Главная Правосудие в Республике Беларусь История


Читайте в номере
E-COURT
Электронное
правосудие
Мониторинг СМИ
Все новости
Меню раздела

История белорусского правосудия

Отечественная судебная система начала формироваться после образования в январе 1919 года Белорусской Советской Социалистической Республики. В 1923 году был образован Верховный Суд Белорусской ССР как высший судебный орган, наделенный функциями кассационно-надзорной инстанции.  

Становление

Верховный Суд Белорусской ССР был создан в соответствии с Положением о судоустрой­стве, принятым II сессией ЦИК БССР четвертого созыва 30 марта 1923 года. Документ обобщал опыт судебного строительства с момента образования БССР и определял пути дальнейшего раз­вития судебной системы.

В компетенцию Верховного Суда входили надзор за судеб­ной деятельностью всех судов БССР, кроме военных и военно­-транспортных трибуналов, а также за деятельностью земельных комиссий и арбитражной комиссии по делам об имущественных спорах между государственными учреждениями и предприятиями. Верховный Суд рассматривал в кассационном по­рядке уголовные и гражданские дела, но не был наделен правами суда первой инстанции.

Верховный Суд состоял из Пленума, Президиума, кассационных коллегий по уголовным и гражданским делам.

В состав Президиума входили Председатель и руководители кассаци­онных коллегий, в его заседаниях с правом совещательного голоса принимал участие помощник прокурора республики. Президиум осуществлял административно-организационную деятельность: распределял обязанности между членами Верховного Суда, утверждал отчеты председателей коллегий, анализировал работу Верховного Суда, назначал ревизии Высшего суда Наркомюста БССР, возбуждал дисциплинарные производства в отношении членов Верховного Суда, Председателя Высшего суда и его заместителей.

В состав Пленума Верховного Суда входили судьи-члены Пленума и Председатель. Участие прокурора республики или его старшего помощника в заседа­ниях Пленума было обязательным. Пленум Верховного Суда создавал­ся как высшая судебная инстанция, в которой окончательно должны были решаться сложные и спорные вопросы осуществления правосу­дия. Пленум рассматривал в порядке надзора протесты на приговоры и решения любого суда, а также давал разъ­яснения по вопросам судебной практики. Разъясне­ния законов, данные Пленумом в связи с рассмотрением конкретного уголовного или гражданского дела, носили обязательный характер для всех судов республики. Пленум избирал состав дисциплинарной коллегии Верховного Суда, рассматривал другие вопросы, вносимые на его обсуждение.

Председатель и члены Верховного Суда назначались Прези­диумом Центрального Исполкома БССР. Председатель назначался непосредственно, а члены – по представлению Наркомата юстиции. От должности они могли быть отстранены только по решению Президиума ЦИК.

В состав Верховного Суда входили только три человека, ко­торые не работали в Суде на постоянной основе, так как одновременно занимали другие должности в высших органах власти и управле­ния. Нарком внутренних дел Прокоп Молокович стал первым в истории Суда его председателем. Ефим Кроль, член ЦИК, началь­ник милиции и уголовного розыска БССР, а также завотделом Наркомата юстиции БССР Файфель Гавзе были членами Верховного Суда. В конце 1923 года состав Суда изменился: председателем был назначен Александр Сташевский, который заменил П.Д.Молоковича на на посту наркома внутренних дел, а нарком здравоохранения Марьян Стоковский сменил Е.М.Кроля.

В связи с отсутствием постоянного кадрового состава Суд не мог эффективно выполнять свои функции. Он фактически был лишен возмож­ности влиять на формирование судебной практики и осуществлять надзор за нижестоящими судами.

28 февраля 1924 г. было проведено Всебелорусское совещание судебных работников, на котором обсуждалась деятельность Верховного Суда. 28 марта Президиум ЦИК БССР принял постановление о структуре судеб­ных учреждений. Документ предусматривал меры по организационному укреплению Верховного Суда, расширению его состава и укомплектованию постоянными кадра­ми.

28 марта 1924 г. был назначен первый Председатель Верховного Суда на постоян­ной основе. Им стал Яков Воляновский. 19 июня 1924 г. его сменил Павел Пост­рейтер, возглавлявший высший судебный орган на протяжении двух последующих лет. Первыми постоянными членами Верховного Суда были Я.А. Берзин, Н.К. Кессель, С.А. Нестер и И.В.Зыбко. С этого времени начинают функциони­ровать все структурные подразделения суда, в компетенцию которых входили многочисленные полномочия, предусмотренные законом.

В 1924-1925 годах принимаются новые положения о судоустройстве БССР, которые расширяют и конкретизируют полномочия Верховного Суда, укрепляют его организационную структуру. В частности, он наделяется правом рассмотрения по первой инстанции уголовных дел исключительной важности, за которые могла быть назначена смертная казнь, а также дел персональной подсудности.

Расширяется штат Верховного Суда, формируются судебные коллегии, которые до 1925 года не имели постоянного состава. Суд обретает следующую структуру: Пленум, уголовно-кассационная и гражданско-кассационная коллегии, а также судебные кол­легии по уголовным и гражданским делам. В 1927 году состав Верховного Суда увеличивается до 12, в 1928 — до 14 человек. Меняются председатели суда: 9 августа 1926 года главой высшей судебной инстанции становится Андрей Ворошилов, спустя два года его сменяет Павел Волосевич.

Положение о судоустройстве БССР 1931 года впервые юридически закрепило за Верхов­ным Судом право законодательной инициативы, а также изменило его структуру: был создан Прези­диум. Он стал надзорной инстанцией по пересмотру приговоров и кассационных опреде­лений самого Верховного Суда, а также решал многочисленные организационные вопро­сы. Президиум состоял из семи членов, назначаемых Президиумом ЦИК БССР. В состав Президиума Верховного Суда входили Председатель и руководители коллегий. В заседаниях принимал участие помощник прокурора республики.

 

1930-е годы

Новый этап в развитии судебной системы начинается с принятием Конституции СССР 1936 года. Основной Закон отнес к ведению Союза ССР в лице высших органов государственной власти принятие всего законода­тельства о судоустройстве. В 1938 году был принят Закон о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик, в соответствии с которым были изменены структура и компетенция Верховного Суда БССР. Пленум и Президиум упразднялись, в его составе предусматривалось создание лишь судебных коллегий по уголовным и гражданским делам, которые должны были действовать в качестве суда первой, кассационной и надзорной ин­станций. Этим же законом Верховные суды союзных респуб­лик лишались права давать нижестоящим судам руководящие разъяснения по вопросам применения законодательства. Это стало пре­рогативой исключительно Верховного Суда СССР.

В 30-е годы происходят неоднократные изменения в руко­водстве Верховного Суда. В 1933 году его возглавил Роман Ку­дельский, в 1936 году Председателем Верховного Суда стала Ольга Суханова, в 1938 году – Карп Абушкевич. В июле 1939 г. избирается новый Председатель – Василий Седых, а также 23 члена Суда и 50 народных заседателей. 

 

Послевоенное время

Прерванная Великой Отечественной войной и оккупа­цией Беларуси деятельность Верховного Суда возобновляется лишь после освобождения республики в 1944 году. В этот период направляются усилия на восстановление законности и ликвидацию последствий ок­купации.

В послевоенные годы Верховный Суд воз­главляли Алексей Бондарь, Евгений Болдырев, Сергей Шардыко. В числе судей высшего судебного органа работали ветераны, имена которых вошли в историю Великой Отечественной войны. Членом Верховного Суда БССР в тот период работала Мария Осипова – Герой Советского Союза, организатор и руководитель одной из первых подпольных организаций в оккупированном Минске. С 70-летием Великой Победы, которую Беларусь отмечала в 2015 году, сотрудники высшего судебного органа поздравили участника войны Владимира Сидоренко и ветерана Валентину Гостилович, долгое время работавших в высшем судебном органе.

В 1954 году в Верховном Суде БССР был создан Президиум для рассмотрения дел в порядке надзора. В его состав входили Председатель, заместители Председателя и четверо членов суда (по два от каждой судебной коллегии). Президиум Верховного Суда БССР рассматривал в порядке надзора уголовные и гражданские дела по протестам Генерального прокурора СССР, Прокурора БССР, Председателя Верховного Суда СССР, Председателя Вер­ховного Суда БССР и их заместителей. В этот период Президиум провел боль­шую работу по пересмотру приговоров и реабилитации лиц, необоснованно осужденных за государственные преступления в 1934-1938 годах.

 

20 ноября 1959 г. принимается новый Закон о судоустройстве БССР, в соответ­ствии с которым Верховный Суд как высший судебный орган республики стал осущест­влять надзор за всеми судами и действовать в составе Пленума и судебных коллегий по уголовным и гражданским делам. В его компетенцию входило рассмотрение дел по первой инстанции, в кассационном и надзорном порядке. Верховный Суд был уполномочен давать судам руково­дящие разъяснения по вопросам применения республиканского законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел, и реализовывать право законодатель­ной инициативы в Верховном Совете республики. Аналогичные структура и полномочия Верховного Суда были закреплены в Законе о судоустройстве БССР 1981 года.

 

Создание Научно-консультативного совета при Верховном Суде 

Важную роль в подготовке проектов руководящих разъяснений Пленума высшего судебного органа сыграл Научно-консультативный совет, созданный при Верховном Суде БССР в 1963 году. В этот совещательный орган, состоявший из 26 человек, входили известные ученые, преподаватели юридического факультета БГУ, Минской высшей школы МВД СССР (ныне Академии МВД), а также практические работники. Высокая квалифи­кация и активность членов Научно-консультативного совета способствовали созда­нию настоящего союза науки и практики.

 

1960-1980-е годы

В истории Верховного Суда был период, когда он, кроме своих основных полномочий, выполнял функции судебного управления. Так, с 1960 по 1970 годы – период, когда было ликвидировано Министерство юстиции БССР и его подразделения на местах, – функции по руководству районными (городскими) народными и областными судами, государственными нотариальными конторами и ведению судебной статистики были возложены на Верховный Суд БССР. Передача высшему судебному органу республики указанных полномочий потребовала значительного расширения аппарата: в его составе были созданы управления судебных органов и органов нотариата. Кроме этого, в структуру аппарата Верховного Суда также входили: группа консультантов при Председателе Верховного Суда, отдел жалоб, канцелярия, финансово-хозяйственный отдел.

В 1989 году снова вносятся изменения в структуру и правовое положение судей Верховного Суда. Его члены стали избираться Верховным Советом на 10, а народные заседатели — на 5 лет. Одним из требований к кандидатам в члены Верховного Суда стало наличие 5-летнего стажа работы по специальности, в том числе двух лет в качестве народного судьи. В его составе вновь создается Президиум для рассмотрения дел в порядке надзора и решения организационных вопросов.

В этот период Верховным Судом руководили Алексей Бондарь, Сергей Шардыко, Александр Зданович, Владимир Каравай. Значительный вклад в становление судебной системы внесли и длительно работавшие в должности заместителей Председателя Верховного Суда Георгий Станкевич, Лев Зайцев, Владимир Сидоренко, Вадим Кондратьев, Иван Мирониченко.

 

1990-е годы

После распада СССР и провозглашения в 1991 году Республики Беларусь суверенным государством, закрепившим в Конституции принцип разделения властей, возникла необходимость в организации самостоятельной и независимой судебной власти, ее правовом обеспечении, соответствующем международно-правовым стандартам.

Первым программным документом, определившим пути развития судебной системы, стала Концепция судебно-правовой реформы, утвержденная Верховным Советом Республики Беларусь 23 апреля 1992 года. Концепция задала стратегическое направление по формированию институтов судебной власти как неотъемлемой части правового государства.

Документ предусматривал создание системы гарантий независимости судей при осуществлении правосудия; освобождение суда от ряда несвойственных функций в процессуальной деятельности с одновременным развитием состязательных начал во всех видах процесса; кардинальное реформирование системы судоустройства и судопроизводства на основе конституционных принципов территориальности и специализации построения судебной системы. Создателями Концепции ставилась задача максимально приблизить ситуацию в сфере правосудия в Республике Беларусь к общемировым стандартам. Значительный отпечаток на многие положения Концепции наложили процессы, происходившие на раннем этапе обретения Республикой Беларусь государственного суверенитета, сопровождавшиеся сменой политических приоритетов и курсом на коренное переустройство государственного аппарата, оставшегося в наследство от советского периода.

Далеко не все положения Концепции в последующем реализовались в первозданном виде. Это обусловлено реальными темпами социально-экономического развития страны и результатами системного анализа и прогноза как позитивных, так и негативных последствий предполагаемых и проводимых реформ. В частности, пришлось отказаться от предусмотренного Концепцией перехода к четырехзвенному построению системы общих судов за счет возврата к мировым судам, создания межрегиональных судебных округов, введения суда присяжных.

Анализ реальных возможностей развития судебной системы, негативный прогноз предполагаемых последствий решительной ломки исторически сложившейся системы судоустройства побудили к поиску более прагматичных и взвешенных подходов к реформированию судебной системы.

Принятый в январе 1995 года Закон Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» был еще в значительной степени ориентирован на Концепцию, однако уже в 1996 году в новой редакции Конституции Республики Беларусь, принятой на общереспубликанском референдуме, были принципиально изменены подходы к построению судебной системы, обеспечено ее единство. В состав органов судебной власти был включен Конституционный Суд, скорректированы его полномочия, уточнены компетенция и подходы к построению системы хозяйственных судов.

 

Первый съезд судей Республики Беларусь

В данный период значительно расширялась судебная юрисдикция и, соответственно, возрастали объемы правосудия: как вследствие развития гражданского оборота, так и ввиду ежегодного роста преступности. Остро стояла проблема материально-технического обеспечения судов; реального и своевременного исполнения выносимых судебных решений, особенно в части имущественных взысканий. Имела место высокая текучесть кадров.

Складывавшаяся ситуация объективно требовала комплексного рассмотрения и поиска путей решения накопившихся проблем. Поэтому Президентом страны было поддержано предложение председателей Верховного, Высшего Хозяйственного и Конституционного судов о созыве 5 декабря 1997 года первого съезда судей Республики Беларусь.

В результате обсуждения на съезде Главой государства были поддержаны предложенные судейским сообществом основные направления развития институтов судебной власти. Так, была признана необходимость реформы законодательства о судоустройстве; необходимость пересмотра ряда положений Концепции судебно-правовой реформы с учетом общих направлений государственного строительства и социально-экономического положения. Одной из первостепенных задач стало ускорение законодательного процесса, направленного на принятие современных кодифицированных законодательных актов по вопросам права и судебного процесса. Был разработан комплекс мер, направленных на укрепление кадрового потенциала судов, повышение привлекательности профессии судьи, в том числе за счет улучшения условий для осуществления правосудия, обеспечения гарантий правовой и социальной защищенности судей.

Съездом был единогласно принят Кодекс чести судьи – свод правовых, моральных и этических правил и требований к образу жизни судьи, его поведению как в судебном заседании, так и в повседневной жизни, обязательных для каждого судьи независимо от занимаемой должности.

Было принято решение о создании при Белорусском государственном университете Института переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры, судов и учреждений юстиции. Сегодня это серьезный научный центр, обладающий базой для совершенствования профессиональных знаний и повышения квалификации работников судебной системы и сотрудников других ведомств. Руководство, судьи и начальники структурных подразделений аппарата Верховного Суда принимают активное участие в учебном процессе, передавая опыт и знания, накопленные за годы профессиональной деятельности.

Реализация решений первого съезда судей стимулировала динамичное развитие национальной законодательной базы, способствовала формированию правильных и единообразных подходов к ее применению в судебной практике. Была увеличена численность судейского корпуса. Приняты меры по укреплению материально-технической базы судов, правовых и социальных гарантий судебной работы.

В этот период началось формирование концептуальных подходов к современному пониманию проблемы, связанной с доверием к институтам правосудия, обеспечением его доступности, способности оперативно и качественно разрешать судебные дела любой сложности.

 

23 декабря 1999 года было принято одно из основных и опорных постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь «О повышении культуры судебной деятельности и улучшении организации судебных процессов». Оно включило в себя целый ряд важных правовых позиций, определяющих культуру судебной деятельности как своеобразный «сплав» факторов: надлежащей организации работы суда; высоких нравственных и деловых качеств судебных работников; строгого соблюдения принципа независимости судей при осуществлении правосудия и иных гарантий, предусмотренных законодательством для надлежащей защиты прав и законных интересов сторон и иных участников процесса; строгое соблюдение всех форм и обрядов проведения судебных заседаний; высокой культуры и качества процессуальных документов; объективного и эффективного пересмотра незаконных судебных решений вышестоящими судами.

Формирование обширной национальной нормативной базы заставило развивать институт специализации судей – не только в судах областного звена, где традиционно существовали судебные коллегии по уголовным и гражданским делам, но и в крупных районных судах, а также в хозяйственном правосудии. Учитывая активное развитие отношений, связанных с объектами интеллектуальной собственности, важности обеспечения надлежащей судебной защиты прав и интересов в этой сфере, в 2000 году была образована патентная коллегия Верховного Суда Республики Беларусь (ныне – судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности).

 

Серьезное обновление претерпело процессуальное законодательство. Вступивший в действие с 1 июля 1999 года Гражданский процессуальный кодекс закрепил более совершенную, современную и доступную процедуру для обращения в суд граждан и юридических лиц за защитой своих прав. Концептуально изменилась правовая идеология гражданского процесса за счет более четкой и всеобъемлющей реализации основных принципов – состязательности сторон и диспозитивности.

Характерными чертами Уголовно-процессуального кодекса, вступившего в действие с 1 января 2001 года, стали серьезная демократизация уголовного процесса, законодательное разграничение процессуальных функций обвинения, защиты и осуществления правосудия. Получил четкое законодательное определение правовой статус каждого участника уголовного процесса; законодательно усилены гарантии защиты прав как подозреваемого и обвиняемого, так и лица, пострадавшего от преступления. Повышена эффективность судебного производства по уголовным делам за счет введения средств разумной процессуальной экономии по делам об очевидных преступлениях, не относящихся к категории тяжких и особо тяжких. Был значительно расширен круг преступлений, уголовное преследование по которым должно осуществляться в порядке частного и частно-публичного обвинения.

В системе хозяйственных судов была создана Служба судебных исполнителей, что позволило улучшить результативность и своевременность исполнения решений хозяйственных судов.

 

Второй съезд судей Республики Беларусь

В последовавший за первым съездом судей пятилетний период были заложены основы, необходимые для перехода деятельности судебной системы на качественно новый уровень. Развитие современных информационных технологий в совокупности с возрастающим общественным интересом к деятельности институтов правосудия заставило этот переход форсировать, что потребовало предельной консолидации усилий и согласованной позиции всего судейского сообщества.

Это стало одной из основных тем для обсуждения на состоявшемся 21 февраля 2002 года втором съезде судей Республики Беларусь.

На съезде отмечалось, что судебная власть как самостоятельная ветвь государственной власти Республики Беларусь состоялась. Был принят курс на дальнейшее укрепление судебной системы, способной обеспечивать эффективную защиту прав и свобод граждан, конструктивное взаимодействие с органами законодательной и исполнительной власти. В качестве стратегических направлений деятельности съездом обозначены улучшение досудебной подготовки дел, повышение их качества рассмотрения в судах, достижение высокой культуры проведения судебных процессов. Особое внимание было обращено на недопустимость формально-бюрократического подхода к рассмотрению заявлений граждан и юридических лиц, необходимость значительно сократить сроки рассмотрения дел в судах, обеспечить безусловное исполнение судебных решений, развивать специализацию судей по рассмотрению наиболее сложных и значимых категорий дел как в общих, так и в хозяйственных судах.

В плане дальнейшего законодательного обеспечения судебной деятельности съезд признал необходимым принять новый комплексный законодательный акт о судоустройстве и статусе судей; перейти к более эффективному и действенному механизму пересмотра принятых по первой инстанции решений путем введения апелляционного производства; ускорить принятие новых КоАП и ПИКоАП; совершенствовать систему исполнения постановлений судов и других органов путем принятия Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» и расширить полномочия судебных исполнителей.

 

Последовавший за вторым съездом судей десятилетний период в плане дальнейшего становления отечественной судебной системы оказался достаточно сложным. Активное развитие общественных отношений и возрастающий уровень правовой грамотности и правосознания населения побуждали проводить эволюционные преобразования в сфере судебной власти в достаточно сжатые сроки.

Общественный интерес к сфере правосудия перестал ограничиваться лишь результатами рассмотрения наиболее резонансных дел. Все чаще и участники процесса, представители СМИ и просто граждане стали обращать внимание на то, в каких условиях осуществляется правосудие, как организован судебный процесс, насколько вынесенное решение, его существо и сделанные выводы понятны, убедительны и доступны для восприятия. Указанные обстоятельства явились дополнительным стимулом для внедрения современных подходов к осуществлению правосудия.

В 2004 году был принят новый Хозяйственный процессуальный кодекс, предусмотревший апелляционный порядок пересмотра не вступивших в законную силу решений хозяйственных судов (начал действовать с марта 2005 года).

Был законодательно расширен круг полномочий судов кассационных инстанций по гражданским делам, что позволило увеличить объем дел, окончательно разрешаемых судами второй инстанции без направления на повторное судебное разбирательство. Это положило начало постепенному сближению положений гражданского и хозяйственного процесса.

В то же время были приняты и с 1 марта 2007 года вступили в действие новые КоАП и ПИКоАП, основанные на тех же правовых и процессуальных принципах, что УК и УПК (включая принципы презумпции невиновности и возложения бремени доказывания правонарушения на орган, ведущий административный процесс). Это упорядочило деятельность государственных органов и судов в сфере административной ответственности, предоставило гражданам и юридическим лицам право на эффективную судебную защиту своих прав и законных интересов в этом виде судопроизводства. Наряду с этим был существенно ограничен круг государственных органов и должностных лиц, уполномоченных налагать административные взыскания. Это повлекло существенное расширение судебной подведомственности дел об административных правонарушениях, причем впервые в истории ряд категорий указанных дел стали рассматривать и хозяйственные суды. Это еще больше расширило общую для двух судебных систем совместно применяемую нормативную базу.

С 13 января 2007 года вступил в действие первый в истории суверенной Беларуси Кодекс о судоустройстве и статусе судей, четко определивший задачи и компетенцию всех судов страны, основные направления совершенствования их деятельности. Практическая реализация его положений позволила усовершенствовать работу по отбору и подготовке кандидатов на судебные должности, переподготовке и повышению квалификации судей, обеспечить на современном уровне законодательную регламентацию деятельности органов судейского сообщества, включая квалификационные коллегии судей.

 

Судебная реформа на современном этапе

25 марта 2008 года состоялось расширенное совещание судей и руководителей судов с участием Президента Республики Беларусь. На нем был сделан принципиальный анализ развития судебной системы за период, прошедший после второго съезда судей, определены приоритетные задачи на очередном этапе развития.

На Третьем Всебелорусском народном собрании была поставлена задача по дальнейшему развитию эффективного правового государства, работающего на благо народа. Основным принципом деятельности государственных органов был провозглашен лозунг «Государство для народа». Судебная система в этот период развивалась за счет внутренних резервов, совершенствуя сферу судопроизводства, упрощая судебные процедуры, обеспечивая надлежащий доступ к правосудию, качественную и полную досудебную подготовку дел и материалов, их оперативное рассмотрение в судах, искоренение формализма и волокиты.

3 июня 2011 года состоялось совещание у Президента страны по вопросам совершенствования деятельности общих судов с участием высших должностных лиц государства, руководителей судов всех уровней. По его итогам Глава государства своим Указом от 10 октября 2011 года № 454 утвердил Послание о перспективах развития системы общих судов Республики Беларусь, открывшее очередной этап судебно-правовой реформы и развития институтов судебной власти.

Оно предусмотрело ряд серьезных шагов по дальнейшему совершенствованию и развитию законодательства, а также повышению эффективности судопроизводства. Была определена необходимость обеспечить высокий уровень доступности правосудия; принять исчерпывающие меры к искоренению волокиты при судебном производстве; обеспечить строгое соблюдение презумпции невиновности по уголовным и административным делам; повысить качество процессуальных документов; неуклонно соблюдать принцип индивидуализации уголовной ответственности и наказания.

Открытость и доступность институтов судебной власти в широком смысле предполагает своевременное и достоверное информирование населения в сочетании с постоянным мониторингом общественных оценок судебной деятельности и тех сигналов о проблемах и недостатках, которые содержатся в жалобах и обращениях.

Реализация положений Послания предполагает распространение на постоянной основе, в том числе посредством СМИ, информации о деятельности судебной власти, результатов рассмотрения конкретных дел. В этой связи Пленумом Верховного Суда 20 декабря 2013 года было принято постановление «Об обеспечении гласности при осуществлении правосудия и о распространении информации о деятельности судов». Сформулированные в нем разъяснения стали основой для формирования информационного пространства в сфере, связанной с правосудием.

Создание единой системы судов общей юрисдикции

Выведение работы всей системы органов судебной власти на качественно новый уровень, отвечающий современным вызовам и запросам общества, потребовал принятия стратегических решений о реформировании самой структуры судебной системы и принципов управления ею.

29 ноября 2013 года был принят Декрет Президента Республики Беларусь № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь». В соответствии с его положениями в Республике Беларусь с 1 января 2014 года общие и хозяйственные суды были объединены в единую систему судов общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Республики Беларусь. Одновременно из организационной структуры судов были выведены судебные исполнители с образованием централизованной службы принудительного исполнения судебных решений в системе Министерства юстиции.

К моменту принятия этих решений большинство стран постсоветского пространства и Таможенного союза уже пошли по пути развития специализации правосудия, но в рамках единой судебной системы с одним высшим судебным органом в качестве координирующего и направляющего центра судебной деятельности. Наличие в нашей стране, относительно небольшой по территории и численности населения, фактически двух самостоятельных судебных систем также не в полной мере соответствовало конституционному принципу единства судебной системы. Фактически и общие, и хозяйственные суды применяли одни и те же нормы гражданского и административного права, административного процесса, что неизбежно порождало проблему различного толкования одних и тех же правовых норм в судебной практике, споров о подведомственности дел и т.п.

В результате прошедших преобразований в Верховном Суде Республики Беларусь была образована судебная коллегия по экономическим делам, основу которой составили руководство и судьи бывшего Высшего Хозяйственного Суда. В качестве специализированных судов были сохранены хозяйственные суды областей (г. Минска). Они были переименованы в экономические суды. Это более точно соответствовало характеру осуществляемых ими полномочий, к которым относится разрешение не только сугубо хозяйственных, но и целого ряда других споров в сфере экономических отношений.

 

Эмблема, флаг и нагрудный знак отличия Верховного Суда. Учреждены Указом Главы государства от 4 сентября 2014 года № 438.

 

1 июля 2014 года были ликвидированы Белорусский военный суд и межгарнизонные военные суды, упразднена Военная коллегия Верховного Суда. Полномочиями по рассмотрению и разрешению дел и споров, ранее подсудных военным судам, наделены соответственно областные (Минский городской) и районные (городские) суды. 

Подверглась реформированию и система органов судейского сообщества. В соответствии с положениями Декрета № 6 были созданы Высшая квалификационная коллегия судей Верховного Суда и квалификационные коллегии судей областных (Минского городского) судов и экономических судов областей (г. Минска). Полномочия указанных коллегий были скорректированы с учетом объединения и распространены в отношении всех судей судов общей юрисдикции.

До состоявшегося объединения разрешение вопросов кадрового и материально-технического обеспечения общих судов (за исключением Верховного Суда) длительное время возлагалось на Министерство юстиции и его органы на местах. В то же время в системе хозяйственных судов эти функции долгие годы выполнялись самими судами. Объединение двух систем поставило на повестку дня и вопрос обеспечения централизованного выполнения и этих функций.

Наиболее рациональным было признано создание соответствующих структурных подразделений непосредственно в аппарате Верховного Суда и в судах областного звена. Это позволяет обеспечивать необходимую координацию с деятельностью судебных коллегий, ответственных за формирование правильной и единообразной судебной практики, а в совокупности – обеспечивать необходимое качество и оперативность правосудия, проводить эффективную кадровую политику, рационально использовать бюджетные средства, выделяемые на финансирование судебной системы.

Новая редакция Кодекса о судоустройстве и статусе судей

Завершение мероприятий судебно-правовой реформы, изменивших структурное и функциональное построение национальной судебной системы, обусловило необходимость комплексного совершенствования положений Кодекса о судоустройстве и статусе судей (далее – Кодекс).

В этих целях был разработан и принят Закон Республики Беларусь от 22 декабря 2016 года «О внесении изменений и дополнений в законы Республики Беларусь по вопросам судоустройства и судопроизводства». Кодекс был изложен в новой редакции, которая вступила в силу 24 января 2017 года.

На законодательном уровне были сформулированы основы судоустройства, закрепившие реальное воплощение принципа единства национальной судебной системы, ее организационное и структурное оформление, четкое разделение функций исполнительной и судебной ветвей государственной власти.

В рамках совершенствования организации работы судов в Кодекс включены положения, направленные на повышение рациональности судебного управления и процессуальную экономию. Корректировке подверглись полномочия руководителей судов, а также коллегиальных судебных органов – Пленума и Президиума Верховного Суда, президиумов областных (Минского городского) судов.

В целях расширения доступа граждан к осуществлению правосудия были конкретизированы и дополнены нормы Кодекса о народных заседателях. При сохранении высокого уровня требований, предъявляемых к составу суда, существенно усовершенствованы подходы к формированию и утверждению списков народных заседателей, привлечению таких лиц для участия в рассмотрении уголовных дел по первой инстанции.

Особая роль в укреплении судебной системы, обеспечении независимости судей при осуществлении правосудия отведена органам судейского сообщества.

Порядок их формирования и деятельности детально регламентирован с учетом проведенного реформирования судов в разделе IV Кодекса.

Для оперативного и экономичного решения основных задач некоторые полномочия съезда судей Республики Беларусь перешли к постоянно действующему органу – Республиканскому совету судей.

В период между съездами судей принимать решения в пределах своей компетенции правомочен новый орган судейского сообщества – Республиканская конференция судей. Этому правовому институту в Кодексе посвящена отдельная глава 17. Она содержит как общие положения о его статусе, составе и компетенции, так и нормы о порядке созыва и проведении конференции, принятия ею решений и их исполнения.

25 октября 2017 года состоялось первое заседание Республиканской конференции судей, на котором был принят ее Регламент, образованы рабочие органы, избран Республиканский совет судей и его председатель, утверждена итоговая Резолюция.

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Принятые в последние годы Главой государства решения применительно к институтам судебной власти четко ориентируют на достижение стратегической цели: создание национальной модели правосудия – беспристрастного, профессионального, понятного, доступного, открытого для общества.

В настоящее время продолжается работа по совершенствованию законодательства, обеспечивающего судебную деятельность. В частности, принимаются меры по упрощению некоторых процессуальных процедур; совершенствуется законодательное регулирование вопросов, связанных с судебными пошлинами и процессуальными издержками. Задачами системного характера являются переход к апелляционному порядку пересмотра судебных решений по гражданским делам, а также разработка единого Гражданского процессуального кодекса для рассмотрения как гражданских, так и экономических дел и споров.

В сфере общей организации работы судов продолжаются мероприятия по предупреждению волокиты, бюрократизма по отношению к гражданам, нарушений законодательства при рассмотрении дел. Продолжается внедрение в судебный процесс современных информационных технологий, включая их широкое использование для извещения участников процесса о времени и месте судебных заседаний, фиксации хода судебных разбирательств, обеспечения дистанционного участия в судебных заседаниях, доведения до сведения общественности наиболее важной информации о деятельности судов.

Одним из стратегических направлений по укреплению доверия к национальному правосудию является проведение эффективной кадровой политики, привлечение в ряды судейского корпуса и работников аппаратов судов наиболее квалифицированных и ответственных юристов, обеспечение высокого уровня культуры судебной деятельности.

 

Источники:

 

  1. Л.Л.Зайцева. «Развитие законодательства о Верховном Суде Республики Беларусь». Верховный Суд Республики Беларусь. История и современность (1923 – 1998). «ИнтерДайджест». 1998 г.
  2. В.О.Сукало. Судебная система в новом качестве: итоги работы, проблемы и задачи на перспективу. Судовы веснік 1/2015.
  3. В.Л.Калинкович. О становлении и развитии судебной власти независимой Беларуси. Право.by 3/2016.
  4. В.О.Сукало. Новеллы законодательства Республики Беларусь по вопросам судоустройства и судопроизводства. Судовы веснік 1/2017.