неясности или нечеткости предписаний актов законодательства решения будут приниматься в пользу бизнеса. Третий принцип - справедливость судебного разбирательства».

При этом Денис Валдайцев отметил, что данные подходы не будут применяться к бизнесу, который явно и (или) умышленно нарушает закон.

Председатель Гродненского областного суда Александр Корзун указал на важность Декрета № 7 «О развитии предпринимательства» для судов как районного, так областного уровня. Он остановился на практике рассмотрения судами уголовных дел, связанных с вопросами незаконного предпринимательства и уклонением от уплаты налогов, отдельными моментами при назначении наказания в виде конфискации имущества, а также практике рассмотрения судами дел об административных правонарушениях.

О практике рассмотрения экономическим судом Гродненской области дел о проверке законности ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов и должностных лиц рассказала Юлия Баклажец, заместитель председателя экономического суда Гродненской области.

В докладе были освещены не только принципы Декрета № 7, но и отдельные положения Указа Президента Республики Беларусь от 23 октября 2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств», а также приведены конкретные примеры восстановления прав и законных интересов субъектов хозяйствования экономическим судом Гродненской области в текущем году.

Привлечение к субсидиарной ответственности – краеугольный камень преткновения между государственными органами и бизнес-сообществом.

Подпункт 5.6 пункта 5 Декрета № 7 сделал возможным привлечение к субсидиарной ответственности только в случае, если экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица была вызвана виновными (умышленными) действиями руководителей (собственников) таких лиц.

О влиянии положений Декрета на судебную практику рассмотрения данной категории дел рассказала судья экономического суда Евгения Дерябина.

Было отмечено, что согласно данным судебной статистики в 2018 году экономическим судом Гродненской области рассмотрено в 2,5 раза меньше дел о привлечении к субсидиарной ответственности, чем в 2017 году (169 исков в 2017 году, 60 исков – в 2018 году).

Также на семинаре обсуждались и изменения и дополнения, внесенные в начале 2018 года в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Судебная практика экономического суда показывает, что на протяжении последних нескольких лет удельный вес дел, по которым судом не применялось дополнительное административное взыскание, только растет. Так, в 2016 году удельный вес таких дел составил 35 процентов (429 из 1236 дел об административных правонарушениях), в 2017 году - 42 процента (369 из 889 дел об административных правонарушениях), в 2018 году - 60 процентов (109 дел из 209 дел об административных правонарушениях).

Об особенностях применения мер административной ответственности к субъектам хозяйствования рассказал Сергей Лях, заместитель председателя экономического суда: «Изменились условия привлечения субъектов хозяйствования и физических лиц к административной ответственности. Ранее большинство нарушений в экономической сфере влекли одновременную ответственность как предприятия, так и непосредственно виновного работника. Ответственность применялась даже в случае формальных нарушений. Подобное регулирование приводило порой к несоразмерному материальному наказанию субъектов хозяйствования за незначительные правонарушения.

Но с 31 января 2018 года субъекты хозяйствования могут быть привлечены к административной ответственности только при наличии обстоятельств, свидетельствующих о существенном характере причиненного вреда».

Также Сергей Лях напомнил об обязательной совокупности двух условий. Ответственность прямо предусмотрена санкцией статьи и установлено хотя бы одно из обстоятельств, перечисленных в статье 4.8 КоАП Республики Беларусь:

вред причинен жизни или здоровью людей либо возникла угроза причинения такого вреда;

размер имущественного вреда превысил 40 базовых величин;

стоимость предмета административного правонарушения превысила 40 базовых величин;

сумма сделки, внешнеторговой операции либо дохода в совокупности превысила 40 базовых величин (даже в тех случаях, когда санкция нормы определяет штраф в процентном либо кратном отношении к этой сумме);

сумма дохода, полученного в результате противоправной деятельности, превысила 40 базовых величин и санкция нормы предусматривает его конфискацию.

Помимо практики применения положений Декрета № 7 в программу семинара был включен вопрос о привлечении инвестиций в Республику Беларусь через ICO или Initial Coin Offering (первичное размещение токенов), отдельных положениях Декрета Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики».

Судья Сергей Белявский рассказал об особенностях применения и толкования норм права в европейских странах, Российской Федерации, в США, раскрыл правовой механизм использования субъектами хозяйствования в гражданском обороте токенов, криптовалют, а также смарт-контрактов, привел примеры преимуществ смарт-контрактов перед обычными контрактами.

В свете норм Декрета Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики» и принятых в его развитие актов докладчик остановился на отдельных институтах английского права: опционный договор, опцион на заключение договора, конвертируемый займ, безотзывная доверенность, возмещение имущественных потерь, соглашение о неконкуренции.

Репортаж телерадиовещательного канала "Гродно Плюс" о семинаре можно посмотреть здесь.

Репортаж телерадиокомпании "Гродно" о семинаре доступен здесь.