Экономический суд Гродненской области

Главная СУДЫ Экономические суды Экономический суд Гродненской области Вопрос - Ответ


Читайте в номере
E-COURT
Электронное
правосудие
Мониторинг СМИ
Все новости

Меню раздела

Вопрос — Ответ

Вопрос: Какие меры по обеспечению исполнения исполнительного документа принимаются экономическими судами? Каков порядок принятия мер по обеспечению исполнения исполнительного документа   экономическими судами?

 

 В соответствии с абзацами восьмым — десятым части четвертой и частью шестой статьи 60 Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 года «Об исполнительном производстве», вступившего в силу с 16.05.2017 (далее – Закон об исполнительном производстве), судом в порядке, установленном процессуальным законодательством, принимаются следующие меры по обеспечению исполнения исполнительного документа (далее – меры обеспечения):

временное ограничение права должника — гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, должностных лиц должника — юридического лица на выезд из Республики Беларусь;

временное ограничение права должника — гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, на управление механическими транспортными средствами, моторными маломерными судами, мощность двигателя которых превышает 3,7 киловатта (5 лошадиных сил), права на охоту, за исключением случаев, когда пользование указанными правами необходимо должнику в связи с инвалидностью либо в качестве единственного средства получения дохода;

временное ограничение должника — гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, в посещении игорных заведений.

Меры обеспечения принимаются экономическим судом в  порядке, установленном хозяйственным процессуальным законодательством.

Компетенция экономического суда по принятию мер обеспечения определяется по правилам главы 5 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК); территориальная подсудность — по месту нахождения соответствующего органа принудительного исполнения.

Экономическим судом могут быть приняты меры обеспечения по исполнительным документам, выданным экономическим судом, а также по иным исполнительным документам (применительно к абзацу третьему части третьей статьи 132 Закона об исполнительном производстве) в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица. К иным исполнительным документам относятся:

исполнительные документы судов в случаях, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь;

исполнительные надписи нотариусов, дипломатических агентов дипломатических представительств Республики Беларусь и консульских должностных лиц консульских учреждений Республики Беларусь о взыскании денежных сумм (задолженности).

Принятие экономическим судом мер обеспечения регулируется статьей 334 ХПК.

Меры обеспечения могут быть приняты экономическим судом при наличии поводов и оснований, предусмотренных абзацем первым части первой статьи 334 ХПК.

Поводами являются представление судебного исполнителя  или заявление взыскателя. Основаниями — неисполнение либо уклонение должника от исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, или недостаточность мер обеспечения исполнения исполнительного документа, принятых судебным исполнителем в исполнительном производстве, для своевременного и полного исполнения исполнительного документа.

Заявление (представление) о принятии мер по обеспечению исполнения исполнительного документа рассматривается в судебном заседании суда, рассматривающего экономические дела, с извещением сторон исполнительного производства, о времени и месте проведения судебного заседания.

Срок рассмотрения представления (заявления) ХПК не предусмотрен. В соответствии с частью первой статьи 134 ХПК в случаях, когда процессуальные сроки не установлены, они назначаются экономическим судом. 

По результатам рассмотрения заявления (представления) о принятии мер по обеспечению исполнения исполнительного документа суд, рассматривающий экономические дела, выносит определение.

Определение суда, рассматривающего экономические дела, о принятии мер по обеспечению исполнительного документа подлежит исполнению с момента извещения должника.

Надлежащее извещение регулируется статьей 142 ХПК.

Определение суда, рассматривающего экономические дела, о принятии мер по обеспечению исполнения исполнительного документа   может быть обжаловано в порядке, установленном  ХПК.  Подача жалобы на определение суда, рассматривающего экономические дела, о принятии мер по обеспечению исполнения исполнительного документа не приостанавливает исполнение   определения.

Исходя из части первой статьи 216 и части восьмой статьи 334 ХПК обжалование определения об отказе в принятии мер по обеспечению ХПК не предусмотрено.

 

Вопрос: Подлежат ли рассмотрению в порядке приказного производства требования о привлечении к субсидиарной ответственности по долгам должников,  признанных банкротами?

 

В соответствии со статьей 265 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК) дела об экономической несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей рассматриваются судом, рассматривающим экономические дела, по правилам, установленным ХПК, с учетом особенностей, предусмотренных законодательными актами об экономической несостоятельности (банкротстве). Согласно статье 2 Закона Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон), указанным  Законом регулируются, в том числе, порядок и условия проведения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) и иные связанные с этим отношения.

Ответственность должника и иных лиц в деле об экономической несостоятельности (банкротстве) регулируется статьей 11 Закона. В частности, положениями которой определено, что взыскание субсидиарной ответственности с лиц и в случаях, перечисленных в частях второй и третьей указанной статьи, производится путем предъявления  исков. В связи с чем соответствующие требования о взыскании субсидиарной ответственности не подлежат рассмотрению в порядке приказного производства. 

 

         Вопрос: Может ли быть освобождено физическое лицо от уплаты государственной пошлины при обращении с исковым заявлением (заявлением), жалобой в суд, рассматривающий экономические дела, исходя из его имущественного положения?

 

Вопросы уплаты государственной пошлины регулируются Налоговым кодексом Республики Беларусь. Льготы по государственной пошлине, уплачиваемой по  делам, рассматриваемым в судах, установлены  пунктом 1 статьи 257 Налогового кодекса Республики Беларусь. Данная норма не предусматривает освобождение физических лиц от уплаты государственной пошлины при обращении в  суды, исходя из их имущественного положения.

Для физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, статьей 258 НК определены дополнительные основания для освобождения от государственной пошлины.В частности, местным Советам депутатов или по их поручению исполнительным и распорядительным органам  предоставлено право полностью или частично освобождать физических лиц, исходя из их имущественного положения от государственной пошлины:

зачисляемой в местный бюджет;

по объектам обложения государственной пошлиной, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности.  

В соответствии со статьей 25-1 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.12.2014 № 90 «О распределении государственной пошлины и штрафов за совершение правонарушений между республиканским бюджетом и (или) соответствующими местными бюджетами», государственная пошлина  по объектам обложения, установленным ст. 249 Налогового кодекса Республики Беларусь в пп. 1.1. (при обращении в судебную коллегию по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь, экономические суды областей (города Минска), подлежит  зачислению в республиканский бюджет.

С учетом изложенного, ни местным  исполнительным и распорядительным органам, ни экономическим судам законодательством не предоставлено право освобождения от государственной пошлины физических лиц, исходя из их имущественного положения.