Главная Правосудие в Республике Беларусь История Вехи истории


Читайте в номере
E-COURT
Электронное
правосудие
Мониторинг СМИ
Все новости
Меню раздела

История экономического правосудия Беларуси

Начало хозяйственной специализации в судебной сфере было положено еще в 1832 году учреждением коммерческих судов, которые действовали на основе собственного Устава судопроизводства и Временных правил порядка производства дел о несостоятельности.

После Октябрьской революции 1917 года судебная сфера подверглась серьезной трансформации. Разрушив старую, достаточно стройную систему, новая власть стала постепенно создавать свою, базирующуюся на классовом и партийном принципах, систему, в рамках которой большинство конфликтов в экономической области решалось административным путем. Например, в Декрете ВЦИК от 7 марта 1918 года № 2 «О суде» говорилось, что судебные иски между разными казенными учреждениями вообще не допускались. Этот подход формировал модель, где неправовой порядок рассмотрения дел становился преобладающим.

 

Этапы формирования системы Госарбитража

Переход к НЭПу потребовал утверждения нового способа разрешения хозяйственных споров. 21 сентября 1922 года постановлением ВЦИК и СНК РСФСР были созданы Арбитражная комиссия при Совете труда и обороны и арбитражные комиссии при областных и губернских экономических совещаниях (ЭКОСО). Указанные арбитражные комиссии положили начало формированию системы органов Госарбитража, определившей развитие экономического правосудия в советский период.

30 марта 1923 года вторая сессия ЦИК БССР четвертого созыва приняла Положение о судоустройстве. В соответствии со ст. 1 Положения в БССР предусматривалось создание специальных судебных органов, к которым относились: военные трибуналы, особые трудовые сессии народных судов, земельные комиссии и арбитражная комиссия по делам об имущественных спорах между государственными органами. Надзор за деятельностью арбитражной комиссии осуществлялся Верховным судом и прокурором БССР.

Союзным законодательством закреплялся судебный статус арбитражных комиссий.

29 октября 1924 года ВЦИК утвердил Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик. Статья 22 Основ закрепляла, что имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями рассматриваются Высшей арбитражной комиссией при СТО СССР, а также высшими арбитражными комиссиями экономических совещаний союзных республик, местными (областными, губернскими) арбитражными комиссиями, организуемыми при исполкомах областей и губерний.

31 октября 1925 года ЦИК БССР принял новое Положение о судоустройстве, сохраняющее статус арбитражной комиссии как специального суда. Так, Арбитражной комиссии при ЭКОСО БССР были подведомственны:

  • споры государственных учреждений и предприятий БССР, а также находящихся на территории БССР местных органов, учреждений и предприятий СССР и других союзных республик – между собой;
  • споры учреждений и предприятий БССР с учреждениями и предприятиями других союзных республик в том случае, если первые являются отдельной стороной или между сторонами имеется договорное соглашение на разрешение дела в арбитражной комиссии БССР.

Согласно Положению о судоустройстве БССР 1925 года арбитражная комиссия исключалась из числа поднадзорных Верховному суду органов. Надзор за ее деятельностью стал осуществляться Экономическим совещанием БССР.

К концу 1920-х сложилась система нормативных актов, определяющих подведомственность хозяйственных споров, регламентирующих процедуру их разрешения, порядок обжалования решений, приведения решений в исполнение и т.д.

3 мая 1931 года было принято Положение о государственном арбитраже, в котором указывалось, что он организуется для разрешения имущественных споров между учреждениями, предприятиями и организациями общественного сектора. Вскоре были изданы первые Правила рассмотрения и разрешения имущественных споров органами Государственного арбитража. Таким образом, было завершено создание союзно-республиканской системы государственного арбитража, которая просуществовала весь советский период.

Постепенно компетенция органов Госарбитража расширялась. Так, в 1933 году к компетенции Госарбитража было отнесено разрешение преддоговорных хозяйственных споров, а в 1939 году – рассмотрение споров, возникающих при согласовании основных условий поставки товаров и продукции.

 

Новые функции и совершенствование процессуальной основы

Важным этапом в развитии организационно-правового механизма разрешения хозяйственных споров стало постановление Совета Министров СССР от 23 июля 1959 года «Об улучшении работы Государственного арбитража». На органы Госарбитража возлагались новые функции: утверждение особых условий поставок, инструкций о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления, обеспечение разъяснений предприятиям и хозяйственным организациям по применению положений о поставках. Соответствующее постановление было принято и в БССР. В том же году на рассмотрение союзных и республиканских органов Госарбитража были переданы все споры между государственными, кооперативными (кроме колхозов) и другими общественными организациями, предприятиями и учреждениями.

1 июля 1963 года были введены в действие новые Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами. Они составили процессуальную основу деятельности органов Госарбитража в 1960-е годы. О характере и результатах такой деятельность можно судить, например, по данным статистического отчета о работе Госарбитража при Витебском облисполкоме за 1966 год. Из отчета следует, что в 1965 году в этот орган поступило по имущественным спорам – 1127 дел, по преддоговорным – 138 дел, а в 1966 году по имущественным спорам – 1018 дел, по преддоговорным – 183 дела. При этом половина имущественных споров (51%) рассматривалась в срок до 15 дней.

17 января 1974 года Совет Министров СССР принял постановление «О дальнейшем совершенствовании организации и деятельности органов Государственного арбитража» и утвердил новое Положение о Государственном арбитраже. Чуть позже каждая союзная республика, в том числе БССР, приняла в соответствии с общесоюзным свое постановление, утвердив им положения о республиканском, областных и других местных госарбитражах.

Процессуальную базу деятельности органов экономического правосудия в указанное время составляли Правила рассмотрения хозяйственных споров, принятые Госарбитражем СССР в 1976 году. Они детально регламентировали порядок предъявления иска и всю процедуру прохождения дела, вынесения решения или определения, направления сообщений о выявленных при рассмотрении споров нарушениях социалистической законности и существенных недостатках в хозяйственной деятельности предприятий, организаций и учреждений.

После принятия в 1977 году Конституции СССР и в 1978 году – Конституции БССР органы Государственного арбитража получили конституционное закрепление, что, в свою очередь, потребовало дальнейшего совершенствования соответствующей законодательной базы.

Функционировавшая в этот период единая союзно-республиканская система органов Государственного арбитража была выстроена по принципу двойного подчинения – органу, при котором арбитраж состоял, и вышестоящему Государственному арбитражу. Руководил всей системой Госарбитража Совет Министров СССР. Законом СССР от 30 ноября 1979 года «О Государственном арбитраже в СССР» к задачам системы были отнесены: обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов предприятий, учреждений и организаций при разрешении хозяйственных споров; борьба с ведомственностью в хозяйственной деятельности, неуклонное применение установленных законодательством или договором мер имущественной ответственности за нарушения государственной дисциплины; обеспечение единообразного и правильного применения законодательства при разрешении хозяйственных споров и др.

С началом перестройки была предпринята попытка повышения роли арбитражных органов как в укреплении законности в экономических отношениях, так и в совершенствовании в целом хозяйственной деятельности предприятий. Соответствующие нормативные акты были приняты как на союзном, так и на республиканском уровнях в 1987 году.

Завершился советский период развития хозяйственного правосудия принятием 17 мая 1991 года законов «О Высшем Арбитражном Суде СССР» и «О порядке разрешения хозяйственных споров Высшим Арбитражным Судом СССР», но с распадом Советского Союза этот суд так и не заработал.

После обретения Республикой Беларусь независимости начался новый этап, характеризующийся самостоятельностью экономического правосудия нашей страны.

 

Создание национальной системы хозяйственных судов

Обретя независимость, Республика Беларусь в начале 1990-х годов приступила к строительству современного правового государства. Одна из главных ролей в этом процессе отводилась экономическому правосудию.

Точкой отсчета новейшей истории экономического правосудия Беларуси можно считать 1991 год, когда был принят Закон «О хозяйственном суде в Республике Беларусь». Хозяйственные суды не просто заменили советские арбитражи – государство пошло по пути создания самостоятельной ветви судебной власти, что, по большому счету, было обусловлено возрождением в стране частной собственности и предпринимательства. Основными регуляторами хозяйственных отношений становились закон и договор. Таким образом, создание самостоятельной системы хозяйственных судов, возглавляемой Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь, подводило надежный правовой фундамент под глубокие экономические реформы и формирующуюся рыночную экономику.

Развитие хозяйственных судов в этот период шло по пути совершенствования законодательства, повышения эффективности судопроизводства и приближения его к международным стандартам правосудия, расширения компетенции, активизации международного сотрудничества, укрепления кадрового потенциала. В результате удалось обеспечить достижение двух важнейших целей: во-первых, значительно повысить качество правосудия, во-вторых, укрепить уровень доверия к судам со стороны участников хозяйственных отношений.

Частое изменение законодательства принято считать индикатором недостаточно высокого качества юридической настройки общественных отношений. Но из любого правила есть исключения. Хотя принятый в 2002 году Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь к 2013 году изменялся и дополнялся более десяти раз, итогом этой нормотворческой деятельности стало создание процессуального законодательства, способного обеспечить по-современному эффективное применение судами правовых норм и заложившего основу использования новейших технологий в хозяйственном процессе.

Одной из важных причин глубокой модернизации хозяйственного судопроизводства стало стремительное увеличение числа обращений: с 20 тысяч в 2001 году до более 120 тысяч в 2010 году. С одной стороны, это свидетельствовало о быстро возрастающем доверии общества к судебным институтам, с другой – столь существенное увеличение нагрузки на судей влекло за собой риск снижения качества принимаемых ими решений. Разумеется, параллельно решалась и другая не менее актуальная задача – за счет трансформации процессуальных норм расширялись возможности судебной защиты.

Прежде всего, нужно отметить новые компетенции, полученные хозяйственными судами. Важнейшей из них, безусловно, стало расширение подведомственности. С 2007 года она охватывает рассмотрение дел об административных правонарушениях (как правило, так или иначе касающихся отношений в сфере хозяйственной деятельности), жалоб на вступившие и не вступившие в законную силу постановления органов, ведущих административный процесс, а также жалоб по делам об административных правонарушениях.

В 2011 году кардинально изменились закрепленные в ХПК нормы о приказном производстве. Оно стало действительно ускоренным, упрощенным и недорогим, а значит, исключительно привлекательным для сторон.
В ХПК образца 2011 года был также встроен механизм судебной примирительной процедуры.

Позитивное влияние на совершенствование судебного процесса оказали новые принципы судопроизводства, включенные в ХПК: процессуальная экономия, законность, разъяснение процессуальных прав и процессуальных обязанностей, уважение достоинства личности, применение норм иностранного права и (или) обычаев, используемых в международной торговле, судебный надзор.

Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей предусмотрел образование в составе хозяйственных судов судебных коллегий, специализацию судей по рассмотрению отдельных категорий дел и дел в различных судебных инстанциях. Специализация стала еще одним фактором, обеспечивающим повышение качества судебных решений.

 

Объединение общих и хозяйственных судов в единую систему судов общей юрисдикции

Выведение работы всей системы органов судебной власти на качественно новый уровень, отвечающий современным вызовам и запросам общества, потребовал принятия стратегических решений о реформировании самой структуры судебной системы и принципов управления ею.

29 ноября 2013 года был принят Декрет Президента Республики Беларусь № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь». В соответствии с его положениями в Республике Беларусь с 1 января 2014 года общие и хозяйственные суды были объединены в единую систему судов общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Республики Беларусь. Одновременно из организационной структуры судов были выведены судебные исполнители с образованием централизованной службы принудительного исполнения судебных решений в системе Министерства юстиции.

К моменту принятия этих решений большинство стран постсоветского пространства и Таможенного союза уже пошли по пути развития специализации правосудия, но в рамках единой судебной системы с одним высшим судебным органом в качестве координирующего и направляющего центра судебной деятельности. Наличие в нашей стране, относительно небольшой по территории и численности населения, фактически двух самостоятельных судебных систем также не в полной мере соответствовало конституционному принципу единства судебной системы. Фактически и общие, и хозяйственные суды применяли одни и те же нормы гражданского и административного права, административного процесса, что неизбежно порождало проблему различного толкования одних и тех же правовых норм в судебной практике, споров о подведомственности дел и т.п.

В результате прошедших преобразований в Верховном Суде Республики Беларусь была образована судебная коллегия по экономическим делам, основу которой составили руководство и судьи бывшего Высшего Хозяйственного Суда. В качестве специализированных судов были сохранены хозяйственные суды областей (г. Минска). Они были переименованы в экономические суды. Это более точно соответствовало характеру осуществляемых ими полномочий, к которым относится разрешение не только сугубо хозяйственных, но и целого ряда других споров в сфере экономических отношений.

 

Источник: «Дзесяць крокаў да стагоддзя». 2012.