Верховный Суд
Республики Беларусь

Интернет-портал судов общей юрисдикции Республики Беларусь

+375 (17) 308-25-01

+375 (17) 215-06-00

220020, г. Минск, ул. Орловская, 76

Актуально

  17343
Предлагаем вниманию юридического сообщества и всех читателей нашего интернет-портала ряд статей на заявленную тематику, ранее опубликованных в журнале «Судовы веснік» - официальном печатном издании Верховного Суда Республики Беларусь.
19 октября 2021  452 6 октября 2021  1396 1 октября 2021  2107 24 сентября 2021  732 7 сентября 2021  1881

О выполнении судами постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 18 марта 1994 г. № 1 «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение»

20 февраля 2015

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

27 июня 2013 г. № 5 

Обсудив результаты обобщения практики рассмотрения судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, Пленум Верховного Суда Республики Беларусь отмечает, что строгое соблюдение законодательства при рассмотрении дел данной категории способствует защите прав и охраняемых законом интересов граждан и государства, предотвращает возможность неправомерного установления прав, получения льгот и иных имущественных выгод.

В целом судами правильно рассматриваются дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение. При этом суды исходят из того, что в соответствии с требованиями ст.ст. 362, 363 ГПК такие дела подлежат рассмотрению в порядке особого производства, если установление юридического факта не связано с рассмотрением спора о праве, подведомственного общему суду, или не подлежит установлению в судебном порядке.

Вместе с тем в работе судов имеют место недостатки, связанные с неправильным применением процессуального закона. Содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда от 18 марта 1994 г. № 1 разъяснения выполняются не в полной мере. Кроме того, изменения в сфере имущественных правоотношений, повлекшие существенные изменения в законодательстве, привели к необходимости установления юридических фактов, ранее не встречавшихся в судебной практике. Рассмотрение этих заявлений вызывает затруднения и нередко приводит к судебным ошибкам.

Областные и Минский городской суды недостаточно уделяли внимания данной категории дел, не обобщали судебную практику и не всегда принимали меры по исправлению ошибок нижестоящих судов.

В целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства, предотвращения судебных ошибок Пленум Верховного Суда Республики Беларусь

постановляет:

1. Обратить внимание судов на необходимость строгого соблюдения законодательства при рассмотрении дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, что является важнейшей гарантией защиты как прав граждан и юридических лиц, так и интересов государства.

2. Областным и Минскому городскому судам усилить надзор за рассмотрением нижестоящими судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, в целях своевременного выявления и устранения ошибок по этой категории дел регулярно обобщать судебную практику.

3. Внести в постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 18 марта 1994 г. № 1 «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение» (Бюллетень нормативно-правовой информации, 1994 г., № 6; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 78, 6/56; 2006 г., № 167, 6/494) изменения и дополнения, изложив его в новой редакции:

1. Обратить внимание судов, что в соответствии со ст. 363 ГПК дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, подлежат рассмотрению в суде в порядке особого производства только в том случае, если:

а) согласно закону такие факты порождают юридические последствия (возникновение, изменение или прекращение личных либо имущественных прав граждан или юридических лиц);

б) установление факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного суду;

в) заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие факт, имеющий юридическое значение;

г) действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок их установления.

Приведенный в ст. 364 ГПК перечень фактов, подлежащих установлению в судебном порядке, не является исчерпывающим, поэтому суд вправе устанавливать и другие факты, имеющие юридическое значение, если не предусмотрен внесудебный порядок их установления.

Не подлежат рассмотрению в суде, в частности, заявления об установлении фактов: прохождения военной службы в Вооруженных Силах; нахождения на фронте; пребывания в партизанском отряде; получения ранения, контузии в ходе военных действий или при исполнении иных обязанностей военной службы; возраста граждан; окончания учебного заведения; признания участником Великой Отечественной войны; участия в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в определенный период и в течение определенного времени; принадлежности гражданам личных воинских документов и свидетельств, выдаваемых органами, регистрирующими акты гражданского состояния.

2. Согласно действующему законодательству (ст.ст. 353–358 ГПК, ст. 27 ЖК, законов Республики Беларусь: «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь», «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий», «О пенсионном обеспечении», «О статусе военнослужащих» и др.) в судебном порядке могут быть обжалованы принятые должностными лицами, административными и иными органами решения, основанные на наличии или отсутствии фактов, устанавливаемых этими же лицами и органами до принятия или в процессе принятия решений.

Несмотря на то, что названные факты устанавливаются в административном и ином порядке, споры об их наличии или отсутствии рассматриваются по существу судом при разрешении жалоб в порядке, предусмотренном ст.ст. 353–358 ГПК, и заявлений в порядке искового производства, когда рассмотрение жалоб связано с разрешением споров о праве.

3. Заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно соответствовать требованиям ст.ст. 243, 366 ГПК. Несоблюдение этих требований является основанием для оставления заявления без движения (ст. 248 ГПК).

В случае, если исправленное заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, связано со спором о праве, подведомственном суду, судья отказывает в возбуждении дела в связи с наличием к этому препятствий (п. 8 ст. 246 ГПК). Если это обстоятельство установлено во время предварительного судебного заседания либо во время судебного разбирательства – заявление оставляется без рассмотрения и заявителю разъясняется порядок разрешения его требований (ч. 4 ст. 362 ГПК).

4. Судам надлежит иметь в виду, что поскольку действующим законодательством предусмотрено установление фактов, имеющих юридическое значение, во внесудебном порядке, а также в хозяйственных судах (ст. 43 ХПК), то судья, принимая заявление, должен проверить, подведомственно ли оно общему суду.

Если заявление об установлении факта в силу закона не подлежит рассмотрению в общем суде или установление факта, о котором просит заявитель, не порождает для него юридических последствий, судья мотивированным определением отказывает в возбуждении дела (п. 1 ст. 245 ГПК), а если дело уже возбуждено, то производство по нему прекращается определением суда (п. 1 ст. 164 ГПК).

5. В ходе подготовки к судебному разбирательству дела, возбужденного в порядке особого производства, судья обязан выяснить, какие граждане и юридические лица заинтересованы в разрешении данного дела и подлежат вызову в судебное заседание, при необходимости содействовать в истребовании дополнительных доказательств и совершать другие действия по подготовке дела к судебному разбирательству (ст. 262 ГПК).

6. Судам следует учитывать, что факт родственных отношений (ч. 1 ст. 364 ГПК) устанавливается в судебном порядке в том случае, когда он непосредственно порождает юридические последствия для заявителя (к примеру, установление факта необходимо для получения свидетельства о праве на наследство, для оформления права на пенсию по случаю потери кормильца и т.п.) и когда подтвердить факт родственных отношений иным путем, кроме судебного, не представляется возможным. Доказательствами невозможности установления родства могут являться, в частности, извещения об отсутствии записи акта гражданского состояния в архивах органов, регистрирующих акты гражданского состояния, административное решение этих органов об отказе во внесении изменений, дополнений и исправлений в запись акта гражданского состояния. Если требования об установлении факта родственных отношений заявлены с целью подтверждения в дальнейшем права заявителя на жилую площадь, то установление такого факта возможно лишь в порядке искового производства.

Не должно рассматриваться в порядке особого производства заявление об установлении факта родственных отношений в случае, когда такое требование заявляется в связи с ошибками, допущенными при регистрации акта гражданского состояния (не указано отчество родителей, искажены имя или фамилия родителей в записи акта о рождении детей и т.п.), так как исправление ошибок и внесение изменений и дополнений в записи актов гражданского состояния производятся органами, регистрирующими акты гражданского состояния.

Отказ органа, регистрирующего акты гражданского состояния, в изменении, дополнении и исправлении записи акта гражданского состояния может быть обжалован в суд по месту жительства заявителя. Суд рассматривает заявление об установлении неправильности записи акта гражданского состояния не в порядке установления факта, имеющего юридическое значение, а по правилам ст.ст. 348–350 ГПК.

7. Установление факта нахождения лица на иждивении умершего имеет значение для получения наследства, назначения пенсии или возмещения вреда (ч. 1 ст. 364 ГПК) и допускается, если оказываемая помощь являлась для заявителя постоянным и основным источником средств к существованию. Если заявитель имел заработок, получал пенсию, стипендию и т.п., необходимо выяснить, была ли помощь со стороны лица, предоставлявшего содержание, постоянным и основным источником средств к существованию заявителя. Выдача соответствующим органом (исполкомом местного Совета народных депутатов, жилищно-эксплуатационной организацией) справки о том, что по имеющимся данным лицо не состояло на иждивении умершего, не исключает возможности установления в судебном порядке факта нахождения на иждивении.

При установлении факта нахождения на иждивении для назначения пенсии необходимо учитывать, что право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (ст.ст. 35, 36 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»).

Для установления факта нахождения на иждивении в целях оформления права на наследство необходимо, чтобы иждивенец был нетрудоспособным ко дню смерти наследодателя и находился на иждивении умершего не менее одного года до его смерти (п. 1 ст. 1063 ГК).

При установлении факта нахождения на иждивении для возмещения вреда в случае потери кормильца суды должны учитывать, что согласно закону право на возмещение вреда не связано ни с наличием родственных отношений между иждивенцем и кормильцем, ни со сроком нахождения на его иждивении (п. 1 ст. 957 ГК).

8. Обратить внимание судов, что в соответствии с ч. 1 ст. 364 ГПК суд устанавливает не факт усыновления, брака, развода, материнства и (или) отцовства, а факт регистрации усыновления, заключения брака, расторжения брака, смерти, установления материнства и (или) отцовства в органах, регистрирующих акты гражданского состояния. Суды вправе устанавливать эти факты, если в органах, регистрирующих акты гражданского состояния, не сохранилась соответствующая запись, что подтверждается извещением об отсутствии записи акта гражданского состояния, выданным архивом органов, регистрирующих акты гражданского состояния.

С заявлением об установлении факта регистрации заключения брака могут обращаться не только оба супруга, но и другие заинтересованные лица, а также прокурор. Если заявление об этом подано в суд лишь одним из супругов, то другой супруг привлекается к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

9. Суд вправе рассмотреть заявление об установлении факта рождения ребенка при невозможности выдачи медицинской справки о рождении, вследствие рождения ребенка вне организации здравоохранения, отсутствии оснований, предусмотренных ст. 52 КоБС, и отказа органа, регистрирующего акты гражданского состояния, в регистрации рождения ребенка.

При рассмотрении заявления об установлении факта рождения ребенка судам необходимо выяснять обстоятельства, связанные с беременностью матери и родами, и разрешать заявление на основании доказательств, с достоверностью подтверждающих наличие такого факта. В резолютивной части решения по таким делам следует указывать сведения о матери ребенка (фамилию, собственное имя и отчество, дату рождения, место жительства), пол, дату рождения ребенка и другие сведения, необходимые для регистрации рождения в органах, регистрирующих акты гражданского состояния.

Судам следует иметь в виду, что в случае регистрации рождения ребенка в органах, регистрирующих акты гражданского состояния, суд не вправе решать возникшие в связи с этим вопросы в порядке установления факта рождения. Такие требования подлежат рассмотрению в порядке установления неправильности записи акта о рождении.

10. В силу ч. 1 ст. 364 ГПК установление факта состояния в фактических брачных отношениях может иметь место, если эти отношения возникли до издания Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. и существовали до смерти (или пропажи без вести на фронте) одного из лиц, состоящих в таких отношениях. Установление фактических брачных отношений, возникших после 8 июля 1944 г., действующим законодательством не допускается.

Факт регистрации брака, заключенного по религиозному обряду, может быть установлен судом лишь в том случае, если закон придает такому браку юридическую силу. Согласно ст. 4 КоБС религиозный обряд брака не имеет правового значения. Это правило не относится к религиозным обрядам, совершенным до образования или восстановления государственных органов, регистрирующих акты гражданского состояния.

11. Разъяснить судам, что в судебном порядке может устанавливаться факт принадлежности лицу правоустанавливающего документа, если законом не предусмотрен административный порядок его подтверждения и не имеется возможности исправления допущенной в документе ошибки органом, его выдавшим, либо иным компетентным органом. В частности, не подлежат судебному рассмотрению заявления об установлении факта принадлежности лицу профсоюзного билета, воинских документов, паспорта, свидетельств, выдаваемых органами, регистрирующими акты гражданского состояния (ч. 1 ст. 364 ГПК). Суд не вправе рассматривать также заявления об установлении факта принадлежности удостоверения к ордену или медали гражданину, имя, отчество или фамилия которого не совпадают с указанным в удостоверении, поскольку эти вопросы разрешаются органом, выдавшим удостоверение.

В то же время суды вправе рассматривать дела об установлении факта принадлежности гражданам справок о ранениях и нахождении в госпитале в связи с ранением, извещений воинских частей, военкоматов и других органов военного управления о гибели или пропаже без вести граждан в связи с обстоятельствами военного времени, справок органов госбезопасности о насильственном вывозе с временно оккупированной территории СССР на время войны, поскольку такие документы не относятся к удостоверяющим личность.

12. Заявление об установлении факта принятия наследства и места открытия наследства (ч. 1 ст. 364 ГПК) может быть рассмотрено судом в порядке особого производства, если нотариус или другие уполномоченные лица не вправе выдать заявителю свидетельство о праве на наследство по мотиву отсутствия или недостаточности соответствующих документов, необходимых для подтверждения в нотариальном порядке факта вступления во владение или управление наследственным имуществом. Если надлежащие документы представлены, но в выдаче свидетельства о праве на наследство отказано, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд не с заявлением об установлении факта принятия наследства и места открытия наследства, а с жалобой на отказ в совершении нотариального действия (ст.ст. 351, 352 ГПК).

При вынесении решения об установлении факта принятия наследства и места открытия наследства следует руководствоваться требованиями ст. 1036, п. 2 ст. 1070 ГК.

13. Суды должны иметь в виду, что факт принадлежности наследодателю строительных материалов и другого имущества, из которого недвижимое имущество создано, может быть рассмотрен судом при отсутствии необходимых для регистрации имущества документов. Перечень таких документов устанавливается отдельными нормативными правовыми актами. В частности, совместным постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь и Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 29 декабря 2010 г. № 129/80 «О некоторых вопросах подтверждения права собственности на садовые домики, гаражи» предусмотрено, что документами, подтверждающими право собственности умерших граждан на садовые домики, гаражи, возведенные до 8 мая 2003 г., но не зарегистрированные в территориальных организациях по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, являются соответствующие справки садоводческих товариществ, гаражных кооперативов, подписанные председателем и заверенные печатью товарищества, кооператива.

Заинтересованными лицами по таким делам являются другие наследники, призываемые к наследованию, при их отсутствии – доверительные управляющие наследственным имуществом (ст. 1068 ГК) либо административно-территориальные единицы по месту нахождения спорного имущества, а также соответствующие садоводческие товарищества и гаражные кооперативы.

14. Суд вправе установить факт несчастного случая (ч. 1 ст. 364 ГПК) лишь в том случае, если возможность его установления во внесудебном порядке исключается, что должно быть подтверждено документом, выданным соответствующим территориальным структурным подразделением департамента государственной инспекции труда. Заявление об установлении факта несчастного случая принимается к производству суда: когда акт о несчастном случае вообще не составлялся и составить его в данное время невозможно; акт был составлен, но впоследствии утрачен и восстановить его во внесудебном порядке не представилось возможным; при составлении акта была допущена ошибка, препятствующая признанию факта несчастного случая, и исправить ее во внесудебном порядке нельзя.

В случаях подтверждения в суде несчастного случая в резолютивной части решения суда об установлении такого факта следует указывать время, обстоятельства несчастного случая и наступившие последствия.

15. Заявление об установлении факта смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах (ч. 1 ст. 364 ГПК) принимается к производству суда и рассматривается при представлении заявителем административного решения органа, регистрирующего акты гражданского состояния, об отказе в принятии заявления о регистрации смерти. В заявлении должны быть приведены доказательства, с достоверностью свидетельствующие о смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах.

16. Судам надлежит иметь в виду, что факт владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом может быть установлен судом лишь в том случае, если документы о регистрации такого имущества утрачены и в восстановлении их отказано (ч. 1 ст. 364 ГПК).

Факт приобретательной давности (ст. 235 ГК) в отношении имущества может быть установлен только в случае отсутствия у заявителя правового основания владения этим имуществом (договорных обязательств, закрепления имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) при условии добросовестного, открытого и непрерывного владения им.

При этом срок приобретательной давности определяется с учетом срока исковой давности и в силу ч. 4 ст. 235 ГК исчисляется со дня, следующего за днем истечения срока исковой давности для соответствующих требований законных владельцев.

17. В силу ст.ст. 13, 14 Закона Республики Беларусь от 22 июля 2002 г. «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» суды вправе рассматривать в порядке особого производства дела об установлении фактов ошибок нетехнического характера или фактов признания государственной регистрации недействительной в случаях, когда такие ошибки или государственная регистрация совершены по вине регистратора республиканской или территориальной организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.

Заявителями по таким делам являются республиканская и территориальные организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, а регистраторы и граждане, на чье имя произведена государственная регистрация, привлекаются в качестве заинтересованных лиц.

Решение суда об удовлетворении заявления об установлении факта ошибки нетехнического характера или факта недействительности государственной регистрации создания (изменения, прекращения существования) недвижимого имущества является основанием для внесения соответствующих исправлений в документы единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним либо аннулирования записи в регистрационной книге.

18. Разъяснить судам, что установление факта получения заявителем заработной платы за конкретный период в определенном размере для целей пенсионного обеспечения производится только за время, включаемое в стаж работы заявителя для получения пенсии при невозможности получения надлежащих документов во внесудебном порядке.

При этом, рассматривая требования заявителя в отношении периодов после 1 июля 1998 г. (ст. 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении»), суд должен истребовать данные о внесении обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Заявители не лишены возможности обращения с заявлением в суд об установлении такого факта и после 1 января 2003 г., в связи с вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 6 января 1999 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования».

Неуплата обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь является основанием для отказа в удовлетворении заявления.

19. Обратить внимание судов, что при определении конкретного размера заработной платы суды вправе принимать любые средства доказывания, предусмотренные главой 22 ГПК, поскольку законодательство не содержит каких-либо ограничений в способах доказывания факта получения заработной платы за конкретный период в определенном размере. Вместе с тем следует иметь в виду, что статистические данные о заработной плате, полученные из органов Белстата, могут являться основой для оценки судом достоверности заявленных гражданином сведений об уровне фактически полученной заявителем заработной платы, но не доказательством величины его фактического персонального заработка.

20. Если при рассмотрении дела об установлении факта заинтересованными гражданами или юридическими лицами будет заявлен спор о праве, подведомственный суду, или сам суд придет к выводу, что установление факта связано с необходимостью разрешения в судебном порядке спора о праве, поданное заявление оставляется без рассмотрения. В этом случае заявителю и другим заинтересованным лицам разъясняется, что они вправе предъявить в суд иск на общих основаниях (ч. 4 ст. 362 ГПК).

21. Дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, должны рассматриваться судом в порядке, предусмотренном ст.ст. 361–367 ГПК с участием заявителя и заинтересованных в исходе дела лиц (органов по труду, занятости и социальной защите, финансовых органов, военкоматов и т.д.).

В случае неявки в судебное заседание заинтересованных лиц суды должны выяснять, извещались ли они о времени и месте разбирательства дела, возможно ли рассмотрение дела в их отсутствие.

22. При вынесении решения об установлении факта, имеющего юридическое значение, суд должен проверить доказательства в подтверждение обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, и в случае удовлетворения заявления – в резолютивной части решения четко изложить установленный факт.

Судебное решение об установлении факта, подлежащего регистрации в органах, регистрирующих акты гражданского состояния, или в других органах не заменяет собой документов, выдаваемых этими органами, а служит лишь основанием для их получения (ст. 367 ГПК).

 

 

Председатель
Верховного Суда
Республики Беларусь

 

В.О.Сукало

 

 

Секретарь Пленума,
судья Верховного Суда
Республики Беларусь

 

И.Н.Минец

 

В очередном выпуске

Мониторинг массовой информации