Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

+375 (17) 308-25-01

+375 (17) 215-06-00

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

Расписание заседаний

Предупреждение как альтернатива административному взысканию в судебной практике

10 июня 2021  2105

С изменениями в административное и процессуальное законодательство, вступившими в силу 1 марта 2021 года, суды могут применять к лицам, совершим административное правонарушение, в качестве профилактической меры воздействия  - предупреждение.

Предупреждение в силу статьи 6.2 КоАП не является административным взысканием.

Предупреждение состоит в письменном предостережении лица, совершившего административное правонарушение, о недопустимости со стороны указанного лица противоправного поведения и правовых последствиях повторного совершения данного административного правонарушения.

За три месяца текущего года в соответствии с новыми положениями КоАП и ПИКоАП экономическим судом Брестской области прекращено 16 дел по малозначительности совершенных правонарушений с вынесением предупреждения лицам, совершившим противоправные деяния в сфере предпринимательской деятельности.

Практически все правонарушения (13 из 16) были допущены в области общественного питания должностными лицами, ответственными за соблюдение правил торговли и оказания услуг населению.

Противоправные действия должностных лиц были выявлены в ходе проверок, осуществленных сотрудниками главного управления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь по Брестской области.

В розничных магазинах в нарушение предусмотренных законодательством правил торговли и оказания услуг населению были выявлены такие нарушения как отсутствие товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем, информации о цене на некоторые товары, а также соответствующего измерительного оборудования с информацией о возможности его использования покупателями самостоятельно (контрольные весы, иные средства измерения физических величин).

Кроме того, при проведении проверок было установлено, что к реализации предлагалась продукция с указанием массы, не соответствующей действительности, на товар, расфасованный и упакованный в магазине в потребительскую тару, не указывалась информация о фасовщике и упаковщике, выявлено несоблюдение установленных изготовителями условий хранения мясных и рыбных консервов, а также иные нарушения.

Принимая во внимание изменившиеся подходы законодателя, суд посчитал возможным освободить должностных лиц, ответственных за выявленные нарушения, от административной ответственности и применить в качестве меры профилактического воздействия – предупреждение.

При этом суд руководствовался тем, что административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 12.17 КоАП (ред. 2003 года) относится к категории административных проступков.

Соответственно в силу положений статьи 8.3 КоАП лицо, совершившее административный проступок, освобождается от административной ответственности с вынесением ему предупреждения при одновременном соблюдении следующих условий:

1) оно признало факт совершения им правонарушения и выразило согласие на освобождение от административной ответственности с вынесением предупреждения;

2) в течение одного года до совершения административного проступка на лицо не налагалось административное взыскание и лицо не освобождалось от административной ответственности в соответствии со статьей 8.3. КоАП или частью 1 статьи 9.3 КоАП за такое же нарушение.

В рассмотренных делах экономический суд, установив, что предусмотренные законом условия для освобождения должностных лиц от административной ответственности соблюдены, вынес предупреждение, в связи с чем на основании положений ПИКоАП Республики Беларусь дела об административных правонарушениях прекратил.

Судебные постановления вступили в законную силу. 

В очередном выпуске

Мониторинг массовой информации